Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Умер Александр Глезер

Умер Александр Глезер

В Париже умер Александр Глезер, поэт и переводчик, лучше всего известный,
однако, не литературной деятельностью, а поддержкой неофициального искусства
СССР в самых разных амплуа - от коллекционера до куратора (правда, в те годы
этого слова не знали). Героические усилия Глезера вписали его имя не только
в историю искусства, но и в пантеон борцов за свободу мысли и собраний в
Советском Союзе.

Глезер родился в Баку, выучился на инженера-нефтяника в Москве, несколько
лет прожил в Уфе, потом снова вернулся в столицу. Познакомившись в 1966 году
с лидером неофициальных художников Оскаром Рабиным, Глезер переключился на
запрещенное к показу искусство. Вместе с Рабиным он организовал выставку 12
художников андерграунда в клубе <Дружба> (1967), устраивал персональные
экспозиции разных авторов в кафе и НИИ. В 1974 году молодые на тот момент
художники
Виталий Комар и Александр Меламид обратились к Оскару Рабину с идеей
организовать выставку на открытом воздухе. Рабин привлек к организации
Глезера, и так
сложился переломный момент в истории неофициального искусства, известный как
Бульдозерная выставка, открывшаяся на пустыре 15 сентября 1974 года.

Есть разные версии того, что случилось на пустыре и почему реакция властей
была столь жесткой (существует мнение, что сыграла роль подковерная борьба
силовых
ведомств - документальных доказательств этому, правда, нет). Реакция
западных СМИ была настолько острой, что положение подпольных художников
стало резко
меняться. Проводятся официально санкционированные выставки, в том числе
смотр на открытом воздухе в Измайлово, политически нейтральным
нонконформистам
предлагается вступить в горком графиков - в общем, власть пытается найти
компромиссный выход из положения. Глезеру, правда, пришлось эмигрировать: в
КГБ
его поставили перед выбором - либо уехать, либо предстать перед судом по
обвинению в антисоветской деятельности. Связанные с Бульдозерной выставкой
события -
обыски, угрозы и попытки торговаться с художниками - Глезер описал сразу по
приезде в Париж в <Синей книге>, вышедшей в эмигрантском издательстве. В
1977
году он собрал выставку - Unofficial Art from the Soviet Union - для
биеннале в Венеции (совместно с искусствоведом Игорем Голомштоком), чуть
позже основал
во Франции Музей современного русского искусства в изгнании, позже
переехавший в Нью-Джерси (США). Занимался Глезер и литературой, основав один
из лучших
эмигрантских журналов <Стрелец>.

В эмиграции Глезер делал выставки советского андерграунда, и в 1991 году -
при первой же возможности - вернулся в Москву, где показывал свою коллекцию
в разных городах. На тот момент, правда, расстановка сил в искусстве сильно
изменилась: с 1980-х годов на первый план вышло поколение концептуалистов -
и художники, вместе с Глезером составлявшие авангард борьбы за свободу,
ценились намного меньше. Глезеру концептуалисты были не близки, и он
держался за старшее
поколение и художников, близких по стилю. Многое из того, что в советское
время воспринималось как фронда и глубина самовыражения, с распадом СССР
стало
восприниматься как сюрреалистический салон - и в арт-мире капиталистической
Москвы, стремительно сближавшемся с Западом, инициативы Глезера и пестуемые
им новые имена успеха не имели. Тем не менее его деятельность и воспоминания
о подготовке Бульдозерной выставки и ее последствиях остаются бесценными
примерами
борьбы с попытками государства диктовать свою волю и уничтожать искусство,
не соответствующее партийной линии и идеологии.
Источник:
https://news.mail.ru/society/26013739/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Sun, 5 Jun 2016 23:20:09 +0300 (#3407601)