Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Комментарии Роджерса к дневнику Барбары Шил

В этом выпуске мне захотелось разместить комментарии Карла Роджерса к эксперименту, описанному в предыдущих нескольких выпусках. На мой взгляд, в них поставлены важные акценты, на которые хочется обратить ваше внимание. Выделенные в тексте моменты – это то, что особенно отзывается во мне.

Дневник Барбары Шил говорит сам за себя, но я хочу выделить некоторые важные особенности ее манеры проведе­ния данного эксперимента, а также некоторые поучительные выводы, которые, по-моему, могут быть перенесены и в дру­гие педагогические ситуации.

Убежденность

Барбара Шил была глубоко и искренне привержена философии, основанной на вере в то, что свобода и самоуп­равление ведут к самым главным учебным достижениям. Но ее приверженность далека от косности: на самом деле, лич­ные сомнения и колебания, которыми изобилует ее дневник, свидетельствуют, что такой подход может быть осуществлен и несовершенным, колеблющимся человеком, ни в коей мере не подверженным самоуверенности. Но я хочу подчеркнуть, что это был не просто дидактический прием или педагогическая уловка. Барбара Шил называет это просто «экспери­ментом», но это был «эксперимент, в который она верила».Важность такого рода убежденности вкратце описана в од­ном из ее писем ко мне. Она пишет: «Некоторые учителя последовали моей идее и потерпели неудачу, по-моему, главным образом потому, что они не верили в нее по-настоящему, их побуждал к действию энтузиазм и успехи детей, и мои соб­ственные восторженные отчеты». Предоставление детям самоуправления и свободы может привести к полной неудаче, если это всего лишь новая «методика». Необходимы уверен­ность, убежденность.

Внутренний локус оценки

Идеи, воплощенные Барбарой Шил в ее подходе, несом­ненно, были почерпнуты из разных источников, но из ее за­писок очевидно, что эксперимент — ее собственный. Она до­веряла своему собственному мнению относительно того, что испробовать и когда отступить. Она не использовала схему, разработанную кем-то другим.

Достижение того, что я называю внутренним локусом оценки, чрезвычайно важно. Она сама решала, когда ее про­грамма действует не так, как ей хотелось. Она сама решила, что необходимы две учебные группы — самоуправляемая и руководимая учителем, хотя это и не входило в ее первона­чальный план. Учитывая приходящий в конкретной ситуа­ции опыт, прислушиваясь к собственным чувствам и догад­кам, основывая свои суждения на этом опыте, она сохраня­ла гибкость в ситуации. Она не стремилась кому-то угодить или следовать некой «правильной» модели. Она жила, дей­ствовала, принимала решения в меняющейся ситуации. Бо­лее того, она осознавала наиболее угрожающие «эксперимен­ту» моменты и встречала их с открытыми глазами.

Учет реальности

То, каким образом она приспособилась к требованиям обязательного учебного плана и к необходимости табелей успеваемости, вызывает у меня восхищение. То, как ее уче­ники восприняли эти внешние требования, полагаю, не уди­вительно. Дети, как и взрослые, способны принять разум­ные требования, предъявляемые им обществом или органи­зацией. Важно то, чтопредоставление группе свободы и са­моуправления облегчает ее членам принятие ограничений и обязательств,окружающих ту психологическую сферу, в ко­торой они свободны. Поэтому ее ученики одолевали обяза­тельную работу и двигались дальше, чтобы заняться более интересными видами деятельности. Они даже выработали взаимоприемлемое решение досадной проблемы табелей.

Групповое решение проблем

Вера Барбары Шил в свой класс и его потенциал подтвер­ждается тем, как она справлялась с неожиданными пробле­мами. Сомневаюсь, что она отчетливо предвидела скепти­цизм родителей, который возник в отношении ее плана. Но тут, как и в иных областях, она положилась на способность группы справиться с проблемой. Свободное обсуждение си­туации породило весьма конструктивные способы разреше­ния трудностей.

Опыт

Если бы Барбара Шил преподавала в школе первый год, смогла бы она осуществить свой эксперимент? Не знаю. Ко­нечно, многолетний педагогический опыт придал ей уверен­ности в разрешении повседневных ситуаций в классе и, ве­роятно, добавил смелости двигаться в совершенно новом на­правлении. Оборотной стороной медали выступает очевид­ный факт, что взаимоотношения с учениками, построенные ею за долгие годы, оказались тем элементом, который пре­терпел самое значительное изменение. Ученики первыми за­метили эту перемену, и Шил в своем дневнике с изумлением отмечает их отзывы о себе, словно эта перемена существовала лишь в их восприятии. Позднее она осознала, как суще­ственно изменились ее отношения с классом. Таким обра­зом, можно предположить, что начинающему учителю в меньшей мере надо переучиваться. Я оставляю этот вопрос открытым.

Поддержка

Разумеется, Барбаре Шил повезло, что она встретила заинтересованность и поддержку со стороны руководства. Имея надежную опору, легче идти на риск. Но не надо ис­ключать или недооценивать вероятность такой поддержки. Мне известны случаи, когда учителя заранее предполагали, что не встретят никакой поддержки у начальства, однако когда они просили позволения испробовать нечто новое, на­чальство откликалось с энтузиазмом. Администраторы — тоже люди, и они нередко одобряют эксперименты и переме­ны. По крайней мере, они заслуживают того, чтобы дать им шанс принять решение: поддержать или нет новое начинание учителя.

В следующем выпуске – материал о том, как Барбара Шил передавала свой опыт другим.

Счастливо!

Клара

klara_1@rambler.ru

 


В избранное