Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Поисковики обнаружили на дне Карского моря затонувшие в 1944 году корабли полярного конвоя

Поисковики обнаружили на дне Карского моря затонувшие в 1944 году корабли
полярного конвоя

В истории Великой Отечественной войны стало одним пробелом меньше. В Карском
море на глубине обнаружены корабли полярного конвоя, ушедшего на дно в 1944
году. Большой пароход и три тральщика были атакованы немецкими субмаринами.
Тогда погибли не только военные, но также женщины и дети.

120 метров в длину. Под водой это судно выглядит гигантом, но в масштабах
океана - песчинкой. Участники "Карской экспедиции" искали его несколько лет,
совершили
десятки экстремальных погружений, и вот водолаз прикасается к борту
парохода, затонувшего 70 лет назад.

"Когда смотришь через монитор, это одни впечатления. Когда ты стоишь на
палубе затонувшего судна - это, конечно, совсем другие ощущения. Пытаешься
представить,
как оно в свое время ходило по воде, участвовало в боевых сражениях. Какие
люди могли здесь служить", - говорит руководитель водолазных работ "Карской
экспедиции-2015" Валерий Ведерников.

Рядом на 50-метровой глубине локатор находит еще два объекта - затонувшие
тральщики. Сомнений нет. Это конвой БД-5, погибший в августе 1944 года.

О сражениях в Заполярье известно немного. В основном - о героической обороне
Кольского полуострова. Но линия фронта протянулась намного дальше - к
берегам
Ямала и Таймыра. На второй год войны немецкое командование направляет в
Карское море тяжелый крейсер "Адмирал Шеер". Помимо охоты за нашими
кораблями,
ему ставится секретная задача: оборудование баз подводных лодок. На
архипелаге Франца-Иосифа и на островах Новой Земли немцам удается скрытно
устроить
в скалах ремонтную мастерскую, склады, казармы. Через год сюда прибывает
шесть модернизированных субмарин - так называемая "подводная стая "Грайф".

Конвой БД-5 из Северодвинска в Диксон вез продовольствие, стройматериалы и
оборудование, в том числе, для только что открытого завода, выплавлявшего
никель.
Караван состоял из большого парохода "Марина Раскова" и трех тральщиков.

"400 человек - это гражданские: жены, дети тех сменщиков, кого на Диксоне
меняли на полярных станциях. Продовольствие было - от носков до муки. Досок,
что
и позволило ей долго не тонуть. И три тральщика. Трудно представить -
тральщик 50 метров, и на нем по 110-150 человек военных", - рассказывает
руководитель
"Карской экспедиции-2015" Станислав Жигалко.

В 60 километрах от острова Белый пароход "Марина Раскова" атакует подлодка.
Он начинает тонуть. Один из тральщиков принимает выживших пассажиров. Но
места
мало. Мужчины остаются в шлюпках. Немецкие подводники видели, что на
тральщике женщины и дети. Но во второй раз атакуют именно их. Корабль уходит
на дно
в считанные минуты. Третьей торпедой затоплен еще один тральщик, а затем и
пароход.

Начинается шторм. Командир единственного оставшегося на плаву корабля
принимает решение спасти хоть кого-то и уходит с частью пассажиров в
ближайший порт.
Ему грозит трибунал за самовольный выход из боя. Но через несколько дней он
уйдет в море, догонит и потопит немецкую подлодку.

Оставшихся в море пассажиров БД-5 будут искать две недели. В ходе этой
уникальной операции спасут 73 человека. Последнюю шлюпку обнаружил гидроплан
подполковника
Матвея Козлова. Летчики не только посадили свою амфибию на трехметровые
волны, но и на руках перенесли в самолет выживших. А когда поняли, что не
смогут
взлететь, поплыли на гидроплане, как на лодке. 12 часов, сквозь шторм к
берегу.

Гибель "Марины Расковой" стала крупнейшей военной катастрофой в Арктике.
Погибло 377 человек, в том числе, 107 женщин и детей. Но на дне Ледовитого
океана
остаются еще десятки кораблей, участников героических сражений в Заполярье.

"Не столько поднять, сколько понять, где оно лежит: Хотя здесь, наверное,
скорее, чтобы помнили. Чтобы знали. Вырастает поколение, которое не помнит,
как
это было", - говорит Станислав Жигалко.

Водолазы "Карской экспедиции" установили на кораблях памятные таблички.
Координаты отмечены на карте, и по морскому праву, отныне они считаются
братскими
могилами.
Источник:
http://www.1tv.ru/news/social/294404
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Mon, 19 Oct 2015 14:51:56 +0300 (#3322381)