С 1 июля 2017 года начнет применяться стандарт по защите прав клиентов микрофинансовых организаций
Банк
России утвердил базовый стандарт защиты прав и интересов физических и
юридических лиц – получателей финансовых услуг микрофинансовых
организаций (Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и
юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами
саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих
микрофинансовые организации).
Так, с 1 июля 2017 года МФО не
сможет выдать заемщику – физлицу более 10 краткосрочных займов (сроком
до 30 дней) в течение одного года, а также пролонгировать договоры займа
более семи раз. При этом предполагается постепенно ужесточить эти
ограничения.
Уже с 1 января 2019 года количество займов,
выдаваемых МФО одному физлицу сократится до девяти в течение одного
года, а количество пролонгаций договоров сократится до пяти. Кроме того,
МФО будет запрещено выдавать краткосрочный займ при непогашении
предыдущего, полученного в этой организации.
Стандартом также
устанавливается, что до заключения договора займа или принятия
получателя финансовых услуг на обслуживание, МФО будет обязана не реже
одного раза в год запросить у клиента информацию о размере его
заработной платы, иных источников дохода и денежных обязательствах и
информацию о возможности обеспечить исполнение обязательств по договору.
А в дополнение к этим сведениям, при выдаче займов от 30 тыс. руб., МФО
обязательно должна будет запросить информацию о судебных спорах, в
которых получатель финансовой услуги выступает ответчиком, а при выдаче
займов от 100 тыс. руб. – информацию о наличии в собственности
получателя финуслуги движимого и недвижимого имущества.
В
документе закрепляется недопустимость давления на потребителя с целью
склонения его к выбору определенной услуги, стимулирования заключения
договора перекредитования на худших условиях, а также премирования
работников МФО исключительно за выдачу займов без учета их фактического
возврата.
И наконец, стандарт устанавливает предельные сроки
рассмотрения обращений клиентов МФО: регистрация всех полученных
обращений в течение трех рабочих дней и рассмотрение в течение 12.
А
если МФО не будет соблюдать положения базового стандарта, любое
заинтересованное лицо с 1 июля сможет обратиться в саморегулируемую
организацию, членом которой является такая МФО, с требованием о
применении к ней мер воздействия.