Рабочие GM не уходят <<по-хорошему>>
Рабочие закрывающегося завода General Motors в Санкт-Петербурге до сих пор
не согласились с предложениями компании по размеру компенсационных выплат.
Они
настаивают на получении 12-218 окладов, а также требуют оплатить им расходы
на переобучение. Члены профсоюза уже запланировали проведение пикетов, кроме
того они намерены добиться права приоритетного трудоустройства в случае,
если предприятие снова будет запущено.
Значительная часть сотрудников завода General Motors в Санкт-Петербурге не
принимает предложенные руководством условия их сокращения в связи с
закрытием
производства в России. Решению ситуации не помогла даже встреча с
американскими топ-менеджерами в Детройте, куда на специализированный форум
по обмену
информации были приглашены члены российского Межрегионального профсоюза
работников автопрома (МПРА).
Рабочие по-прежнему требуют от GM выплатить им не менее 12-218 окладов
труда, а также оплатить переобучение на другие профессии. Кроме того,
профсоюз намерен
запустить кампанию с требованием о внесении изменения в Трудовой кодекс с
целью законодательно установить более высокий размер выплат для работников в
случае
сокращения. Об этом <<Газете.Ru>> сообщил сотрудник завода и член МПРА Роман
Косенков, который побывал на форуме.
<<Оказалось, что в Австралии, где GM также был вынужден закрыть свое
производство, людям оплатили их переобучение -- этого же хотим и мы,
рассказал Косенков
<<Газете.Ru>>.
-- Что касается денег, то пришлось серьезно поспорить, сейчас я снова
отравил электронные письма с запросами в США и жду ответа. Мы рассчитываем
на выплату
от 12 до 18 окладов. При этом выплаты для сотрудников ведутся непонятным
образом -- часть людей, которые были готовы принять первоначальное
предложение,
получить семь окладов и уволиться по соглашению сторон -- уволили сразу же.
Тем, кто не пошел на встречу, все-таки получили как раз от 12 до 18 окладов.
Но пока остается непонятным, по какому принципу велось такое распределение
-- почему кто-то из сотрудников получил 500 тыс. рублей, а кто-то 1,5 млн
рублей
за уход.
В то время, как даже иностранные топ-менеджеры компании вели со мной диалог,
российское руководство резко закрылось от сотрудников. Американские боссы
сказали,
что проконтролируют ситуацию, но кто точно знает, что у них на уме.
Отметим, что в настоящее время всего около 40 сотрудников GM выражают
несогласие с предложенными им условиями увольнения. При этом средняя
зарплата на заводе
составляла от 30 до 50 тыс. рублей с учетом полной загрузки, но, поскольку
сейчас предприятие работает не в полную силу, заработок упал до 32 тыс.
рублей.
По информации профсоюза, завод будет полностью законсервирован 31 мая, а
последние рабочие покинут предприятие июля -тогда здесь останется только
офисный
персонал. Сейчас на производстве занято порядка 150 человек и столько же
работает в офисе. Работы ведутся минимальные, собираются последние модели по
методу
крупноузловой сборки.
Между тем сами рабочие жалуются на то, что найти работу в автомобильной
отрасли практически невозможно, а на других предприятиях требуется серьезный
трудовой
опыт.
Чтобы подтвердить серьезность своих намерений и привлечь дополнительное
внимание, члены профсоюза намерены периодически проводить митинги и
одиночные пикеты.
Первый из них состоится уже в среду у здания законодательного собрания.
Кроме того, в списке планов -- подключение юристов, при помощи которых они
смогут
надавать на GM.
<<Есть информация, что если завод будут запускать заново, то в первую
очередь будут возвращать начальников. Мы будем требовать, чтобы обеспечили
приоритетный
прием на работу рабочим -- ведь начальник не будет стоять у станка, --
заявил Косенков. -- Кроме того, мы будем работать над возможностью внесения
изменений
в законодательство, чтобы обязать работодателей выплачивать большие
компенсации, нежели это делается сейчас>>.
Партнер юридической компании Sirota & Partners Артем Сирота полагает, что в
результате переговоров, активных действий со стороны работников, а также
широкого
освещения проблемы в СМИ, GM может согласиться выплатить работникам 12
окладов и компенсировать расходы на переобучение. Он уверен, что в условиях
кризиса,
в том числе, в автомобильной промышленности,
требования работников GM представляются справедливыми, поскольку вряд ли им
удастся в короткий срок найти новое место работы по специальности.
<<В данном случае речь идет об увольнении работников GM по соглашению
сторон, -- пояснил Сирота <<Газете.Ru>>. -- Таким соглашением для работника
могут быть
предусмотрены дополнительные компенсации. То, что происходит в настоящий
момент, это по своей сути переговорный процесс между работодателем и
работниками,
в рамках которого GM и его работники пытаются согласовать условия
увольнения, которые бы устроили обе стороны.
Согласно Трудовому кодексу РФ при увольнении работника по сокращению штатов
работник вправе претендовать на выходное пособие в размере двух
среднемесячных
заработков,
а в исключительных случаях по решению службы занятости -- на получение
среднего заработка за третий месяц после увольнения, если работник к этому
моменту
не был трудоустроен. Дополнительно к выходному пособию работник получает не
выплаченную к моменту увольнения заработную плату и компенсацию за
неиспользованный
отпуск. Дополнительные выплаты на случай увольнения могут быть предусмотрены
как действующим в организации коллективным договором, который
распространяется
на всех работников предприятия, так и индивидуально в трудовом договоре с
каждым работником.
Кроме того, при увольнении работника по соглашению сторон работник и
работодатель могут договориться о дополнительных компенсациях и гарантиях в
соответствующем
соглашении об увольнении.
Таким образом, как обратила внимание <<Газеты.Ru>> юрист адвокатского бюро
DS Law Кристина Терновая, в данном случае <<работникам предлагаются более
льготные
условия, чем предусмотрено трудовым законодательством>>.
Поясним, что американский концерн GM, принявший решение свернуть продажи
Opel и Chevrolet на российском рынке и законсервировать свой завод в
Санкт-Петербурге,
предложил всем готовым уйти по соглашению сторон работникам единовременную
выплату в размере семи окладов. По мнению руководства GM, этой подъемной
суммы
должно быть вполне достаточно для того, чтобы их бывшие сотрудники нашли
новую работу и, к примеру, смогли пройти необходимое профессиональное
переобучение.
Однако в МПРА посчитали, что этой суммы будет недостаточно.
Алина Распопова
Источник:
https://news.mail.ru/economics/22142741/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников