Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Хакер утверждает, что он перехватил управление пассажирским лайнером

Хакер утверждает, что он перехватил управление пассажирским лайнером

Скандал в Америке: задержан хакер, который якобы перехватил штурвал
самолёта, находясь на борту в качестве пассажира. Утверждается, что он
подключился с
помощью ноутбука к системе управления лайнером и заставил его набрать
высоту. И этот случай не единственный. В Америке опубликован доклад,
который, возможно,
заставит поменять все правила безопасности на авиатранспорте.

Аэропорты закрыть, самолеты загнать в ангары, полеты прекратить - в
сложившейся ситуации одно из немногих решений. Шуму наделал доклад Счетной
палаты США.
В нем говориться буквально следующее. Злоумышленник, оснащённый одним только
ноутбуком, может перехватить пилотирование самолётом, управлять системами
предупреждения и навигационным оборудованием. Специалисты считают, что это
возможно.

"Эти системы изначально сконструированы без учета требований безопасности.
Проходит информация от двигателя, от шасси, от закрылок. Все это стекается
на
компьютеры пилота и одновременно оказывается доступен всем другим
посетителям самолета", - говорит главный антивирусный эксперт лаборатории
Касперского
Александр Гостев.

Гражданская авиация уходит от традиционных радарных систем. Их сменят
цифровые. И как не парадоксально, но чем современнее технологии, чем сильнее
компьютеризирован
процесс, тем проще злоумышленникам поставить под удар жизни пассажиров.
Современные самолеты все больше связаны с Интернетом, что может привести к
несанкционированному
удаленному доступу. Хакеры уже могут влезть в мозг воздушного судна с
помощью обыкновенного смартфона.

Специалист по компьютерной безопасности Хьюго Тесо утверждает, что смог на
виртуальной модели полностью захватить бортовой компьютер, изменить курс
полета
воздушного судна, температуру на борту и включить бортовые огни.

На каждом самолете - десятки километров кабелей. По ним от головного
компьютера электрические сигналы подаются ко всем узлам и агрегатам. Отключи
мозг -
и эти провода превратятся в обыкновенные веревки. Чуть больше года назад
борт, следовавший по маршруту Куала-Лумпур - Пекин, исчез при непонятных
обстоятельствах.
Самолет пропал с радаров через час после взлёта. На борту были внезапно
выключены все системы связи. Возможно, очень мощный удар молнии, взрыв на
борту,
а может быть, и хакерская атака.

"Самое сложное в таких ситуациях заключается в том, чтобы пилоты вовремя
поняли, что происходит что-то неладное, отключили автопилот и начали
управлять
самолетам в ручном режиме, чтобы не произошло какой-то трагедии", - отмечает
эксперт по кибербезопасности Юрий Гольцев.

Летящий самолет 1-2 раза в секунду посылает на землю и другим бортам
примитивный радиосигнал, персональные данные и координаты. Радиоканал не
защищен -
информацию может принять кто угодно. И нет никакой гарантии, что ее нельзя
подменить.

"Радиолюбители невысоко класса могут посылать сигналы, иммитирующие полет
самолета. Невозможно отличить истинный сигнал от ложного. Таким образом, в
воздухе
получается якобы большое количество самолетов - истиных и ложных, и
уворачиваясь от ложного, можно попасть под истиный", - говорит начальник
подразделения
НИИ авиационных систем Эдуард Фальков.

Что бы не сделал киберпреступник, находящийся на борту, ему противостоит тот
самый человеческом фактор, пилот, который в нештатной ситуации примет
решение,
не советуясь с электроникой.

"Выйти на другой уровень управления самолетом. Не от компьютера - это высший
уровень, не от автопилота - это второй уровень, а просто взять в руки
штурвал
и управлять самолетом. Есть самолет, есть пилот, есть работающие двигатели -
этого вполне достаточно, чтобы самолет летел", - говорит заслуженный пилот
России Виктор Сажений.

Возможность нештатной ситуации все равно остается. И пока не произошло
революции в средствах защиты авиационных компьютерных систем, правила
безопасности
для пассажиров могут измениться с учетом новых угроз. Вполне возможно, что
ноутбук и средства связи пассажиру придется сдавать в багаж. В них, как
выясняется,
больше опасности для полета, чем в бутылке воды и маникюрных ножницах.
Источник:
http://www.1tv.ru/news/techno/284114
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Tue, 19 May 2015 23:13:53 +0300 (#3267830)