Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Как учительница стала фасилитатором

Здравствуйте!

Сегодня продолжение 5-ой главы из книги «Свобода учиться». Вы узнаете про опасения, возникшие у учительницы и учеников в конце учебного года. И познакомитесь с  выводами, к которым пришла Гей Свенсон в результате полученного опыта организации самоуправляемого учения.

Старые страхи

Однако год подходил к концу, и у нас (у меня и у ребят) проснулись старые опасения. В терминах гештальтпсихологии, то, что некоторое время выступало «фоном», стало про­являться как «фигура» в форме сомнений. Смогли ли они выучить так же много, как это было бы при традиционных мето­дах? Сумеют ли они справиться с серьезными итоговыми тес­тами? Вопросы вроде: «Усвоили ли они ценности и идеалы, необходимые для их собственного достоинства? Смогут ли они свободно учиться? Прониклись ли они подлинно человечески­ми нуждами?» — робко отступили на второй план.

К сожалению, выделенные вопросы в обычной школе чаще всего  не возникают вовсе…

Все мы — я и ученики — столкнулись с этими опасениями, и за неделю до итогового экзамена я сказала им, что надо быстро обозреть те разделы грамматики, которые они могли недостаточно хорошо «пройти» самостоятельно. Я предложи­ла им просмотреть учебник грамматики (мы учились по нему только в начале года, а в дальнейшем лишь время от времени в него заглядывали), а потом пройти 80-балльный закрытый тест на грамматику и глаголы, но в особой форме. Особен­ность заключалась в следующем: в течение трехчасового испытания они будут приносить мне каждую завершенную стра­ницу теста, я буду отмечать точкой неправильные ответы и давать им вторую попытку найти правильный ответ; ответ, найденный со второй попытки, надо будет обосновать и объяс­нить устно или письменно принцип выбора ответа (в этом слу­чае фактор случайного угадывания исключался). Так мы и сделали. Тест был очень трудный, а результаты — превосход­ные, зачастую с первой попытки. Конечно, встречались уче­ники, которые о грамматике «понятия не имели», но некото­рые из них были самыми творческими натурами в классе. Я спросила ребят, как им удалось добиться таких хороших ре­зультатов, и в ответ услышала ироничную и грустную «сту­денческую истину»: «То, что учат к экзамену, на другой день забывают. Так будет и с нами. Но зато мы целый год занима­лись очень интересными вещами». Из двадцати восьми учащихся все, кто не закончил учебу, за исключением троих, продолжили изучение французского и на следующий год, выразив надежду, что занятия будут орга­низованы (точнее, не организованы) так же, как и в этом году.

Да, экзамены все равно придется сдавать. Но обратите внимание, каким образом учитель и ученики решили эту задачу. За какое-то время до экзамена они просто нашли способ проверки знаний и ликвидации пробелов и интенсивно поработали по нему. В современных традиционных школах уже чуть ли не с 1-го класса начинается подготовка к ЕГЭ. И успешная сдача экзаменов становиться смыслом стольких лет учения…

Некоторые выводы

Отметив основные недостатки, а также личностные и учебные возможности нашего проекта, я хотела бы выделить главное, в чем я убедилась благодаря нашей программе. Эти ценности и устои долго вызревали во мне как «внутренние побуждения». Когда я прислушивалась к ним и действовала в соответствии с ними, эти убеждения воплощались в осязаемое свидетельство того, что обучение может быть самоуправляе­мым, как утверждается в «Свободе учиться». Фактически многие из перечисленных ниже ценностей близко напомина­ют те, что выдвинуты Роджерсом.

Я глубоко убеждена, что:

1.  Учащийся сам может выбирать себе программу на основе своих текущих интересов и способностей.

2.  Возможны адекватное самотестирование, самооценка и самостоятельная постановка целей.

3. Постоянная оценка эффективности программы может осуществляться посредством сочетания вклада отдельного учащегося, учителя и всего класса.

4.  Такой подход требует миниатюрных «групп встреч» (encounter groups) и семинаров «здесь-и-теперь», насыщенных жалобами, позитивными переживаниями, смешанными, чувствами и творческим решением проблем.

5.  Смена интересов не должна ставиться в вину; напротив, это надо понимать как самостоятельный выбор нового направления роста.

6.  Следует поддерживать и поощрять сотрудничество, а не соревнование.

7.  Оценки могут быть основаны на индивидуальных ожиданиях и сильно различаться; это означает, что у разных учеников могут быть разные «пятерки».

8.  Разные ученики на разных этапах могут затрачивать неодинаковое время: кто-то может приходить на дополнительные занятия, потому что «зажат» в классе или не силен в какой-то области, либо стремится к углубленной интенсивной работе в дополнение к классным занятиям; иные могут затрачивать совсем немного времени и усилий.

9. Учащиеся на любом уровне могут привлекаться к разработке программы, выбору материалов и подходов для достижения собственных целей.

10. Изучение языка — фундаментальный культурный и коммуникативный инструмент, который способствует осознанию и пониманию различий между людьми и смягчает дисгармонию и стереотипные реакции на эти различия.

11. Поэтому наиболее подходящим содержанием для разговорных семинаров являются избранные самими учащимися темы, которые могли бы обсуждать и их французские сверстники.

12. Убеждения и ценности, касающиеся человеческих отношений, могут быть интегрированы в процессе изучения литературы и языка.

 

        Очень ценные выводы на мой взгляд. И самое ценное - это то, что они сделаны на основе реального конкретного опыта работы. И действительно то, к чему пришла Гей Свенсон очень перекликается с ценностями, выдвинутыми Карлом Роджерсом.

Делаем по-своему

          Чтобы разделить такую — рискованную, пугающую, небесспорную — систему убеждений, учитель должен пройти определенную подготовку, как психологическую, так и исследовательскую. Однако по мере реализации проектного метода ученики и учителя откроют для себя массу новых возможностей. Если работать в команде с коллегами-энтузиастами, можно приобрести воодушевляющий и своеобразный опыт; удобнее работать в специальном лингвистическом «уголке», где собраны все необходимые материалы и оборудование; учащиеся могут выработать кросскультурный подход (это было проделано испанской группой в нашей школе); на основе ученических интересов могут быть разработаны мини-курсы (по ремеслам, театру, политике, общественной деятельности), вести которые будут сами ученики.

Не обязательно браться за все перечисленное. Все, что не­обходимо, — это ваше мужество, ваши ученики и ваша реши­мость поверить в человеческую способность к самораскрытию. Тогда мы становимся больше самих себя, обретаем свободу, с воодушевлением учимся и растем.

Надеюсь, что учителей, работающих таким образом, будет становиться все больше. Хочется способствовать этому. 

Продолжение следует. Полностью 5-ю главу из книги можно прочесть -  в Контакте (в разделе справа внизу «Документы») и на Фейсбук в ленте.

Хочу поделиться еще одной ссылкой. На прошлой неделе посмотрела фильм «Саммерхил».  Мне он очень понравился! Давно знала о нем, но все не получалось посмотреть. Здесь можно найти и этот фильм и другие материалы о существующей с 1921 года по-настоящему свободной школе «Саммерхил» (Великобритания).

          Счастливо!

         Клара Гальетова

         klara_1@rambler.ru

 

 


В избранное