Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Павел Вацлавик Как стать несчастным без посторонней помощи


“Как найти много друзей и стать миллионером” - кому не знакомы книги с подобными названиями? Со времен Д.Карнеги их поток не иссякает, и все они очень похожи одна на другую, но отдельным авторам удалось сказать совершенно новое слово. Один из таких авторов – профессор Стэнфордского университета, знаменитый австрийский и американский психолог Павел Вацлавик. Его небольшая книга «Как стать несчастным без посторонней помощи» [1] с момента выхода в свет в 1983 г. завоевала сердца миллионов читателей в самых разных странах, став поистине мировым бестселлером. И неудивительно: ведь крайне редко о важных и серьезных проблемах рассказывают столь просто, четко и увлекательно – и с таким тонким юмором.

Венское остроумие знатока коммуникации

Павел Вацлавик родился в Вене вскоре после того, как Австро-Венгерская империя приказала долго жить – в 1921 г. Однако остроумие и блеск никуда не делись, и юный Павел рос в интеллектуально насыщенной и мультикультурной атмосфере, предопределившей его интерес к психологии.

Ученую степень в области аналитической психологии Вацлавик получил в 1954 г. в Институте Карла Юнга (Цюрих), после чего некоторое время работал в университете Сальвадора. В 1960 г. Вацлавик возглавил Институт исследования психики в Пало-Альто (США). Среди его научных достижений следует отметить внедрение системного подхода в теорию семейных коммуникаций. В частности, Вацлавик разработал 5 аксиом общения, обеспечивающих существование семьи как социальной единицы. Он автор ряда книг («Прагматика человеческих коммуникаций» [2], «Насколько действительно настоящее»[3] и т.д.), но подлинную славу ему принесли не насыщенные научными терминами исследования, а сборник шуточных “вредных советов”.

Хочешь быть несчастным? Будь!

Пародируя образчики массовой научно-популярной литературы, Вацлавик показывает в 14 главах книги основные психологические механизмы, которые отравляют нам существование. Вера в то, что раньше все было лучше – и выбор заведомо недостижимой цели; привычка заранее переживать о возможных проблемах – и упорное следование неэффективным моделям поведение (в просторечии “наступать на те же грабли”): все, о чем пишет Вацлавик, в той или иной степени присуще каждому человеку.

Конечно, воспоминания о юности - это всегда лишь одна из множества возможностей. В качестве другого примера можно назвать безутешную скорбь о разрыве романтической связи. Ни в коем случае не поддавайтесь доводам разума, не верьте собственным воспоминаниям и оставайтесь глухи к увещеваниям добрых друзей, в один голос твердящих вам, что роман все равно был обречен на неудачу и что время от времени вы и сами уже мечтали, как бы вырваться из этого ада. Не верьте, если вам будут говорить, будто разрыв - это еще не самое страшное и что могло быть гораздо хуже. Наоборот, попытайтесь в сотый раз убедить себя в том, что если бы вам снова удалось начать с начала - но только уже по-серьезному, по-хорошему,- то все бы сложилось самым прекрасным образом. (Совершенно очевидно, что ни малейших шансов на благополучный исход романа нет и не предвидится.) Отметайте все сомнения и руководствуйтесь следующим, в высшей степени логичным, соображением: раз утрата возлюбленной вызывает у вас такие адские муки, то каким же райским блаженством было бы обрести ее вновь! [1, с.16]


Продолжайте “накручивать” себя, отказывайтесь от конструктивных изменений, ищите врагов, выдавайте самосбывающиеся пророчества – и боль, обида и разочарование никогда не уйдут из вашей жизни, уверяет Вацлавик. Отдельно следует отметить блестящий анализ автором провальных коммуникативных тактик, а для тех, кто недостаточно преуспел в них, предусмотрены шуточные упражнения.

Упражнение 1

Попросите партнера оказать вам какую-нибудь услугу. Как только он направится исполнять вашу просьбу, тут же, не давая опомниться, обратитесь к нему с новым поручением. Поскольку партнер сможет выполнить обе ваши просьбы только поочередно, а никак не одновременно, победа вам практически обеспечена. Если он предпочтет сперва довести до конца первое дело, то вы сможете упрекнуть его в невнимании к вашей второй просьбе, и наоборот. В том же случае, если партнеру вздумается рассердиться, не упустите возможности кротко и грустно заметить, что в последнее время он почему-то стал очень раздражительным. [1, с.41]


Вацлавик не только описывает основные психологические ловушки, но и объясняет, каким образом они попадают в наше сознание. Немалую роль здесь играют модели и сценарии поведения, буквально навязываемые культурой (и не только массовой) и национальными традициями. К примеру, патологические отношения между партнерами, в которых один играет роль вечной жертвы, а другой (или другая) вечного спасателя, увековечены во множестве шедевров всех культур и эпох.

Если обратиться к литературным примерам, то сразу же приходят в голову бесчисленные романы и либретто XVIII и XIX веков, повествующие о юном аристократе, который посвящает свою жизнь спасению распутной, одержимой порочными страстями - но, как оказывается, в глубине души совершенно невинной, обворожительной и наделенной всевозможными достоинствами - женщины легкого поведения. Более современный и близкий нам пример представляет собой некая особа женского пола - как правило, умная, интеллигентная, вполне респектабельная и склонная к самопожертвованию,- одержимая роковой манией нежной силою своей любви спасти и вернуть к нормальной жизни какого-нибудь алкоголика, любителя азартных игр или преступника и вплоть до самого печального финала упрямо продолжает в том же духе: в ответ на ничуть не меняющееся поведение избранника она с не меньшим постоянством одаривает его все новыми и новыми порциями преданности и готовности прийти на помощь. [1, с.50]


Может показаться, что Вацлавик чересчур саркастичен, но на самом деле одна из самых сильных сторон его книги – это гуманизм. Автор не просто верит в то, что человек создан для счастья: он убежден, что счастье и несчастье человека в конечном счете зависят от него самого. Прочитайте “Как стать несчастным без посторонней помощи» – и вы поймете, что это правда.

Литература:

1. ВацлавикП. Какстать несчастным без посторонней помощи (ПереводсанглийскогоО.В.Захаровой). — М., ПРОГРЕСС, 1990. — 96 с.
2. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций (Пер. с англ. А. Суворовой). — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. — 320 с. (Серия «Психология. XX век»).
3. Watzlawick, P. How real is real? : Confusion, disinformation, communication. — New York : Random House, 1976. — 266 p.

Автор: Жанна Ивченко, Психолог

Текст публикуется в авторской редакции

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/AMBhb

Скачать с ozon: https://clck.ru/AMBhd
Скачать с labirint: https://clck.ru/AMBhf

В избранное