Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Грамотная грамотность

  Все выпуски  

Грамотная грамотность Дорогу алгоритму


Как добиться высоких показателей грамотности от своих учеников? Проблема становится с каждым годом все актуальнее, и причиной тому - повышающиеся требования к уровню подготовки выпускников. Только вот почему-то кажется, что как раз уровень их знаний с каждым годом все падает и падает. Особенно это становится заметно в старших классах, когда сведений, доступных ученикам, уже оказывается более чем достаточно, но на практике применять эти сведения у них просто не получается.

В чем дело? Скорее всего, причина происходящего в том, что ученики (как, кстати, и большинство людей, не связанных непосредственно в русским языком и системой его преподавания) не умеют отличать типы орфограмм. Поэтому предлагать им необъятные таблицы просто ни к чему: они все равно не опознают, какие орфограммы надо проверять по ним. Если же начнете настаивать, они будут проверять по предложенной схеме абсолютно все, все зависимости от того, насколько способ проверки может подходить данному типу орфограмм. Это как со светофором: в детском саду и в начальной школе детям настолько прочно вбивают в голову, что переходить дорогу можно только там, где есть светофор, что они приучаются действовать по схеме: увидел светофор - переходи дорогу. И неважно, какой сигнал дает в этот момент светофор: он же есть - значит, можно идти!

Именно поэтому я и предлагаю отказаться от таблиц. Просто в них слишком много "точек входа" - т.е. позиций, с которых надо начинать проверку. На практике получается, что дети вообще не видят разницы между какими-то орфограммами, а раз они все на одно лицо, то и "точка входа" должна быть одна: начинаем с одного и того же - с "узнавания" места орфограммы. А вот уже потом очень даже могут быть варианты. Какой механизм подойдет идеально? Естественно, алгоритм. Здесь единая "точка входа", а вот ответвлений может быть великое множество. Ну а чтобы убедить Вас в том, что алгоритм способен творить чудеса, приведу пример одной из составных частей общего алгоритма правописания.

Правописание "о" или "ё" после шипящих.

1. Обнаружить ударный [о] после шипящих. Он в корне?

                 да                                       нет

2. Есть ли однокоренное           2. Определить происхождение слова:

   слово с "е" вместо "о"?              именное                                глагольное

        да                   нет                     о                                                 ё

        ё                     о


В избранное