Звуки речи усваиваются в определенной последовательности, при чем вначале ребенок усваивает не те звуки, которые чаще слышит от взрослых, а те, которые ему легче произносить.
Легче произносить звуки:
–связанные с безусловными рефлексами (сосательный рефлекс способствует возникновению губных звуков*),
–связанные с положение ребенка (из-за положения «лежа на спине» - заднеязычные, небные*),
–связанные с размером языка относительно ротовой полости* (язык, относительно ротовой полости значительно больше чем у взрослого человека – ребенку так легче сосать грудь) и повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате – то есть мягкие пары*.
Большинство звуков формируется не сразу, а через промежуточные, переходные звуки, напр.: с-сь-ш.
При усвоении звука, может наблюдаться явление гиперкоррекции, то есть освоенный звук начинает употребляться в словах, вместо схожих звуков*.
На 2 месяце – появляется недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовых реакций – это гуление*.
Можно выделить гласные: а, о, у, э.
согласные п, м, к, г, х.
На 3 -4 месяце – появляется лепет*.
5 месяцев – неосознанное появление звуков и их комплексов.