Сегодня
продолжение 5-ой главы из книги «Свобода учиться». Вы узнаете про опасения,
возникшие у учительницы и учеников в конце учебного года. И познакомитесь
с выводами, к которым пришла Гей Свенсон
в результате полученного опыта организации самоуправляемого учения.
Старые страхи
Однако год подходил к концу, и у нас (у меня и у ребят) проснулись старые опасения. В терминах гештальтпсихологии, то, что некоторое время выступало «фоном»,
стало проявляться как
«фигура» в форме сомнений. Смогли ли они выучить так же много, как это было бы
при традиционных методах? Сумеют ли они справиться с серьезными итоговыми тестами? Вопросы вроде: «Усвоили ли они ценности и идеалы, необходимые для их собственного
достоинства? Смогут ли они свободно учиться?
Прониклись ли они подлинно человеческими
нуждами?» — робко отступили на
второй план.
К сожалению, выделенные
вопросы в обычной школе чаще всего не
возникают вовсе…
Все мы — я и ученики — столкнулись с этими
опасениями, и за неделю до итогового экзамена я сказала
им, что надо быстро обозреть те разделы грамматики, которые
они могли недостаточно хорошо «пройти» самостоятельно. Я предложила им просмотреть учебник грамматики (мы учились
по нему только в начале года, а в дальнейшем
лишь время от времени в него
заглядывали), а потом пройти 80-балльный закрытый тест на грамматику и глаголы, но в особой форме.
Особенность заключалась в следующем:
в течение трехчасового испытания они будут приносить мне каждую
завершенную страницу теста, я буду отмечать
точкой неправильные ответы и давать им вторую попытку найти правильный ответ;
ответ, найденный со второй попытки,
надо будет обосновать и объяснить устно или письменно принцип выбора ответа (в
этом случае фактор случайного угадывания
исключался). Так мы и сделали. Тест был очень трудный, а результаты —
превосходные, зачастую с первой попытки.
Конечно, встречались ученики, которые
о грамматике «понятия не имели», но некоторые из них были самыми творческими
натурами в классе. Я спросила ребят, как им удалось добиться таких хороших результатов, и в ответ услышала ироничную и грустную
«студенческую истину»: «То, что учат к экзамену, на другой день забывают. Так
будет и с нами. Но зато мы целый год
занимались очень интересными вещами». Из
двадцати восьми учащихся все, кто не закончил учебу, за исключением троих, продолжили изучение
французского и на следующий год, выразив надежду, что занятия будут организованы
(точнее, не организованы) так же, как и в этом году.
Да, экзамены
все равно придется сдавать. Но обратите внимание, каким образом учитель и
ученики решили эту задачу. За какое-то время до экзамена они просто нашли
способ проверки знаний и ликвидации пробелов и интенсивно поработали по нему. В
современных традиционных школах уже чуть ли не с 1-го класса начинается
подготовка к ЕГЭ. И успешная сдача экзаменов становиться смыслом стольких лет
учения…
Некоторые выводы
Отметив основные недостатки, а также личностные и учебные возможности нашего проекта, я хотела бы выделить главное, в чем я убедилась благодаря нашей программе. Эти
ценности и устои долго вызревали во мне
как «внутренние побуждения». Когда я прислушивалась к ним и действовала в
соответствии
с ними, эти убеждения воплощались в осязаемое свидетельство
того, что обучение может быть самоуправляемым, как утверждается в «Свободе учиться». Фактически многие из перечисленных ниже ценностей близко
напоминают те, что выдвинуты
Роджерсом.
Я глубоко убеждена, что:
1. Учащийся сам может выбирать себе программу на
основе своих текущих интересов и
способностей.
2. Возможны адекватноесамотестирование, самооценка и самостоятельная постановка целей.
3.Постоянная оценка эффективности программы может осуществляться
посредством сочетания вклада отдельного учащегося, учителя и всего класса.
4.Такой подход требует миниатюрных «групп встреч» (encountergroups) и семинаров «здесь-и-теперь»,
насыщенных жалобами, позитивными переживаниями,
смешанными, чувствами и творческим
решением проблем.
5.Смена интересов не должна ставиться в вину; напротив, это надо понимать как самостоятельный выбор нового направления роста.
6.Следует поддерживать и поощрять сотрудничество, а не соревнование.
7.Оценки могут
быть основаны на индивидуальных ожиданиях и
сильно различаться; это означает, что у разных учеников могут быть разные «пятерки».
8.Разные ученики на разных этапах могут затрачивать неодинаковое
время: кто-то может приходить на дополнительные занятия, потому что «зажат» в классе или не силен в какой-то области,
либо стремится к углубленной интенсивной работе в дополнение к классным
занятиям; иные могут затрачивать совсем
немного времени и усилий.
9. Учащиеся на
любом уровне могут привлекаться к разработке программы, выбору материалов и
подходов для достижения собственных целей.
10. Изучение языка
— фундаментальный культурный и коммуникативный инструмент, который способствует
осознанию и пониманию различий между людьми и
смягчает дисгармонию и стереотипные
реакции на эти различия.
11.Поэтому наиболее подходящим содержанием для разговорных семинаров являются избранные самими учащимися темы, которые могли бы обсуждать и их французские сверстники.
12.Убеждения и
ценности, касающиеся человеческих отношений,
могут быть интегрированы в процессе изучения литературы и языка.
Очень ценные выводы на мой взгляд. И самое ценное - это то, что они сделаны
на основе реального конкретного
опыта работы. И действительно то, к чему пришла Гей Свенсон очень перекликается с ценностями, выдвинутыми Карлом Роджерсом.
Делаем по-своему
Чтобы разделить такую — рискованную, пугающую, небесспорную
— систему убеждений, учитель должен
пройти определенную подготовку, как психологическую, так и исследовательскую.
Однако по мере реализации проектного метода ученики и учителя откроют для себя
массу новых возможностей. Если работать в команде с коллегами-энтузиастами, можно приобрести воодушевляющий и своеобразный опыт;
удобнее работать в специальном
лингвистическом «уголке», где собраны все необходимые материалы и
оборудование; учащиеся могут выработать кросскультурный подход (это было проделано испанской группой в нашей школе); на основе
ученических интересов могут быть разработаны мини-курсы (по ремеслам, театру, политике, общественной
деятельности), вести которые будут сами ученики.
Не обязательно браться за все перечисленное. Все, что необходимо, —
это ваше мужество, ваши ученики и ваша решимость
поверить в человеческую способность к самораскрытию.Тогда мы становимся больше самих себя,
обретаем свободу, с воодушевлением учимся и растем.
Надеюсь,
что учителей, работающих таким образом, будет становиться все больше. Хочется
способствовать этому.
Продолжение
следует. Полностью 5-ю главу из книги можно прочесть - в Контакте (в разделе справа внизу «Документы») ина
Фейсбукв ленте.
Хочу поделиться еще одной ссылкой. На прошлой неделе посмотрела фильм
«Саммерхил». Мне он очень понравился!
Давно знала о нем, но все не получалось посмотреть. Здесь можно найти и этот фильм и другие материалы о существующей с 1921 года
по-настоящему свободной школе «Саммерхил» (Великобритания).