Домашняя молитва Как научиться припадать к Богу в молитве
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
пишет:
«В молитве главное, о чем нужно
прежде всего позаботиться, — это живая, ясновидящая вера в Господа: представь
Его живо пред собою и в себе самом, — и тогда, еже хощеши, проси о
Христе Иисусе в Духе Святом, и будте тебе. Проси просто, ничтоже сумняся, — и
тогда Бог твой и будет все для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные
дела, подобно тому как крестное знамение совершает великие силы. Проси не для
себя одного, но и для всех верных, для всего тела Церкви благ духовных и
вещественных, не отделяя себя от прочих верующих, но находясь в духовном
единении с ними, как член единого великого тела Церкви Христовой, — и любящий
всех, как чад своих во Христе, Отец Небесный исполнит тебя великим миром и
дерзновением.
Если хочешь молитвою испросить себе
какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной,
крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо,
если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней,
тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся, потому что ты
оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! Всё, чего ни
попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22), и, значит, если
воспросите неверующе или с сомнением, не приимете. Если будете иметь
веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но
если и горе сей скажете:поднимись и ввергнись в море,— будет (Мф. 21,
21). Значит, если усумнитеся и не поверите, то не сделаете этого. Да
просит (каждый человек) с верою, нимало не сомневаясь, потому
что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да
не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися
мыслями не тверд во всех путях своих, — говорит апостол Иаков (Иак. 1,
6—8).
Сердце, сомневающееся в том, что Бог
может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и
стесняется от сомнения. Не прогневляй же вседержавного Бога ни тению сомнения,
особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз.
Сомнение — хула на Бога, дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи
на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, что я говорю,
пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во
время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им
тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити?! Да, ты должен из
глубины сердца ответить: верую, Господи! (Ср.: Мф. 9, 28). И тогда будет по
вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение: Я
прошу у Бога:
1) существующего, а не воображаемого
только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее от Бога
получило бытие, потому что Все чрез Него начало быть, и без Него ничто
не начало быть (Ин. 1, 3), и, значит, ничто и не бывает без Него, что
бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает
и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей,— и во
всем сущем и бывающем Господь полновластный Владыка. Кроме того, Оннарицающу
не сущая, яко сущая (Рим. 4, 17); значит, если бы я просил и не
сущего, Он мог бы мне дать, сотворив его;
2) я прошу возможного, а для Бога и
наше невозможное — возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому
что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та
беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий
истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает,
видит, а рассудок окольными путями доходит до истины; вера — средство сообщения
духа с духом, а рассудок — духовночувственного с духовно-чувственным и просто
материальным; та — дух, а этот — плоть».
Я, скажешь, много раз просил и не получил.
Несомненно, это потому, что ты плохо просил — или с неверием, или с гордостью,
или же неполезного тебе; если же просил часто и полезного, то не с
настойчивостью... Если же просишь не с усилием и великой настойчивостью, то не
получаешь. Сначала нужно пожелать, а пожелав, просить истинно с верой и
терпением полезного каждому, причем чтобы тебя ни в чем не осуждала совесть как
просящего нерадиво или легкомысленно, — и тогда ты получишь, если того хочет
Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и, может быть, вследствие
этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть прилежным к
Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со страхом. Ведь
все, что приобретается с великим усилием, стараются сохранить, чтобы, потеряв
полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать Господа, не
оказаться недостойным Вечной Жизни....