Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Как возникало желание учиться

Здравствуйте!

Сегодня я публикую вторую и заключительную часть статьи об  опыте учительницы, с которой  работала в качестве фасилитатора в 2008-09 уч.году. Мои комментарии выделены курсивом.


            На следующем уроке ребята в сформированных группах обменивались результатами своей работы (они должны были завершить перевод своей части, текста, который был дан группе). В одной группе не пришли 2 человека. Они не передали свои материалы, и это притормозило остальных членов их группы. Я была несколько озабочена, у меня возникли вопросы, которые я произнесла: «А что же теперь делать?» «Как же вы будете работать?» «Как быть?» Ребята данной подгруппы предложили решение: «Мы сами переведем эти части»

Т.А. не торопилась давать инструкции по разрешению сложившейся ситуации. Она просто вслух делилась своей озабоченностью, и ребята сами начали предлагать свои решения!

В подгруппе каждый переводил вслух свою часть текста, знакомил с ней других участников. Затем группа приглашала меня для проверки. 

Обычно, когда начинается опрос, ученики склоняются над книжками и не хотят, чтобы назвали их фамилию. А здесь они хотели, чтобы их спросили, стремились показать выполненное задание.

Видно, что отношение к выполнению домашнего задания тоже изменилось. Часто получается, что ученики как будто выполняют задания для учителя. В данном случае самим ученикам было важно узнать, правильно ли они выполнили перевод. 

После того, как проверила перевод, предложила группам выбрать из текста по 10 слов по теме и выучить их. Кроме того, участники групп должны были список слов дать мне, чтобы я к следующему уроку могла подготовить задание на знание этой лексики. Интересно то, что группы, которые не успели сделать свой список слов на уроке, нашли меня в перемену и отдали его. Такого раньше не было.

Очень радуют малейшие проявления заинтересованности и активности ребят в изучении предмета. Все-таки, главная проблема образования, на мой взгляд – это ослабление мотивации в учении или даже полное ее отсутствие. Поэтому очень важно понимать, как возникает желание учиться. В данном случае снова на ребят, скорее всего, повлияло то, что они САМИ выбрали эти слова для предстоящего задания. А главное – весь процесс проходил в атмосфере сотрудничества.

            К третьему уроку я сделала карточки с дефинициями к списку слов, подготовленному группами. И дала задание на знание смысла и написания слов. Не все ребята хорошо справились с заданием. Когда узнали оценки, многие сами спрашивали: «Когда можно сдать слова снова». Желание пересдавать у них обычно появляется перед окончанием четверти, а тут им захотелось сразу исправить оценку.

Чувствуется, что ребята многое делают с другим отношением.

Был этап анализа текстов. Я задала вопрос: «Как вы думаете, откуда взяты эти тексты?». Ребята назвали источники: газеты, репортажи. Затем предложила выбрать 3 грамматические структуры, характерные для данного вида текстов. Ученики снова работали в группах. Дети начали понимать, какие структуры для передачи каких смыслов используются. На дом задала составление предложений с использованием данных структур.

Мне кажется это очень важный момент. Зачастую изучается грамматическая тема, и дети вроде бы ее понимают, правильно выполняют упражнения. А вот использовать знания в речи не могут, потому что не понимают, какие смыслы передает та или иная грамматическая структура.
 
            На одном из уроков особое внимание я уделила грамматике. Раздала опорные таблицы и не объясняла, как обычно, а задавала вопросы по тому, что они видят. Ребята искали ответы на вопросы и отвечали. Произошла интересная ситуация. Обычно я сама по несколько раз спрашиваю: «Поняли?», а тут не стала спрашивать. Зато одна девочка остановила меня словами: «Подождите! Артем не понял». И сама же потом объяснила ему. 

Дети стали внимательнее друг к другу, начали заботиться о других, оказывать помощь. Это ценно. Как здорово, когда учебный процесс не только позволяет ученикам осваивать умения и знания по предмету, но и способствует улучшению взаимоотношений с учителем и одноклассниками!
 
           Я не ограничивала время. Понимала, что если качественно поработаем с этой темой, то ученики смогут восполнить свои пробелы и следующие темы пойдут гораздо быстрее. У ребят появился вкус к работе. Они понимали, для чего нужно все то, что мы делали. Для чего нужны именно эти слова, для чего нужна именно эта грамматика. 

Когда учение имеет смысл для ученика, это усиливает желание учиться. А когда ученик сам чего-то хочет, то, как правило, и результат бывает качественно другой.

Я вроде ничего особенного не делала. Многое, кажется, было как раньше, но отношение ребят изменилось. Кто раньше не делал ничего – пытался делать (за исключением одного ученика), кто занимался и раньше – делал с бОльшим желанием. Более сильные ученики шли вперед, не тормозились, более слабые двигались медленнее, но с пониманием.

Неужели повлияло то, что вначале я сказала им, что будем работать по-новому?

Изменилось отношение Т.А. к ученикам: было больше доверия им, учительница проявляла интерес к тому, чего хотятони, искренне выражала себя. Изменилась ее позиция! Это, на мой взгляд, главное.

            Какие основные этапы в работе учителя можно выделить?
           Сначала создается ситуация, в которой появляется у ребят желание говорить на данную тему и осознается недостаточность знаний и умений для реализации этого желания.
           Поскольку дальнейшая работа над словами и грамматикой продиктована потребностью учеников в говорении, мы видим совершенно другое отношение к освоению того и другого.
            Заинтересованное отношение повышает качество усвоения. А успехи усиливают желание учиться.
            Следующий этап – применение полученных знаний и умений. Ребятам интересно выполнять задания и они стремятся отвечать, чтобы проверить себя. 

В следующем выпуске я продолжу публикацию описания своего опыта. По ходу работы над выпуском статьи корректируются немного. Я рада этому. Давно хотелось немного их доработать.

Счастливо!

         Клара Гальетова

         klara_1@rambler.ru

 


В избранное