Домашняя молитва Почему наши молитвы бывают неуслышаны
Если молитва так сильна, то почему
же не всякий получает то, чего просит? На это святой апостол Иаков дает такой
ответ:Пр'осите, и не получаете, потому что просите не на добро (Иак.
4, 3). Кто хочет получить, тот должен хорошо просить. Если же не всегда просящие
получают, то не молитва в этом виновата, но не хорошо молящиеся. Как не умеющий
хорошо управлять хорошим судном не приплывает к намеченному пристанищу, но
многократно разбивается о камни, и в этом виновато не судно, но плохое
управление им, так и молитва, когда молящийся не получает просимого, не
виновата в этом, но тот, кто не хорошо молится.
Не получают просимого только те,
которые или сами злы и не хотят уклониться от зла, чтобы сотворить благое, или
же просят у Бога злой вещи, или, наконец, хотя и доброй вещи просят, но зато
просят не хорошо, не так, как следует. Молитва сильна, но не какая-нибудь, а
совершенная, молитва тех, которые хорошо молятся.
Какая же молитва именно такова? Речь
об этом требует не одного дня, и поэтому я вкратце вспомню хотя бы кое-что.
Молитва того, кто слушается Господа,
бывает слышна и приятна для Бога. Кто слушается слов Господних, как об этом
сказал нам Сам Господь: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!»,
войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.
7, 21), кто ходит в законе Господнем (Пс. 118, 1) и творит
волю Его, желание того Господь исполнит и услышит молитву слушающихся Его.
Молитва смиренная, не фарисейская, восходит высоко, до Третьего Неба, к самому
Престолу Всевышнего, молитва смиренного пройдет сквозь облака. Такова,
например, была молитва смиренного мытаря: Боже! будь милостив ко мне
грешнику! (Лк. 18, 13), и Манассии, царя Иерусалимского. Крыльями
молитвы, на которых она взлетает к Вышнему, сидящему на шестикрылых Серафимах,
являются всякие добродетели, в особенности же смирение, говение и милостыня,
как об этом сказал Товии Архангел Рафаил, слетевший с Неба: Доброе дело
— молитва с постом и милостынею и справедливостью... Лучше творить милостыню,
нежели собирать золото (Тов. 12, 8). Как во всякой добродетели, так
особенно в молитве необходимо прилежание и усердие: Много может
усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). «Не напрасно Спаситель наш
сказал: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят
вам (Мф. 7, 7)», — пишет святитель Димитрий Ростовский (103, 361—362).
«Господь никогда не отказывает в дарах. Если же и
отказывает иногда до времени — отказывает для того, чтобы дар стал драгоценнее
для приемлющих и чтобы приемлющий был прилежнее в молитве... Уста могут просить
всего, но Бог исполняет только то, что полезно... Господь — премудрый
Раздаятель. Он заботится о пользе просящего и, если видит, что просимое вредно
или, по крайней мере, бесполезно ему,— не исполняет просимого и отказывает в
мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву, и тот, чья молитва не
исполняется, получает от Господа столь же спасительный дар, как и тот, чья
молитва бывает исполнена... Всеми возможными способами Бог показывает, что Он
милостивый Податель, Он дарит нам Свою любовь и являет нам милосердие Свое. А
потому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой
принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом,
не оставляет нас без весьма полезного дара; тем самым, что устраняет от нас
вредное, Он отверзает уже нам дверь щедрот Своих. В этом Подателе не находит
себе места неразумие просящего: немудрому, который по простоте своей, вопреки
разуму, просит вредного для себя, Бог подает премудро. Отказывает же в дарах
тому, кто не исполняет Его повелений. Всякий другой образ действия был бы
неразумием для всеведения Подателя. Поэтому будь уверен, что всякое прошение,
которое не бывает исполнено, несомненно, вредно, а то прошение, которое
услышано,— полезно. Дарующий праведен и благ и не оставит твоих прошений
неисполненными, потому что в благости Его нет злобы и в правде Его — зависти.
Если Он медлит с исполнением, то не потому, что раскаивается в обетовании, напротив.
Он хочет видеть твое терпение» (преподобный Ефрем Сирин)..