Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Статья: Народ, неизучающий свою историю, будет изучать историю чужую.

[свободная трибуна] Статья: Народ, неизучающий свою историю, будет изучать историю чужую.
приветствует Вас!
Год истории приближается к своей кульминации. Грядут бородинские и новгородские
торжества. История сегодня - не просто академическая наука, а поле боя, на котором
решается и судьба русской культуры, и судьба государства Российского. Наш собеседник
- десятый председатель Международного русского исторического общества Пётр Петрович
АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО.
- У Русского исторического общества, несомненно, есть своя летопись. Откуда
пошла сия организация?

- Наша организация была зарегистрирована в 2004 году, однако история нашего общества
куда дольше. История, надо сказать, удивительная! Впервые Русское историческое
общество было основано почти полтора века назад, 23 мая 1866 года (по старому
стилю, конечно) в Санкт-Петербурге. Первым председателем общества был избран
ближайший друг А.С. Пушкина, академик и поэт, сенатор, член Государственного
совета князь П.А. Вяземский, прошедший к тому времени свой путь от антимонархиста-либерала
до консерватора-монархиста.

- Да, судьба Вяземского поучительна. Он ведь сперва защищал Отечество в 1812-м,
а потом буквально пытался <бить по рукам> Пушкина за каждое проявление патриотизма.
Князь язвительно нарёк патриотизм <квасным>, а его стихотворение <Русский бог>
вполне можно назвать гимном русофобов. Он смеялся над <географическими фанфарониадами>,
но в зрелые годы стать охранителем традиций: Чего он ждал от Русского исторического
общества?

- Ответ здесь может быть только один: в те годы во главу угла Вяземский поставил
просвещение. Князь, очевидно, понял, что любые протесты, любые изменения в непросвещённом
обществе никогда не будут направлены на благо России. А о благе России он не
забывал! Помимо Вяземского основателями общества стали академик К.Н. Бестужев-Рюмин,
военный стратег и историк М.И. Богданович, директор Императорской публичной библиотеки
А.Ф. Бычков, посол России в Швейцарии А.Ф. Гамбургер, советник Министерства иностранных
дел барон А.Г. Жомини, директор Государственного архива К.К. Злобин, главноуправляющий
Вторым отделением канцелярии граф М.А. Корф, генерал-адъютант граф Б.А. Перовский,
миллионер и сенатор А.А. Половцов, министр народного просвещения граф Д.А. Толстой,
министр по делам печати Е.М. Феоктистов...

- Какие имена! Причём больше - просвещённые консерваторы:

- Русское историческое общество того времени - уникальное явление. Поначалу общество
было негосударственным, хотя и получило своеобразное одобрение свыше: император
Александр II <командировал> на должность почётного председателя общества своего
сына - великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра
III. Спустя восемь лет - 24 ноября 1874 года - для придания большего общественного
веса обществу было даже присвоено звание императорского.

- В чём же члены общества видели свою миссию? Чего удалось достичь?

- Основная уставная цель Императорского русского исторического общества была
сформулирована с присущей для того времени изящной краткостью - <:собирать, обрабатывать
и распространять в России, материалы и документы, до российской истории относящиеся>.
Такая реалистически сформулированная суть просветительской деятельности общества
позволила его членам ввести в научный оборот многочисленные материалы по русской
истории. С 1867 по 1916 год вышло сто сорок восемь томов <Сборника русского исторического
общества. И это - впервые (!) публикуемые редкие и неизвестные ранее документальные
свидетельства русской истории. По три тома за год - многие ли институты могут
сегодня похвастаться таким масштабом?!

Помимо этого было издано ещё и двадцать пять томов <Русского биографического
словаря> - двадцать пять томов впервые собранных воедино биографий русских деятелей
науки, политики и культуры. Можно вспомнить ещё и о поддержке губернских архивных
комиссий, и о проведении публичных чтений, и о поощрительных премиях... И всё
равно многое останется за пределами нашего внимания. Общество объединяло людей
трудолюбивых и целеустремлённых, они не почивали на академических лаврах, а работали.

- Вероятно, оно стало центром притяжения для многих историков и литераторов?

- Общество - и это тоже принципиально - было организацией не научной (на это
существовали академии и университеты). По составу общество являлось объединением
историков по профессии (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский и другие) и историков
по призванию (в основном государственных служащих, дипломатических работников
- А.П. Извольский, граф М.Н. Муравьёв и другие). Они безвозмездно вкладывали
свой труд и свои средства в благородное дело развития русского исторического
просвещения. Выбранная форма организации - объединение на основе не строго научных
исследовательских интересов, а на основе радения в русском историческом просвещении
- стала своеобразным примером: повсюду стали возникать новые исторические общества.

Помимо уже существовавшего Московского общества истории и древностей российских
возникли Одесское общество истории, Киевское общество летописца Нестора, Петровское
общество исследователей Астраханского края, Исторические общества при Московском
и Санкт-Петербургском университетах, Харьковское историко-филологическое общество.
И это только крупные, а были и другие:

- Трудно представить, как уживались в одной организации вольнодумец Ключевский
и самые консервативные министры того времени!

- Их объединяла высокая миссия: просвещение, радение за родную историю: Так продолжалось
почти пятьдесят лет. В 1916 году общество торжественно отпраздновало своё пятидесятилетие,
был даже выпущен специальный том <Императорское Русское Историческое Общество
за пятьдесят лет>. К сожалению, это было последнее мероприятие...

Революции и захлестнувший Россию вслед за ними террор не пощадили ни Русское
историческое общество, ни его членов. Сначала правительство Керенского запретило
использовать наименование <Императорское>, а затем Петросовет запретил и само
общество. Его помещение в Санкт-Петербурге было попросту разграблено. В январе
1919 года в Петрограде <в порядке красного террора>, несмотря на многочисленнейшие
ходатайства, был расстрелян третий председатель общества великий князь Николай
Михайлович. Известна резолюция, наложенная на ходатайство о его помиловании Владимиром
Лениным, - <Такие историки революции не нужны>.

Печальна была дальнейшая судьба и большинства остальных членов Русского исторического
общества, даже тех, кто смог пережить кровавую русскую революцию... Нельзя забывать
об этих трагических страницах истории страны, истории науки.

- То есть деятельность общества фактически прервалась в 1917-м:

- Не совсем так. Его история продолжалась в изгнании. Новый период начался 7
апреля 1925 года, когда группа русских учёных и общественных деятелей, находившихся
в Чехословакии, организовала работу Русского исторического общества в Праге.

Однако, после того как в 1939 году нацистские войска вошли в Прагу, над обществом
стали сгущаться тучи. В 1940 году деятельность общества была окончательно остановлена
немецкими властями, а седьмой председатель общества богослов А.В. Флоровский
был арестован...

- На Родине возродить общество удалось только в последние годы?

- Ушёл в небытие Советский Союз, ушли в прошлое те идеологические и государственные
границы между историками в России и в зарубежье и появилась возможность говорить
о том, что, собственно, всех нас объединяет, - о Русской Истории.

Идея возвращения в Россию Русского исторического общества сформировалась у нас
практически одновременно: я имею в виду группу историков, к которой принадлежит
ваш покорный слуга, и наших братьев по духу исторического просвещения в русском
зарубежье. Понимаете, Русское историческое общество прошло нелёгкий путь. От
триумфа в императорской России через изгнание и до примирения и признания с Россией
нынешней. Мы осознали, что в самом названии <Русское историческое общество>
его основателями заложен принцип: это общество тех, кто занимается русской историей.
Понимаете меня? Не общество тех, кто занимается историей в России (тогда бы оно
называлось <Российское историческое общество> или <Российское общество истории>),
а именно тех, кто вне зависимости от места проживания занимается именно русской
историей. Это очень важно для нас.

- В последние годы мы стали свидетелями многих споров о <русском> и <российском>.
Ведь у нас не решились на формулировку <год русской истории>, хотя она гораздо
логичнее: ведь тысячу лет назад не было никакой России... Впрочем, и к определению
<российский> нельзя относиться высокомерно: скажем, Ломоносов любил это гордое,
звучное слово из трёх слогов.

- Мы считаем исчерпывающим по точности название общества - Русское историческое.
В ситуации, когда русские историки, как и все русские, оказались разделены между
Россией и её ближним и дальним зарубежьем, Русское историческое общество связывает
и объединяет на основе русского исторического просвещения. Общество - Русское
и потому - международное. А связует всех нас - русская история. Именно русская
история, как и русский язык, и русское православие, даёт нам ощущение единства.
Между прочим, даже дата учреждения в 2004?году была выбрана неслучайно - 4 ноября,
День народного единства.

- С радостью замечаю, что сегодня у русских людей есть обострённое ощущение великой
истории. Александр Невский, Суворов, Пушкин остаются в нашей стране всенародными
героями. Во многих странах Голливуд уже окончательно победил национальную культуру,
заслонил историческую героику. А Россия держится за своё великое прошлое, чтобы
не утонуть:

- А как без этого жить? У меня хранятся документы и материалы, переданные мне
потомками тех, кто поддерживал слабый и тлеющий огонёк русского исторического
просвещения в эмиграции. Это - бесценный дар, который мы бережно храним и постепенно
пополняем. Наши предшественники берегли эти материалы в непростых условиях гонения
именно для того, чтобы когда-нибудь пришёл день и все эти материалы вернулись
на Родину. Кроме того, нам удалось собрать воедино полный журнал всех действительных,
почётных, членов-корреспондентов и членов общества, а также объединённый каталог
изданий общества за все периоды. Это заслуга нашего главного специалиста по древностям
историка Михаила Смирнова.

Таким образом, 4 ноября 2004 года Русское историческое общество было учреждено
в Москве, а ваш покорный слуга избран его десятым председателем. Наши убеждения
- это просвещение, единение и созидание. Мы - не воюем с историей, мы её защищаем.
Первым проектом нашего общества было издание неизвестных в России богословских
трудов нашего великого авиаконструктора Игоря Сикорского, написанных им в конце
жизни и переданных мне его сыном Сергеем Игоревичем. Мы были первыми, кто их
перевёл с английского и издал в России.

- Замечательные сочинения, сравнимые с богословскими трудами другого выдающегося
учёного и конструктора, не имевшего гуманитарного диплома, Бориса Раушенбаха.

- Последним на сегодняшний день текущим проектом, которым мы вплотную занимаемся,
является увековечивание памяти наших военнопленных Первой мировой войны. Война
эта несправедливо называлась в советской историографии <империалистической>,
а судьба наших соотечественников, сгинувших тогда в плену, вообще никого не
интересовала. Так вот, на месте бывшего лагеря наших пленных солдат в Австро-Венгрии,
теперь оказавшегося на территории Италии, мы обнаружили братские могилы наших
ребят. Нашли в австрийских архивах фотографии, записи. И знаете, что самое поразительное?!
Находясь в плену, на чужой земле, первым делом русские солдаты возвели часовню
Сергия Радонежского. Вот у кого нам следует поучиться и вере, и патриотизму!
Лишённые всего и вся, люди первым делом доказали самим себе, что они русские.
Сейчас Фонд сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского в
лице Андрея Молчанова (между прочим - почётного члена Русского исторического
общества) по результатам наших исследований уже планирует возродить эту часовню
к 2014 году - году столетия Первой мировой войны и семисотлетия преподобного
Сергия Радонежского. Есть и другие проекты.

- С развитием информационных и агитационных технологий история стала полем боя.
Вопрос государственного престижа, внешняя политика, вопрос народного самосознания,
идеология, без которой невозможно выжить и не оскотиниться, - всё это связано
с концепцией отечественной истории.

- Главная проблема русской истории сегодня, на мой взгляд, - это проблема осознания
единства русской истории.

- Единства в смысле объединения истории дореволюционной и истории СССР?

- Единства во времени и пространстве. Я говорю о том единстве, при котором история
Древнерусского государства (мы его привычно зовём Киевской Русью), история Руси,
история русских княжеств вообще и Московского царства в частности, история Российской
империи, история СССР, история русского зарубежья (русской эмиграции), история
Российской Федерации и история стран СНГ - это всё одна общая русская история.
И все исторические деятели, все события и процессы необходимо изучать внутри
- я подчёркиваю - внутри русской истории, а не снаружи и не чужими глазами. Народ,
не изучающий родную историю, будет вынужден изучать чужую. Жить чужим умом, молиться
чужим богам.

- Политические режимы меняются, идеологии тоже, но история русского народа -
это постоянная величина?

- Вот вам самый идеологически острый пример. Скажем, история СССР - это ведь
тоже русская история. И никакая другая. И несмотря на то, что мы все такие разные,
мы все - русские. И так же как у нас у всех общий русский язык, так и история
- общая, русская.

- Иногда нас призывают покаяться за родную историю:

- На открытии Русского центра в Мерано у меня был интереснейший разговор на эту
тему с архиепископом Женевским и Западноевропейским Михаилом. Долго мы с ним
дискутировали о том, кто и за что должен каяться, а потом он вдруг сказал мне:
<Пётр, институт покаяния основан на преамбуле покаяния личного, в противном случае
- это софистика, и не более:> И всё стало на свои места. Только тот, кто раскаялся
сам в своих грехах, имеет моральное право призывать покаяться других. Поэтому
когда вы видите бывших инструкторов ЦК КПСС или отпрысков элитных советских семей,
призывающих рассчитаться с <проклятым> советским прошлым, предложите им начать
с себя. И всё сразу станет на свои места.

- На мой взгляд, все эти разговоры о покаянии - только способ загнать Россию
под лавку. Идейно поработить, сломать хребет. Жаль, что некоторые наши мыслители
поддались этой интеллектуальной моде. Можно вспомнить, например, Александра Солженицына.
Одна его статья так и называлась - <Раскаяние и самоограничение как категории
национальной жизни>.

- Эта статья была написана в 1973 году человеком, который знал, о чём пишет,
- он прошёл свою переоценку ценностей от окопов Великой Отечественной через тюрьмы
и лагеря, через болезни и лишения - он точно знал, о чём пишет. Когда в конце
90-х я решил переопубликовать эту статью, Александр Исаевич мне сказал дословно:
<Видите ли, Пётр Петрович, вы, конечно, можете опубликовать её, если захотите,
но со времени её написания русский народ помимо его воли уже столько раз <раскаяли>
и <самоограничили>, что надобности в этом сейчас уж точно нет>.

- Того же Сталина вдруг снова начали усиленно демонизировать, хотя он умер почти
шестьдесят лет назад. Даже заговорили о новой десталинизации в государственных
масштабах!

- Ну как обойти эту тему? Никак невозможно. У нас сегодня нет более актуальных
тем! Недавно один из лидеров нашей эмиграции спросил меня: <А что у вас там происходит
со Сталиным? Почему такой ажиотаж, откуда столько страстей и ненависти?> <Не
любят его у нас очень>, - ответил я ему. И тогда он мне улыбнулся: <Видите ли,
я, например, его тоже не люблю, но не до такой же степени!> И сказал это мне,
между прочим, член Высшего монархического совета России.

- Но у нас чаще приходится наблюдать разжигание страстей, бесконечные провокации
вокруг истории:

- Неудивительно. И эта тенденция будет усугубляться, потому что история стала
мощным политическим ресурсом. Разрушится русская история - разрушатся русские.
Я не оговорился, не просто Россия - русские. Весь Русский Мир разрушится.

- Только из-за искажения истории?

- Не только. Повторюсь - без русского языка, без русского православия русские
перестанут быть. Предвосхищая ваш вопрос, добавлю: дух охранительства по отношению
и к другим языкам, и вероисповедованиям, заложенный в русском языке и русской
вере, - ключ к спокойствию и выживанию всех. Ситуация на Украине - прекрасный
пример тому.

- Получается, идеологические интервенции в пространство истории действеннее
любого десанта?

- Именно. Причём я говорю о политике и внутренней, и внешней. Скажем, во внутренней
политике мы имеем дело с двумя радикальными лагерями - западниками и славянофилами,
если угодно, только на новый лад. Первые ненавидят всё, что было в Советском
Союзе, и особенно то обстоятельство, что мы выиграли Вторую мировую войну. Для
них, этих людей, их же Родина - агрессор, а цена Победы во Второй мировой безмерна.
Для вторых - всё, что было при Сталине, безусловно прекрасно, невзирая ни на
что. На мой взгляд, и те и другие так называемые историки - разрушители по своей
сути, поскольку в основе их идеологии лежит ненависть. Они не умеют любить и
не способны переживать. Сохранение и созидание - это не к ним.

- Антисталинизм стал сектантским учением, требующим исступлённого фанатизма.
Приверженцы этого учения постоянно готовятся к позапрошлой войне. Борясь со Сталиным,
мы не получаем оружия против диктатора образца ХХI века...

- Антисталинизм как религию создал Лев Троцкий. Основанием для этого служили
личные мотивы - зависть и обида по отношению к Сталину и желание угодить политическому
руководству ведущих капиталистических стран, разрешившему Троцкому пребывание
на Западе. Большинство современных антисталинистов - троцкисты в душе.

Восхвалять безумные репрессии Сталина так же дико, как осуждать обмен большевистским
правительством запасов Алмазного фонда на продовольствие для борьбы с голодом.
Оправдывать решение Николая II об отречении так же нелепо, как считать, что Россия
в отличие от других стран вступила в войну неподготовленной. Понимаете, в этом
и есть простая сложность всех исторических процессов. Для меня неприемлемы позиции
тех, кто по поводу моей истории говорит - <позор для нашего народа>, но я близок
к тем, кто может сказать - <боль моего народа>. Не надо ненавидеть, надо любить
и беречь русскую историю. Если этим пренебречь - историю мы потеряем. И окажемся
в зависимости от чужих мифов:

- Историю нельзя исчерпывать пропагандой. Но отмахиваться от вопросов пропаганды
и идеологии, размышляя об истории, нельзя. Встаёт вопрос о политике, о государственной
доктрине.

- Вы знаете, это - очень большая проблема сегодня. Ключевая! Я уже говорил, что
история стала политическим ресурсом, и добавлю: существуют организации, которые
этот ресурс вовсю используют. Например, Институт национальной памяти в Польше.
За этим красивым и благородным названием стоит абсолютно ангажированная идеологическая
структура, которая находится на государственном обеспечении, владеет всеми секретными
архивами Польской Народной Республики и обладает правом их использования, предоставления
доступа к ним или наоборот - запрета. Таким образом, создан механизм для частичной
или полной фальсификации.
Ведь правда только тогда становится правдой, когда она полная. Частичная правда
- это демагогия. Есть аналогичные органы и в других странах.

- А что у нас?

- У нас, к сожалению, ничего. Была, правда, создана Комиссия при Президенте по
борьбе с фальсификациями, на которую мы все возлагали надежды... Но комиссия
- это не постоянно работающий орган, полномочий у неё было немного, к тому же
её недавно ликвидировали. Остаётся только надеяться, что ликвидация комиссии
не отобьёт желание у её бывшего руководителя Сергея Нарышкина продолжить деятельность
по борьбе с фальсификациями. В России сейчас, как и прежде, очень многое зависит
от личности.

В условиях политического использования русской истории нам жизненно необходим
государственный орган, который мог бы её защищать. И наше Русское историческое
общество, да и другие общественные организации, занимающиеся историческим просвещением,
поддержали бы его в этом нелёгком, но благородном деле. У нас ведь сегодня гораздо
меньше возможностей влиять на общественное мнение в разных странах мира, чем
это было в советские годы. Тогда было немало людей, искренне сочувствующих строительству
социализма, к тому же Советский Союз подкармливал левые партии, левую прессу:

- Увы, сегодня международный имидж России - даже не государства, а исторического,
культурного феномена - низок как никогда. Нас теснят повсюду. Вычёркивают,
очерняют: Даже в странах, которые считаются ближайшими союзниками России! А у
русского человека, если он теряет ощущение великой державы, как правило, опускаются
руки:

- Есть силы и вовне, и внутри нашей страны, которые стремятся к тому, чтобы ощущение
великой истории, великой державы мы потеряли безвозвратно. И просто так мириться
с этим нельзя. Стоит кому-то почувствовать слабость России - тут же начинается
атака, начинаются фальсификации, цель которых - подорвать историческое самосознание
людей в нашей стране. Ну например. Все мы знаем историю с установкой мемориала
расстрелянным польским офицерам в Катыни. Россия официально признала факт преступления
и увековечила скорбным памятником место расстрела. Так почему же нашим официальным
властям не потребовать от польской стороны такого же шага в отношении сотни тысяч
заморённых Пилсудским наших красноармейцев? Памятник Пилсудскому стоит в центре
Варшавы, а на местах гибели наших солдат, которых изуверски замучили за двадцать
лет до событий в Катыни, нет ничего. Нет даже официального признания с польской
стороны этого преступления. Память об этой трагедии поляки отказываются признавать
вообще, демонстрируя тем самым, что русские жертвы для них - жертвы второго сорта.

- Они утверждают, что расстрелов не было, красноармейцы просто умерли...

- Да не просто умерли, их заморили голодом. Было массовое уничтожение!.. И это
не единственный пример. Моих друзей из фонда <Историческая память> Александра
Дюкова и Владимира Симиндея латышские власти фактически лишили права въезда в
шенгенскую зону, после того как они попытались провести в Московском доме в Риге
выставку, иллюстрирующую зверства эсэсовцев на территории Латвии во время Второй
мировой войны.

Задумайтесь только: на официальной территории Российской Федерации (к которой
относится упомянутый дом) в Риге не разрешают провести выставку, посвящённую
преступлениям нацизма, официально осуждённого международным трибуналом в Нюрнберге!
И никаких выводов со стороны наших органов государственной власти в отношении
поступка латышского руководства, перечеркнувшего нашим историкам въезд в Европу,
не следует. Куда дальше? По-моему, это был красноречивый жест, обращённый ко
всем остальным русским историкам, защищающим отечественную историю, я бы даже
сказал, предупреждение: <Знайте своё место!>. Мне только не ясно, почему российская
власть здесь властью быть не захотела.

- У нас нет системного отношения к таким провокациям. И провокаторам-русофобам
нечего опасаться: неотвратимого возмездия не будет.

- Вот в том числе и поэтому нам необходима настоящая, полновластная государственная
организация, призванная сохранять и защищать русскую историю повсюду - и в России,
и за её пределами. Организация влиятельная, наделённая широкими правами, с прямым
выходом во все архивы, с прямым контактом со всеми ветвями власти. Назрела жизненная
необходимость в такой организации. Таково требование истории.

- Что такое история - сумма знаний, искусство или наука? - никто не даст точного
определения. Но есть в каждом из нас потребность в историческом знании, в ощущении
себя частью Истории с большой буквы.

- Минуты, когда испытываешь это ощущение, незабываемы. Несколько лет назад я
в числе очень немногочисленной группы единомышленников присутствовал на открытии
надвратных икон Московского Кремля...

- Наконец-то наполнились смыслом строки Фёдора Глинки: <Шляпы кто, гордец, не
снимет у святых в Кремле ворот?>. Хорошо бы, вернулась эта традиция - входя в
Спасские, Троицкие, Боровицкие ворота, обнажать голову, как при входе в храм.
Ведь Кремль - это наша святыня из святынь!

- Я верю, традиция вернётся. Надвратные иконы пришли к нам из нашего прошлого.
Собственно, они всегда были там, на Спасской и на Никольской башнях, но для нас
они были долгое время незримы... Стоя там, на их открытии, я думал о своих дедах,
сложивших головы задолго до моего рождения на фронтах Великой Отечественной,
- Иване Александрове и Иване Деркаченко. Их могил не существует, их могилой стал
фронт. Думал о герое Цусимского сражения Иване Осиповиче Деркаченко, прах которого
закатан под асфальт большевиками где-то в Кронштадте. И вот, думая о своих предках,
которые отдали свои жизни за то, чтобы я сейчас наблюдал, как открываются лики
святых на кремлёвских воротах, я органически почувствовал, что являюсь маленьким
звеном в длинной цепи русской истории. Понял и не забываю этого...

Беседу вёл Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

Литерарурная газета
Последнее обновление ( 07.06.2012 )
С уважением
Нина.

Ответить   Нина Thu, 7 Jun 2012 20:31:05 +0600 (#2476560)