Молитва за других людей —
неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от
ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. «Молясь за живых и умерших и называя их по именам,—
пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, — надобно от всего сердца, с
любовию произносить эти имена, как бы нося в душе те лица, имена коих
поминаешь, подобно как доилица носит и греет своя чада (1 Сол.
2, 7), — памятуя, что они члены наши и уды (члены. — Ред.) Христова
Тела (ср.: Еф, 4, 25; 5, 30). — Нехорошо пред лицем Божиим только перебирать
языком имена их, без участия и любви сердца. Надо помыслить, что Бог зрит на
сердце,— что и лица, за коих мы молимся, также требуют от нас, по долгу любви
христианской, братского сочувствия и любви. Великая разница между
бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их: одно от другого
отстоит, как небо от земли. Но имя Самого Господа, Пречистой Его Матери, святых
Ангелов и святых Божиих человеков по преимуществу надо призывать всегда от
чистого сердца, с верою и любовию пламенною; вообще слова молитвы не надобно
перебирать только языком, как бы перевертывая пальцем в книге листы бумаги или
как бы отсчитывая монету; надо, чтобы слова выходили, как ключ живой воды из
родника своего,— чтобы они были искренним голосом сердца, не были чужою
заимствованною одеждою, чужими руками»..