[свободная трибуна] На Венецианской биеннале Россия представила проект `Зеленый павильон`

На Венецианской биеннале Россия представила проект `Зеленый павильон`
Смысловые загадки, исторические аллюзии и необычные оптические эффекты. На
Венецианской биеннале современного искусства Россия представила свой
павильон.
В этом году он не только наполнился новыми арт-объектами, но и изменился
внешне.
Бронзовые мавры, бьющие в колокол над площадью Сан-Марко, вновь встречают в
Венеции мастеров современного искусства. В этом году всё внимание к цвету.
Здание
российского павильона не только заиграло новыми красками, но и само по себе
стало арт-объектом.
Здание, построенное более 100 лет назад про проекту архитектора Алексея
Щусева, словно вобрало в себя оттенки венецианской лагуны и садов Жардини.
Стены,
которые раньше были песочно-жёлтые, теперь тёмно-зелёные.
Получилась то ли беседка для романтических встреч, то ли малахитовая
шкатулка. Только вместо спрятанных внутри драгоценностей - очень личные
воспоминания
одной из основательниц русского концептуализма, а в этом году ещё и автора
нашей национальной экспозиции Ирины Наховой. Культурные коды и образы,
которые
ни с чем не спутаешь.
"Например, вы видите фотографии военного времени, фотографии после войны. И
каждый может найти своего отца, мать, своего дедушку или бабушку. С кем вы
можете
каким-то образом связать себя. Особенно для русского человека мне кажется
это важным", - отмечает автор проекта "Зелёный павильон" 56-й Венецианской
биеннале
Ирина Нахова.
Видео, скульптура и живопись с мостиком из прошлого в будущее. Например,
серия фантазий по мотивам "Чёрного квадрата" Малевича. В зависимости от
выбранного
момента внутренний слой становится то полностью непроницаемым, создавая
эффект солнечного затмения, то прозрачным, словно сливаясь с небом.
Казалось бы, что еще нового можно узнать о культовой модернистской картине.
Но с такой инсталляцией захватывающее приключение обеспечено. Выход из
исторического
лабиринта укажет большой световой люк. Пространство невероятной энергетики.
Все подсказки для зрителей условны, как и огромная голова пилота, выросшая
посреди павильона. Комната имитирует кабину военного самолета. Но главное
здесь
- глаза лётчика. Через шлем и очки они внимательно изучают каждого
входящего.
"Это поразительно. Я увидела глаза этого человека, и они меня словно
загипнотизировали", - делится впечатлениями Джоуи Чу.
"Это очень волнительное зрелище. Такое ощущение, что внутри сидит гигант,
которого поймали", - отмечает Фредерик Дегошвиц.
В абстрактной композиции талант живописца будто выходит за границы холста.
На смену металлическому серому неизбежно приходит революционный красный и
перестроечный
зелёный. Два цвета - две эпохи в истории России, от которых и в таком
авторском прочтении может закружиться голова.
"Очень насыщенная, активная реальность. Мы хотели создать разные
психологические и оптические эффекты, чтобы зритель имел отношения с цветом
и с формой",
- поясняет куратор проекта "Зелёный павильон" 56-й Венецианской биеннале
Маргарита Мастеркова-Тупицына.
К тому, что на Венецианской биеннале часто происходят поразительные вещи,
как, например, парящие над землёй хвойные деревья с корнями наружу у
французского
павильона; или лестница всех святых, уходящая прямо к куполу собора у
итальянцев, - здесь уже привыкли.
Ощущение, что притяжения больше нет и на фотографиях ещё одного русского
художника - участника биеннале. В палаццо, где когда-то любил
останавливаться Моцарт,
кадры Венеции, сделанные в редком сейчас инфракрасном диапазоне на плёнку.
Впрочем, попасть в это удивительное измерение между теплом и светом на
набережной
Гранд-канала при желании можно и без всяких фильтров.
Источник:
http://www.1tv.ru/news/world/283295
С уважением, Эдуард Фурников