[свободная трибуна] Эксперты СЕ предлагают России пересмотреть ряд положений закона об НКО

[свободная трибуна] Эксперты СЕ предлагают России пересмотреть ряд положений закона об НКО
приветствует Вас!
Эксперты СЕ предлагают России пересмотреть ряд положений закона об НКО
МОСКВА, 16 июн -- РИА Новости. Венецианская комиссия Совета Европы,
проанализировав закон РФ о некоммерческих организациях (НКО), рекомендовала
российским
властям пересмотреть режим отдельной регистрации для подобных организаций.
Комиссия также предложила Москве пересмотреть термин <<политическая
деятельность>>
применительно к работе НКО.
В поступившем в распоряжение РИА Новости тексте доклада комиссии по <<Закону
об иностранных агентах>> (ФЗ No121) с поправками, внесенными 13 июля 2012
года,
отмечается, что он <<поднимает несколько серьезных проблем>>.
Федеральный закон РФ <<О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих
организаций,
выполняющих функции иностранного агента>> был подписан президентом РФ 20
июля 2012 года. Законопроект был внесен в Государственную Думу РФ 29 июня
2012
года. До 3 июля представители экспертного сообщества НКО собирали
комментарии и поправки к тексту. 6 июля законопроект был принят в первом
чтении практически
единогласно. 13 июля законопроект был принят во втором и третьем чтении с
учетом поправок президента. 18 июля одобрен Советом Федерации.
Федеральный закон направлен на урегулирование деятельности некоммерческих
организаций (НКО), получающих денежные средства и иное имущество от
иностранных
источников и участвующих в политической деятельности.
В законе оговаривается, что к политической деятельности не относится
деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения,
профилактики и охраны
здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства
и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа
жизни,
физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира,
благотворительная деятельность, а также деятельность в сфере содействия
благотворительности
и добровольчества. Согласно закону, финансируемые из-за рубежа политические
некоммерческие организации должны самостоятельно регистрироваться в Минюсте
в качестве <<иностранных агентов>>.
Иностранный агент и регистрация
По мнению комиссии, <<использование термина ``иностранный агент'' является
весьма спорным>>.
<<Снова используя риторику, аналогичную той, которая использовалась в
коммунистический период, термин клеймит НКО, к которым он применяется,
порочит репутацию
и серьезно сдерживает их деятельность>> -- считают в Венецианской комиссии,
в связи с чем рекомендуют отказаться от использования этого термина.
В комиссии также отмечают, что <<легитимность цели обеспечения прозрачности
НКО в сфере получения финансирования из-за рубежа не может оправдать меры,
которые
препятствуют деятельности НКО, работающих в области прав человека,
демократии и верховенства закона>>. Поэтому Комиссия рекомендует
<<пересмотреть создание
специального режима с отдельной регистрацией, специальным регистром и
множеством дополнительных правовых обязательств>>.
Санкции и ликвидация НКО
Венецианская комиссия отмечает в своем докладе: <<если статус ``иностранного
агента'' будет оставлен, степень и содержание таких обязательств должны быть
тщательно
изучены, чтобы избежать ситуаций, когда они будут непропорционально
серьезнее, чем те, которые применяются в отношении других НКО>>.
<<Условия, при которых предоставляется статус (минимальное иностранное
финансирование, минимальный период времени, в течение которого было получено
такое
финансирование) также должны быть прописаны в Законе>>, -- заявляет
комиссия. Наконец, <<правовые санкции должны применяться к НКО только в
случае серьезного
правонарушения с их стороны, и, как постановил Конституционный Суд
Российской Федерации, должны быть всегда пропорциональными этому
правонарушению>>.
Комиссия Совета Европы уверена, что, <<к ликвидации НКО и введению уголовных
санкций можно прибегать только в исключительных случаях исключительно
неправомерных
действий со стороны НКО, и они всегда должны быть пропорциональны
правонарушениям>>. <<Принудительный роспуск НКО может быть санкционирован
только беспристрастным
и независимым судом с соблюдением всех гарантий надлежащего процесса,
открытости и справедливого судебного разбирательства. Вступление в силу
решения о роспуске
должно быть отложено до получения результатов судебного пересмотра>>, --
говорится в докладе комиссии.
Политическая деятельность
В документе экспертной комиссии напоминается, что, <<в соответствии с
рассматриваемым Законом, правовой статус ``иностранного агента''
предполагает не только
то, что НКО получает финансирование из-за рубежа, но и то, что она участвует
в ``политической деятельности''>>.
По мнению комиссии, <<этот оборот речи, однако, является довольно широким и
расплывчатым, а практика его толкования государственными органами была до
сих
пор достаточно разнообразной, что добавляет неопределенности относительно
смысла этого термина>>. <<Поэтому Венецианская комиссия призывает российские
власти
работать в направлении более четкого определения ``политической
деятельности''>>, -- говорится в документе. Комиссия также <<настоятельно
призывает Российскую
Федерацию к тому, чтобы этот термин не использовался непосредственно в
отношении правозащитников и чтобы он не использовался в отношении НКО в
зависимости
от их политических взглядов>>.
Практика применения закона
<<Помимо текста, практическое применение Закона о некоммерческих
организациях также порождает проблемы>>, -- считают эксперты Венецианской
комиссии. По их
данным, <<отчеты показывают, что НКО были предметом многочисленных
внеплановых проверок, при этом правовая основа этих проверок остается
неясной и количество
документов, требуемых во время проверки, различалось весьма существенно>>.
<<Венецианская комиссия призывает российские власти обеспечить условия, при
которых не будет места неточностям или эксцессам при применении Закона>>, --
подчеркивается
в документе. В этой связи Венецианская комиссия <<настоятельно призывает
российские власти пересмотреть ``Закон об иностранных агентах''>>.
Закон о госизмене расплывчат
Помимо закона об НКО эксперты Венецианской комиссии также проанализировали
новые положения, внесенные в <<Закон о государственной измене>> (ФЗ No190)
По мнению экспертов комиссии, новые положения, внесенные в Закон, <<являются
чрезмерно широкими, а используемый язык чрезмерно расплывчатым, и они могут
наделять неограниченными полномочиями для ограничения свободы слова лиц,
которым поручено его исполнение>>.
<<В то время как судебное расследование государственной измены и разглашения
государственной тайны является законным, Венецианская комиссия считает
необходимым,
чтобы соответствующие положения уголовного законодательства были
сформулированы как можно точнее>>, -- отмечается в выводах экспертов.
В этой связи Венецианская комиссия <<призывает российские власти исправить
``Закон о государственной измене''>>.
Комиссия полагает, что <<Федеральный закон No 190-ФЗ от 13 июля 2012 года и
Федеральный закон No 121-ФЗ, рассматриваемые совместно, взаимно усиливают
сдерживающий
эффект в отношении осуществления свободы слова, а также свободы объединений
-- важнейших прав для жизнеспособности эффективной политической
демократии>>.
Источник:
http://news.mail.ru/politics/18556037/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников