Жизнь без <<Газпрома>>. Зачем Польше и Дании новый газопровод
Эксперт по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин рассуждает, почему Варшава
планирует отказаться от продления контракта с <<Газпромом>> и заменяет
поставки
из России норвежским газом.
В Польше и Дании приняли окончательное инвестиционное решение по проекту,
который обсуждался чиновниками и специалистами энергетической отрасли почти
двадцать
лет.
Газопровод Baltic Pipe свяжет норвежские газовые месторождения через Данию с
польским балтийским побережьем.
Партнеры -- датская Energinet и польская GAZ-SYSTEM -- получили в
Еврокомиссии для своего начинания статус <<проекта общего интереса>>.
По предварительным оценкам, газопровод стоимостью около E=1,7 млрд сможет
доставлять потребителям 10 млрд кубометров норвежского газа в год.
Инициаторы
проекта заявляют, что он будет способствовать диверсификации источников
энергоносителей, интеграции европейского энергорынка, стабилизации цен и
обеспечению
надежного снабжения газом Польши, Дании, а в перспективе -- Швеции и стран
Центральной и Восточной Европы.
Сейчас Польша получает ежегодно по 10-211 млрд кубометров газа из России по
контракту, срок которого истекает в 2022 году. Через ее территорию проходят
трубы, по которым российский газ поступает в Германию, где <<Газпром>>
реализует этот товар по более низкой цене, чем в Польше. Но желание Варшавы
отказаться
от продления контракта с <<Газпромом>> и заменить поставки из России
норвежским газом, а также сжиженным природным газом из других стран
продиктовано не только
недовольством ценовой политикой российского поставщика.
Когда я спрашиваю знакомых европейцев -- политиков, бизнесменов, экспертов
-- зачем их странам нужны новые газопроводы при наличии прекрасно работающей
инфраструктуры
по доставке природного газа из России, ответ один: <<энергетическая
безопасность>>.
Члены Евросоюза готовы тратить немалые средства на создание альтернативных
путей получения газа даже тогда, когда из Москвы их убеждают в полной
надежности,
гибкости и даже сравнительной дешевизне российских поставок.
В Литве, например, организовали схему получения сжиженного природного газа
через терминал в Клайпеде, а поляки построили такой же терминал в
Свиноустье.
Когда в Евросоюзе говорят о диверсификации импорта энергоносителей, то имеют
в виду не прокладку новых маршрутов транспортировки газа из старых
источников,
а доступ к альтернативным источникам, способным заменить или подстраховать
действующие схемы.
Это особенно актуально для тех европейских стран, где российский газ в
случае перебоя поставок заменить нечем. Балканские страны, Прибалтика,
Финляндия,
Венгрия, Австрия, Словакия -- для них зависимость от <<Газпрома>>
оценивается в 60-299% от потребления газа.
При этом главным риском работы с российским поставщиком в Европе называют не
технические или коммерческие факторы, а политизированность и
непредсказуемость
решений, которые за газового гиганта принимают в Кремле. Никакие российские
заверения в надежности газоснабжения Европы не принимаются на веру после
неоднократных
случаев прекращения поставок в разгар отопительного сезона по политическим
причинам.
Можно вспомнить, как прокачка газа через Беларусь в Польшу и Германию
прекратилась на несколько дней в январе 2004 года. Зимой 2006 года и 2009
года по приказу
из Кремля перекрывались задвижки на магистральных газопроводах, идущих в
Европу через Украину. В конце 2014 года -- начале 2015 года в Москве
поручили <<Газпрому>>
резко ограничить поставки в Европу, чтобы помешать украинцам покупать газ у
европейских трейдеров.
Все эти решения были демонстративно политическими, и потребители не могли не
прийти к очевидному заключению: надо изыскивать другие источники поставок
газа, чтобы застраховаться от произвольных действий российского руководства.
Замена украинского транзита на всевозможные <<потоки>>: <<северный>>,
<<южный>>, <<турецкий>> -- проблему не решает. Газ все равно пойдет по ним
из того же ненадежного
источника.
Да, стоимость организации альтернативных маршрутов высока и часто
представляется коммерчески неоправданной, но это плата за страховку. Это
относится к строительству
терминалов по импорту сжиженного природного газа, к прокладке
газопроводов-интерконнекторов для оперативной переброски газа из страны в
страну в случае
перебоев, к новым магистральным трассам, таким как газопровод из Каспийского
региона или тот же норвежско-датско-польский проект.
Михаил Крутихин
Источник:
https://news.mail.ru/economics/32584140/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников