Домашняя молитва О чем просить Бога в своих молитвах
«Воспрещено нам плотское многословие
и витийство в молитве,— пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — воспрещены
прошения о земных благах и преимуществах, прошения, которыми только и
преисполнены молитвы язычников и подобных язычникам плотских людей».
О чем же должен просить Бога
христианин в своих молитвах?
«Если нам заповедуется
воздерживаться от житейских благ, даже когда они есть, то как оказываемся мы
жалки и несчастны, если просим у Бога того, что Он повелел отвергать, — пишет
святитель Иоанн Златоуст. — Бог нас услышит, если:
во-первых, мы достойны получить
просимое;
во-вторых, если мы молимся согласно
с заповедями Божиими;
в-третьих, если молимся непрестанно;
в-четвертых, если не просим ничего
житейского;
в-пятых, если просим полезного;
в-шестых, если исполняем должное и
со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом
восходим к Бессмертной Жизни».
«В молитве проси только правды и
Царствия, то есть добродетели и ведения, а прочее все приложится тебе (Мф. 6,
33)...
Молись,
во-первых, об очищении от страстей;
во-вторых, об избавлении от
неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления»
(преподобный Нил Синайский).
«Предметы молитвы нашей должны быть
духовные и вечные, а не временные и вещественные. Основная и первоначальная
молитва должна состоять из прошений о прощении грехов... Не будь безрассуден в
прошениях, чтобы не прогневать Бога малодушием твоим: просящий у Царя царей
чего-нибудь ничтожного — унижает Его... Проси того, что считаешь себе нужным и
полезным, но исполнение и неисполнение твоего прошения предоставляй воле
Божией...» —пишет святитель Игнатий Брянчанинов.
Намереваясь просить (чего-либо у
Господа), прежде чем прибегнешь к Подателю, рассмотри прошение свое, чисто ли
оно, внимательно вникни в причину, побуждающую к прошению. Если побуждение, по
которому просим, влечет за собою вред, то (Господь)... да заградит источники
наших прошений... Если просишь у Бога своего чего-нибудь, то проси не так,
чтобы непременно получить от Него, но предоставляя это Ему и Его воле.
Например, часто угнетают тебя скверные помыслы, и ты печалишься об этом, и
хочешь умолить Бога, чтобы тебе освободиться от брани. Но нередко она на пользу
тебе служит. Ибо часто бывает это с тобою, чтобы ты не превозносился, но был
смиренномудр... Также, если постигла тебя какая-нибудь скорбь или теснота, не
проси, чтобы непременно тебе избавиться от них, потому что и это, брат мой,
нередко бывает полезно; говорю тебе, часто случается, что во время молитвы
небрежешь ты о своем спасении, как было с израильтянами... И еще, если просишь
о чем-либо, не проси, чтобы получить это непременно. Ибо говорю: ты, как
человек, нередко считаешь для себя полезным то, что бывает бесполезным. Но если
оставишь волю свою и решишься ходить по Божией воле, то будешь в безопасности.
Он, предведущий все прежде исполнения, по снисхождению Своему пасет нас, а мы
не знаем, полезно ли , нам то, о чем просим. Многие, достигнув желаемого,
впоследствии раскаивались, а нередко впадали и в великие беды; не исследовав
тщательно, есть ли на это воля Божия, но думая, что это для них хорошо, и под
какими-нибудь предлогами, имеющими вид правды, введенные в обман диаволом,
подверглись крайним опасностям. Многие такие дела сопровождаются раскаянием,
потому что следовали мы в них собственному своему пожеланию. Послушай, что
говорит апостол: мы не знаем, о чем молиться, как должно (Рим.
8, 26). Ибо: все мне позволительно, но не все полезно; все мне
позволительно, но не все назидает (1 Кор. 10, 23). Итак, что полезно и
назидательно для каждого из нас, знает Сам Бог, потому и предоставь это Ему.
Говорю же это не с тем, чтобы воспрепятствовать тебе обращаться с прошениями
своими к Богу; напротив того, умоляю еще — просить Его обо всем, от малого до
великого. И вот что говорю тебе: когда молишься, открываешь перед Ним, что у
тебя на сердце, говори Ему: впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк.
22, 42); если полезно, как Сам ведаешь, так и сотвори. Ибо так написано: Предай
Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит (Пс. 36, 5). Взирай
на Господа нашего Иисуса Христа, Домостроителя, Который молится и говорит: Отче
Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф.
26,39). Поэтому, если просишь чего-нибудь у Бога, твердо стой в своем прошении,
открываясь перед Ним и говоря: «Если есть, Владыка, воля Твоя, чтобы это
состоялось, то соверши и сделай успешным. А если нет на это воли Твоей, не
попусти этому совершиться, Боже мой! Не предай меня собственному моему желанию,
ибо знаешь неразумие мое... но как Сам ведаешь, так и спаси меня по
снисхождению Своему!» Если же молишься по причине скорби и помыслов, то говори: Господи!
не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй
меня, Господи, ибо я немощен (Пс. 6, 2—3). Смотри, что говорит пророк: К
Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при
безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу (Пс. 27, 1); но
дай славу имени Твоему, непамятозлобивый, не помяни грехов моих и услыши меня.
И, если возможно, да минует меня скорбь, впрочем, не моя воля, но Твоя да будет,
подкрепи только и сохрани душу мою, и буду в состоянии перенести это, да обрету
благодать пред Тобою и в нынешнем веке, и в будущем». И предай Господу печаль
твою, и Он сотворит, что полезно для тебя. Ибо знай, что Он, как Благой, хочет
нужного для нашего спасения. Потому и душу Свою положил этот добрый Пастырь...
«Молитвою не наводи на себя
негодование, но проси того, что достойно Бога. А прося достойного, не отступай,
пока не получишь... В молитве должно просить не исполнения собственной своей
воли, но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезно», — пишет
святитель Василий Великий.
«Если дела твои не благоугодны Богу, то не проси у
Него великих дарований, чтобы не прийти в положение человека, который искушает
Бога. Молитва твоя должна быть сообразна с жительством твоим... Желание каждого
человека выказывается его деятельностью. К чему устремлено его тщание, о том он
должен подвизаться и в молитве. Желающий великого не должен упражняться в
маловажном. Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без прошения нашего, по
Своему промышлению, что дает не только Своим и возлюбленным, но и чуждым
познания Его» (преподобный Исаак Сирин)..