Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Дневник учительницы продолжение

      Здравствуйте!

     В сегодняшнем выпуске отчет Барбары Шил о достижениях, полученных в результате использования человекоцентрированного подхода в  эксперименталь­ном классе.         

Последняя запись

9 апреля: отчет о достижениях

    Для описания нашей программы я предпочитаю употреб­лять термин «самоуправляемая», а не «недирективная». Я считаю, что он точнее описывает как цель программы, так и ее реальное воплощение. Она управляема (директивна) в том смысле, что мы должны работать в рамках учебного плана, проходить определенные этапы обучения. Она самоуправляе­ма в том смысле, что каждый ребенок ответственен за свое планирование в рамках этой основной структуры.

Прочитав эти строчки, я подумала, что, пожалуй, будет  лучше, если мы назовем создающуюся нами  систему – системой не свободного, а самоуправляемого образования. Я заметила, что часто люди воспринимают свободу как анархию.  

В данный момент только четверо моих учеников учатся не по этой программе. Ежедневно я стараюсь улучить момент, когда они могли бы взять на себя некоторую ответственность, принять какое-то решение. Эти дети нуждаются в большой дополнительной помощи; утрачивая руководителя в моем лице, они теряются и испытывают фрустрацию.

Четыре человека из всего класса - не так уж много. И даже у этих 4-х все же  был опыт принятия решений хотя бы в какие-то моменты – это уже что-то. И еще они в течение нескольких месяцев наблюдали за тем, как другие дети получают опыт самоуправляемого учения. Думаю, что и это не прошло для них бесследно.

Заполняя табели успеваемости, я начала понимать, что наи­более важные аспекты развития детей не могут быть оценены обычными отметками. У некоторых детей нет очевидных из­менений или есть едва уловимые, и, тем не менее, можно яв­ственно ощутить их рост, происходящие с ними метаморфозы.

День ото дня возрастает их умение общаться, продвигается социальное развитие, происходят перемены в личных уста­новкахусиливается интерес к учению, растет гордость от са­мосовершенствования. Это невозможно измерить, но можно почувствовать. А как учителю оценить уровень самодисцип­лины? То, что для меня легко, для кого-то другого может оказаться трудно.

Получается, что трудно измерить развитие как раз тех сторон в человеке, которые так важны для счастливой ЖИЗНИ! "Это невозможно измерить, но можно почувствовать" - пишет Барбара Шил.  Я думаю, что изменения в чувствах, ощущениях - и фасилитатора, и самих учеников - важный критерий оценки эффективности такого образования.

Табель — это только один показатель, но я знаю, что дети, так же как и я, будут рады улучшению своих оценок и значи­тельному снижению количества дисциплинарных взысканий.

Оценивая работы своих учеников, я обнаружила, что они очень точно соотносят свои способности со своими достижени­ями. Мне почти не приходилось изменять оценки. А порой приходилось менять оценку на более высокую!

Когда детям по-настоящему доверяют, они не злоупотребляют этим доверием. На самом деле им, похоже, гораздо важнее это доверие, чем оценка.

Я ранее упоминала, что в этом классе имелось много про­блем — как дисциплинарных, так и эмоциональных. Данная программа фактически возникла из попытки принять вызов, брошенный этими проблемами. Временами я чувствовала себя наказанной, поверженной, загнанной в угол. Мне казалось, что нет никакой надежды на лучшее, и меня бесила моя поли­цейская роль. По мере того, как наша программа набирала обороты, я обнаружила, что подспудные перемены есть.

Трогает искренность Барбары – чувствуется, как нелегко ей приходилось порой. Вызывает уважение то, что она продолжала следовать выбранному курсу, несмотря на серьезные трудности.

В начале года мне ничего не оставалось, кроме как терпели­во дожидаться, пока я смогу сбыть с рук эту «банду» (по край­ней мере, перебросить их в седьмой класс). Теперь я смотрю на этих детей другими глазами, и, наблюдая их, я начала по­нимать, что надежда есть. Я попросила, чтобы в порядке исключения мне позволили продолжить работу с ними в седь­мом классе. Учебный план может помешать реальному вопло­щению этого замысла, но я чувствую, что эти дети могли бы совершенствоваться в направлении самоактуализации в рам­ках свободной самоуправляемой программы.

Как сильно человекоцентрированный подход может изменить отношение учителя к ученикам! 

Я чувствую, что теперь механизм программы разработан, те­перь у меня с детьми появилось больше взаимопонимания (с тех пор как я отказалась от авторитарной роли), появилось боль­ше возможностей для саморазвития не только творчества, ин­туиции, воображения, но и самодисциплины, самоуважения и понимания.

Эти несколько месяцев эксперимента создали фундамент для дальнейшего саморазвития детей во многих направлениях!

Иногда, когда я вижу детей, которые не делают того, что им, по-моему, следует делать, мне приходится напоминать себе о главных целях и о том факте, что они и раньше не выполняли «положенную» работу, даже если она была им предписана. Они могут рисовать такое, что мне эстетически неприятно, но они рисуют, и это вдохновляет! Они могут «ни­чего не делать», но, возможно, они думают. Они могут «бол­тать», но они сотрудничают и учатся общаться. Они могут драться и переругиваться, но это, возможно, единственная известная им манера общения. Они могут не очень много де­лать по математике, но они понимают и запоминают то, что они все-таки делают.

Вот что помогало Барбаре Шил – она помнила о своих главных целях, осознавала свою первую реакцию на действия (или «бездействие») детей и стремилась увидеть в  проявлениях учеников большее, чем лежит на поверхности. В результате находила признаки, по которым можно было понять – движение к цели происходит, пусть и не быстро.

Самое главное — они стали более заинтересованными в уче­нии, в своих успехах. Осмелюсь предположить, что данная программа может привести к уменьшению количества детей, бросивших школу или выгнанных из нее.

Это не панацея, но это шаг вперед. Каждый день — новое событие; бывают моменты, когда мы напряжены, озабочены или довольны. Все это вехи на пути к нашей цели, к самоак­туализации.

Интерес к учению – как он важен! И здесь он достигается не за счет интересного предъявления материала учителем или игр каких-то. А благодаря определенному отношению учителя-фасилитатора, которое позволяет САМИМ ученикам управлять СВОИМ учением.

Продолжение следует. Полностью дневник Барбары Шил можно прочесть  здесь.

        Счастливо!

       Клара

        klara_1@rambler.ru   


В избранное