Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Дневник учительницы продолжение

   Здравствуйте!

     В новом выпуске фрагмент, где Барбара Шил показывает, как проходил учебный день эксперименталь­ного класса. Из этого описания вы сможете получить более  полное представление о процессе работы учащихся и учителя.    

Типичный учебный день

Каждый день начинался неформально; первым делом каждый ученик составлял свой рабочий план («контракт»). Иногда дети планировали работу вдвоем или втроем. Они сами группировались и перегруппировывались, кто-то покидал группу, чтобы поработать отдельно.

Представляете, если КАЖДЫЙ ДЕНЬ дети САМИ планируют свою учебную деятельность, как легко им будет составлять план своей трудовой деятельности, и вообще любые жизненные планы!

Создав план, ребенок начинал учиться или работать в соот­ветствии с ним. Он мог работать столько, сколько ему требо­валось или хотелось. Поскольку я была не вправе отказаться от официально утвержденного календарного плана прохожде­ния материала, я разъясняла детям, что требуется освоить за неделю. Они должны были это учитывать в своем планирова­нии. Мы также уясняли принцип последовательности в обуче­нии, необходимость прочно усвоить навык, прежде чем пере­ходить к следующему (что особенно важно в математике). Дети поняли, что учебник предоставляет введение в навык, демонстрирует навык, обеспечивает упражнения по его освое­нию и задачи для проверки того, как он усвоен. Если они чув­ствовали, что готовы идти дальше, то были вольны это де­лать. Они выбирали свой собственный темп, начинали со свое­го уровня и продвигались настолько, насколько хватало воз­можностей или стремления.

Интересные ощущения возникли при чтении этого абзаца. Так узнаваемо! Как будто его писала я. Мы с дочкой в процессе семейного образования пришли к тому же, что и эта учительница с классом. Сначала просматривали весь материал, который нужно изучить за четверть. Выстраивали последовательность усвоения навыков. Мы, как и эти дети, совершенно по-другому, нежели в классно-урочной системе,  работали с учебником, видели в целом всю картину: где введение в навык и пример его использования, где упражнения на тренировку навыка и задания для проверки. И Славна сама решала, сколько ей нужно сделать упражнений, чтобы освоить навык. Иногда делала меньше, чем было в учебнике, и этого было достаточно. Иногда находила дополнительные упражнения в других учебниках и справочниках.

Меня постоянно с сомнением спрашивали: «Как же вы их обучаете фактам и новым понятиям?» Совершенно очевидно, что люди, которые этим интересовались, считали: если учи­тель не диктует, не руководит, не разъясняет, то никакое обу­чение невозможно. Мой ответ таков: не я их «обучаю», дети сами учат себя и друг друга.

Волнение вызвали эти слова. Действительно насколько же взрослые не доверяют тому, что дети СПОСОБНЫ учиться САМИ! И до чего же консервативно образование… Вот привыкли так обучать фактам и понятиям и не могут представить, что может быть как-то иначе. Впрочем, действительно трудно представить принципиально новый процесс учения человеку, у которого не было в жизни ничего подобного. Поэтому так важно, чтобы учителя, желающие стать фасилитаторами, имели возможность погрузиться в атмосферу свободного образования и испытать ее воздействие на себе.

Когда отдельные ученики или группы желали поделиться с классом своими проектами, знаниями или результатами ис­следования, либо когда имелись аудиовизуальные материа­лы, представлявшие интерес для всего класса, то объявления о них вывешивались на доске, и они включались в индивиду­альные планы. Например, весь класс смотрел фильм о Южной Америке, но то, как использовать этот фильм, каждый решал индивидуально. Можно было конспективно изложить содер­жание фильма, нарисовать картинки, либо проигнорировать его, если таков твой выбор.

В этом абзаце показано, каким образом проходила работа в группах. Как важно работая по индивидуальной программе все же находиться в группе  учеников! Тогда можно объединяться с другими ребятами, можно поделиться со всеми своими достижениями, открытиями, затруднениями. По-моему, это позволяет человеку удовлетворять важные для него потребности: в получении обратной связи, в общении, в поддержке, в том, чтобы быть полезным другим, например. И этого очень не хватало моей дочке, когда она училась на семейной форме обучения дома.

Всякий раз, когда дети испытывали потребность обсудить индивидуальные, групповые или классные «проблемы», мы расставляли парты в семинарский круг и устраивали «сессию генеральной ассамблеи». Мы также функционировали как еди­ная группа на музыкальных (хоровых) и физкультурных за­нятиях.

Очень важная сторона жизни группы – обсуждение насущных проблем и задач. Если это происходит, то каждый знает –его мнение важно, и он может влиять на то, что происходит в коллективе, членом которого является.

Поскольку оценки выставлялись самостоятельно и прини­мались учителем, то нужда в шпаргалках отпадала. Мы обна­ружили: «неуспех» — это всего лишь слово; есть разница между неуспехом и совершением ошибки; ошибки — это часть учебного процесса.

И отпадает нужда в учении ради оценки! Совершенно бессмысленном учении, на мой взгляд, но таком распространенном в традиционной системе образования…

Занимаясь искусством, дети могли свободно обращаться с любыми материалами (акварельными красками, карандаша­ми, мелками, глиной и т.п.), так же как с книгами и идеями. Манипулируя и экспериментируя, они открывали для себя новые возможности и новые приемы в использовании изобра­зительных средств. Создаваемые ими работы были совершен­но индивидуальны(не было двух одинаковых), правда, пона­чалу дети заимствовали открытия друг у друга. Со временем у детей развилась уверенность и тяга к экспериментирова­нию. Результаты были гораздо более впечатляющими, чем те, которых я достигала путем «директивного» обучения (а ведь я считала изобразительное искусство своим главным талан­том и полагала, что в преподавании этого предмета я наибо­лее сильна!).

В занятиях искусствами еще больше возможностей для свободы самовыражения!

У детей сформировалась «трудовая дисциплина», которая предусматривала уважение к индивидуальной потребности в уединении и спокойных занятиях, хотя допускала и взаимодействие учащихся. Не было необходимости скрытно пере­брасываться записками или громко болтать и пререкаться. Одинаково уважались как самоуглубленность и сосредоточен­ность, так и внешняя активность. Появилась возможность бли­же узнать друг друга. Общаясь, дети учились общаться.

         И это была уже САМОдисциплина! И общение другого качества – когда люди сближаются и учатся взаимодействовать все более гармонично.    

    Продолжение следует. Полностью дневник Барбары Шил можно прочесть здесь.

       Счастливо!

       Клара

        klara_1@rambler.ru           

 


В избранное