Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Нам не удалось избавиться от английского акцента: история подростка с аутизмом и чувством юмора

20 января 2022, 18:13
Андрей Тарасенко / Unsplash
Андрей Тарасенко из Харькова живет жизнью обычного подростка: стройный,
сероглазый 15-летний парень любит плавать, путешествовать, учиться,
познавать все новое, а особенно тянется к изучению иностранных языков.
Источник:
24 канал
view count
В арсенале у Андрея - испанский и французский языки, а знанием
английского паренек прославился на всю школу. Однако подросток не
простой ребенок-Андрей имеет аутизм.
Читайте также: Счастье - это когда тебя понимают, даже если не говоришь:
история парня с невербальным аутизмом
Мальчик стал одним из героев проекта МОО "Ребенок с будущим", которая
занимается адвокацией прав детей с аутизмом в Украине, - новогоднего
календаря 2022.
Поиски садика
У парня проблемы с коммуникацией, которые мешали свободно общаться и
находить общий язык с окружением еще с детства. По словам мамы Андрея,
Виталии, семья очень долго выбирала детский сад, персонал который
согласился бы принять особого ребенка к себе, ведь малыш не слушался,
убегал, прятался, плакал.
Поэтому в заведение, где к ребенку отнеслись с должным вниманием,
удалось попасть лишь в 5 лет. Это была группа знакомой семьи, год в
которой стоил пяти в обычном садике. По словам мамы парня, именно эта
воспитательница относилась к детям как к команде, но очень уважала
личное пространство маленького Андрея. Так, когда мальчик чувствовал
сенсорные перегрузки, он прятался в шкаф или садился на подоконник.
Работники садика следили лишь за безопасностью маленького воспитанника,
но никогда не запрещали ему отдыхать таким образом и ждали, пока Андрей
сам вернется в коллектив. Семья Андрея даже была немного шокирована тем,
что сын спокойно остается в садике на целый день, и радовалась
уважительному отношению к ребенку, результатом которого стало то, что в
садике Андрей впервые осознанно отпраздновал свой день рождения.
Андрей очень ждал этого дня. В группе в его честь малышня водила
хороводы, пела песни. Домой сын вернулся счастливый и с кучей подарков.
Раньше ребенок вообще не обращал внимание на знаковость этого дня, не
чувствовал важности события. Однако здесь все изменилось, и сын
почувствовал настоящий праздник,
- вспоминает мама Андрея.
Диагноз и лечение
Женщина отмечает, что о наличии проблемы семья знала с детства, однако
официально диагностировать расстройство аутистического спектра удалось
лишь в 7 лет.
"У нас очень хорошая врач-педиатр, которая обратила внимание на
существование проблемы еще в возрасте одного года восьми месяцев.
Мальчик не играл с другими детьми, выбирал спокойные и тихие занятия:
сам себе рисовал, смотрел мультики, играл с игрушками. Все это выглядело
очень отстраненно. А впоследствии Андрей перестал держать зрительный
контакт и реагировать на обращенную речь. Мы видели, что сначала ребенок
развивался нормально, ведь у нас есть старший на три года сын и есть с
чем сравнивать". - рассказала женщина
Врач рекомендовала обратиться к психоневрологу и задать вопрос об
аутизме. Сначала ему предложили витамины для улучшения мозговой
деятельности, затем нейролептики для получения быстрого результата. Но
родители ушли от врача и начали искать альтернативные варианты помощи -
успели побывать в дельфинарии, попить святой воды, походить к различным
колдунам.
Но все же вернулись к традиционной медицине: наблюдали сына сразу у двух
врачей, делали массажи и в центрах раннего вмешательства занимались
АВА-терапией, которая в то время как метод коррекции в нашей стране
находилась в зачаточном состоянии. Мы не знали, что именно помогало, но
прогресс был. А точный диагноз Андрею установили в 7 лет, когда нужно
было собираться в школу, в которой мы увидели мир, отличимый от детского
сада,
- отметила женщина.
Поход в школу
В начальной школе Андрей учился на индивидуальной форме вплоть до
четвертого класса. Но такие уроки, как рисование, музыка и еще
некоторые, посещал вместе со всеми детьми для социализации. С пятого
класса появилась тьютор, которая сопровождала Андрея на протяжении двух
лет, до своего выхода в декретный отпуск.
Это обстоятельство способствовало тому, что семья пересмотрела
собственную позицию по обучению Андрея и перевела его на индивидуальную
форму обучения. Дело не в том, что ребенок прикипел к конкретному
человеку, а в целом в достаточно глубоких проблемах образовательной
сферы и ее возможностей. Так, в классе, где учится Андрей, есть три
ребенка с особенностями развития.
Также на тему: Аутизм - не болезнь: как понимать людей с РАС
Такое количество на 25 учеников истощает учителя, у которого нет
помощника - ассистента учителя или тьютора ребенка. К тому же школьный
персонал не очень заинтересован в том, чтобы на уроках присутствовала
посторонний человек, потому что нет культуры в этом отношении: педагоги
считают это слежкой или подглядыванием.
Так, сначала тьютора Андрея не пускали в класс во время уроков,
аргументируя тем, что при необходимости ее позовут. Но парня нужно было
выводить каждые 20 минут, чтобы избежать перегрузки. Однако мама Виталия
решила не спорить, а постепенно завоевывать доверие:
Пусть это происходило медленно, однако по-доброму. И через некоторое
время учителя сами удивлялись результатам: Андрей начал лучше усваивать
материал, запоминать, делать все домашние задания, отвечать на уроках.
Дело в том, что урок проводят для нормотиповых детей, а особенные дети
обычно не успевают за темпом подачи материала и не понимают, что именно
нужно делать, поэтому в знаниях большие пробелы. Однако некоторые
педагоги начали злоупотреблять тьютором, оставляя класс на человека, в
обязанности которого входит помощь только одному ребенку за счет его
родителей,
- вспоминает мама Андрея.
Также Виталия подчеркивает и проблему отсутствия квалифицированных
психологов. Но самое главное - это отсутствие достаточной информации о
расстройстве и тренингов для учителей, которые просто не знают, как
работать с особыми детьми:
"Мне очень повезло, ведь я хорошо коммуницирую с администрацией школы. Я
предложила встретиться с психологами, которые занимаются с Андреем; они
рассказывали учителям про аутизм и делились рекомендациями по
организации учебного процесса. И это дало свой результат: многие вещи
можно использовать не только с аутичными учениками, но и с
нормотиповыми, что значительно улучшает жизнь педагогов. Однако есть и
такие, которые считают 25-летний педагогический стаж вершиной знаний о
поведении и психологии детей и не соглашаются учиться. Поэтому
отсутствие знаний и нежелание их получить очень усложняют процесс работы
с особыми детьми".
В школу Андрей ходит в основном самостоятельно (без сопровождения мамы)
и с удовольствием, хотя ему не всегда легко дается академическая
нагрузка. Однако некоторые таланты подростка сделали из него звезду:
Андрей изучает иностранные языки и прославился на всю школу словарным
запасом и английским произношением. Парень настолько увлекся английским,
что у него появился акцент носителя языка, поэтому долго пришлось
посещать логопеда, чтобы тот помог от него избавиться, однако так ничего
и не удалось.
Увлечения и хобби
Андрей очень любит воду и занимается плаванием в бассейне с тренером.
Мама отмечает, что сын может принимать по нескольку раз в день ванну,
как способ снять стресс. Поэтому счета за использование воды в этой
семье значительно больше, чем в других.
Семья довольно долго пыталась приобщить парня к какому-то командному
виду спорта, чтобы улучшить коммуникативные навыки, но ничего из того не
вышло, потому что бассейн для Андрея - лучший способ как быть в тонусе,
так и средство для снятия стресса. Также тренеру удалось наладить
контакт с подростком, сейчас Андрей ходит на тренировки с большим
удовольствием, и они скучают друг по другу во время перерывов в занятиях.
Читайте также: Мы должны знать больше о людях с РАС, - интервью с
профессором с аутизмом из США
Как и любой современный подросток, Андрей неравнодушен к гаджетам: после
пробуждения сразу берет в руки телефон. Но только до того момента, как
проснется мама, - подростка ограничивают в пользовании телефона, потому
что перенагрузка может привести к мелтдауну. И все же семья понимает,
что от технологий никуда не деться, и учит Андрея самому отслеживать
свое состояние, чтобы не истощаться.
Мама Андрея отмечает, что у сына есть одно уникальное качество, которое
по большей части отсутствует у людей с аутизмом, - это чувство юмора.
Парень живо шутит, может рассмешить и разыграть людей вокруг, за что
сверстники его очень любят, а дома никогда не бывает грустно. И хотя до
сих пор у подростка есть проблемы с речью и обучением, юмор и
настойчивость помогают двигаться дальше и жить полной жизнью.

Ответить   Thu, 20 Jan 2022 18:31:36 +0200 (#3683439)