Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Rass70

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 70. 21 августа  2004 г
.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru
ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Юлий Самойлович Мурашковский прислал блестящую лаконичную статью, в которой классифицирует схемы гипотез о взаимодействии явлений. Всего 8 видов.

С удовольствием предлагаю её Вам ниже. Надеюсь на Ваши отклики.

Сначала я для себя хотел назвать изложенный Юлием Самойловичем список видами причинно-следственных связей, но понял, что это не так.

Это именно схемы гипотез, т.е. представления человека.

А на самом деле, если связь найдена верно, то в ней есть и прямая, и обратная, и множественная причинная связь (по терминологии Ю.С.).

А если связь не верна, то могут получиться разные другие варианты гипотез из списка (хотя учёный для себя может формулировать их как верные, но на самом деле это может быть один из вариантов Ю.С.).

В прошлом выпуске нашей рассылки как раз упоминалась часто встречающийся крючок, на который может попасться исследователь. У Юлия Самойловича это вариант:
6. Факты связаны не между собой, а через третий факт (В).
 
 

Здравствуйте, Александр!

В последней рассылке я увидел предложение в качестве приема создания новых моделей
использовать обратную причинно-следственную связь.

К круглому столу Петрозаводской конференции 2003 года я готовил экспериментальный
материал по созданию гипотез. Фрагмент этого материала, слегка дополненный позже, я
посылаю Вам. Надеюсь, что Вам и Вашим читателям будет интересно. Тема это отнюдь не
закончена, она будет иметь продолжение.

С уважением,

Ю.Мурашковский.
 
 

Некоторые типовые схемы гипотез о взаимодействии

1. Факты не связаны причинно-следственной связью. 
(А) ---х---х---х---х-----(Б) 

Пример: Статистические исследования, проведенные в Австралии, показали. что между гороскопами и реальными событиями в жизни людей нет вообще никакой связи.

Задача исследователя: Заняться другим делом.

2. Факты связаны прямой причинно-следственной связью.

(А) -----------------> (Б) 

Пример:В 1773 г.Луиджи Гальвани начал исследовать мышечные сокращения лягушки, происходящие под действием электрического напряжения. Продолжая опыты Гальвани, в конце XVIII в. Вольта приходит к пониманию того, что по мышцам лягушки пробегает электрический флюид.

Задача исследователя: Поиск этой связи.

3. Факты связаны обратной причинно-следственной связью. 

(А) <-----------------(Б) 

Пример:Считалось, что численность хищников определяет численность жертв. Оказалось, однако, что взаимодействия "хищник-жертва" не объясняют периодических колебаний в системе "заяц-рысь". Дело в том, что колебания численности зайцев наблюдались и в тех местах, где полностью отсутствовали рыси. Сейчас большинство экологов считают, что колебания численности зайцев связаны с взаимодействиями в системе "заяц - его пища"; а вот колебания численности рысей действительно определяются колебаниями численности зайцев. Задача исследователя: Поиск обратной связи.

4. Факт (б) не существует или неправильно трактован. (А)  --------------- (Б)??

Пример: Исследователь Эфроимсон обнаружил, что подагра является одной из причин повышенных творческих способностей. Однако большинство приведенных им в качестве примера личностей никак нельзя назвать творческими. 

Задача исследователя: Поиск иной трактовки факта (Б).

5. Факт Б вызван фактом В, а не фактом А.

(А) ---х---х---х---х-----(Б) <-------------(В)

Пример:Женевский геолог Теодор Эрисман обнаружил след обвала, происшедшего в Швейцарских Альпах около 20 тысяч  лет назад.  Раскопки в нижних слоях выявили камни, напоминающие вулканическую пемзу. Однако лабораторный анализ доказывает, что к вулканам данная пемза просто не может иметь отношения. Гипотеза Эрисмана: огромные массы камней, сползая с гор, естественным путем разогревают свой нижний слой до 1500 С. При столь высоких температурах и огромных давлениях скальный грунт плавится При остывании он и образует слой пемзообразного материала. Вулканы  здесь действительно ни при чем. 

Задача исследователя: Поиск ресурса, - какой факт может играть роль (В)? Если он найден, задача становится неотличимой от варианта 2.

6. Факты связаны не между собой, а через третий факт В.

(В) ----------------- (А)

(В) ----------------- (Б) 

Пример: Известна и не раз подтверждена корреляция между ущербом при пожаре и числом пожарников, участвующих в тушении. Однако прямой связи между этими цифрами нет. Обе величины связаны с третьим параметром - объемом первоначального возгорания. Чем он больше, тем больше ущерб и тем больше пожарников нужно для тушения.

Задача исследователя: Поиск ресурса, - какой факт может быть этим "третьим"?.

7. Цепная связь: факты связаны через ненайденный промежуточный факт В.

(А) ------- (В) ---------- (Б) 

Пример: Процесс окисления метана не совсем согласовывался с представлениями об электронных обменах при химических реакциях. Предложена двухэтапная схема, при которой из метана сперва образуется ацетилен, который затем окисляется до углекислого газа и воды. 

Задача исследователя: Поиск промежуточных фактов.

8. Двойная (множественная) причина. 

(А) -------------- (Б) <-------------(В)

Пример:В Республике Чад есть озеро, вода в котором чернильного цвета, хотя в него впадают кристально чистые реки. Две из этих рек несут вещества, растворы которых прозрачны, но при взаимодействии дают соединение чернильного цвета. 

Задача исследователя: Поиск ресурса - какой факт может играть роль второго фактора В
 
 


Как я написал выше, перед началом этой статьи, мне представляется, что этот набор схем гипотез представляет собой варианты воззрения отдельных исследователей.

В реальном процессе, скорее всего, присутствуют все виды таких причинно-следственых связей.

Найдутся и явления, которые не оказывают причинного влияния на рассматриваемую систему (по варианту 1), хотя.

Там, где есть прямая связь (2), там в разной степени есть и прявление обратной связи (3).

Вариант 4 - факт неправильно трактован - это временное заблуждение исследователя,

вариант 5 факт вызван другим фактом, а не тем, который рассматривается - аналогично.

Вариант 6 ("Ложная корреляция через другой факт, истинную причину") - аналогично, временное заблуждение, кстати, очень типичное в реальной научной деятельности. С другой стороны, если понять сущность взаимодействия, то переходим к "основному" варианту 2 - прямая связь с другим явлением.

А варианте 2 также есть многие другие следствия от явления (В), что приводит к виду взаимодействия 6 - "факты имеют единую причину, а не между собой".

Вариант 7 - факты связаны не между собой, а через промежуточный факт - также расширение главного варианта 2 (прямая связь), переход к цепочке причинно-следственно связанных явлений.

Вариант 8 - "множественная причина", на мой взгляд, самообман исследователя, который не видит истинной причины, некоего промежуточного факта (как по варианту 7 - "промежуточный факт").

Кроме ошибочных гипотез (например, вариант 4 "факт неправильно трактован", вариант 5 - "факт вызван не рассматриваемым фактом, а другим"), все остальные взаимодействия существуют одновременно - и прямая, и обратная связь, причина порождает несколько следствий, существуют цепочки.

Если исследователь видит один вид связи (сформулировал гипотезу по одной из схем), то ему желательно поискать и остальные виды:

1. прямую;
2. обратную;
3. предшествующую и следующую по цепочке;
4. другие явления, вызываемые той же причиной.

В дополнение к перечисленным схемам типовых гипотез (или "типовых заблуждений", что связь именно такова) следует также сказать о роли так называемых ограничивающих факторов.

То есть (А) есть причина (Б) , но некий (В) сдерживает проявление, как (А), так и (Б).

Пример из статьи "Ложный противоположный эксперимент":

Девочки крутят веревочку. Факт А - "девочки крутят", Факт Б - веревочка вращается.

Факт В - дяденька протянул веревочку в трубу.

При возникновении или исчезновении воздействия явления (В), может создаться впечатление, что оно является определяющим.

Девочки пытаются крутить веревочку, но в трубе она не крутится. Убираем трубу.

Есть труба - веревочка не крутится, Нет трубы - веревочка крутится.

Разве можно на основе такого "эксперимента" сделать вывод, что труба является ПРИЧИНОЙ того, что веревочка крутится??

Это ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ ФАКТОР.

На эту тему нашёл цитаты:


"В тексте книги нигде не упоминается Закон Трех (да в этом и нет необходимости).

Но такой закон есть.

Согласно философии средневековой мистической школы, всегда и во всем действуют две противоборствующие силы - для удобства называемые Жесткостью и Мягкостью - и третья, которая всегда их примиряет".

Израэль Регарди в рецензии на книгу Роберта Антона Уилсона "Психология эволюции (Прометей Восставший)"

Более подробно о законе трёх сил пишет П.Д. Успенский, ученик Г.А. Гурджиева:

Первый фундаментальный закон вселенной - Закон трех сил, или трех принципов, или, как его часто называют, Закон Трех. По этому закону каждое действие, каждое явление во всех без исключения мирах является итогом одновременной работы трех сил - положительной, отрицательной и нейтрализующей.

Успенский П.Д. "Психология возможной эволюции человека". ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ. ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ.

И далее подробнее:

   "...обратимся к фундаментальному закону, который создает все явления во всем многообразии или единстве всех миров.

Это закон трех принципов, или трех сил.

Каждый феномен, какого бы он ни был масштаба и в каком бы мире ни проявлялся, молекулярный или космический, всегда есть результат сочетания или встречи трех различных и противоположных сил.

Современная мысль понимает необходимость двух сил для возникновения феномена: сила и противодействие, положительный и отрицательный магнетизм, положительное и отрицательное электричество, мужские и женские клетки и так далее. Но даже две эти силы не всегда и не везде наблюдаются. О третьей же силе вопрос никогда не ставился, а если и ставился, то едва ли был услышан.

Согласно подлинному, точному или объективному знанию одна или две силы никогда не произведут явления. Присутствие трех сил необходимо, так как только с помощью третьей силы первые две будут в состоянии создать в той или иной области то, что может быть названо явлением.

Учение о трех силах - корень всех древних систем.

Первая сила называется активной, или положительной; вторая - пассивной, или отрицательной; третья - нейтрализующей.

Но это - лишь названия, поскольку в реальности все три силы равным образом активны, и только в точке своей встречи проявляют себя как активная, пассивная и нейтрализующая, т. е. только в отношении друг друга в известный момент.

Две первые силы более или менее понятны нам, третья же сила иногда может быть обнаружена как в точке приложения сил, так и в посреднической функции или результате. Но, в общем и целом, третья сила не легко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому нужно искать в функциональных ограничениях обычной психической деятельности и в основных категориях нашего восприятия феноменального мира, т. е. в нашем ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений. Люди так же не способны напрямую воспринимать и наблюдать третью силу, как не способны замечать в пространстве четвертое измерение.

Однако, изучая себя, проявления мысли, сознание, свою деятельность, привычки, желания и т. п., человек может научиться наблюдать и видеть в себе действие этих трех сил. Давайте, например, представим, что человек хочет работать над собой, чтобы изменить какие-то черты своего характера и добиться более высокого уровня бытия. Его желание, инициатива будет активной силой. А инертность его психической жизни с противоположными его побуждению стремлениями будет пассивной, или отрицательной, силой. Эти две силы либо уравновесят друг друга, либо одна из них победит другую, но в то же время будет слишком слабой для какого-нибудь дальнейшего действия. В таком случае две силы будут, поглощая друг друга, вращаться одна возле другой без всякого результата. Человек может чувствовать желание и инициативу, но вся эта инициатива поглощается борьбой с привычной вялостью и косностью жизни, и ничего не остается для цели, к которой он испытывал побуждение. И так будет продолжаться до тех пор, пока не явится третья сила, к примеру, в облике нового знания, моментально демонстрирующего преимущества, возможные результаты или необходимость работы над собой, поддерживая таким образом и усиливая первое побуждение. Опираясь на помощь третьей силы, инициатива победит силу инерции, и у человека появится энергия для продвижения в желаемом направлении. Примеры работы трех сил и моменты появления третьей силы можно отыскать во всех проявлениях психической жизни, во всех феноменах жизни человеческих сообществ и человечества в целом, во всех явлениях окружающей нас природы.

Но в начале достаточно уяснить общий принцип: любой феномен, какие бы размеры он ни принимал, неизбежно есть проявление трех сил; одна или две силы не могут дать явления, и если мы наблюдаем в чем-то остановку, бесконечное колебание без единого шага с места, мы можем сказать, что в этом случае недостает третьей силы.

Пытаясь понять эту мысль, нельзя в то же время забывать, что люди не в состоянии наблюдать явления как выражение трех сил, потому что невозможно увидеть объективный мир в субъективном состоянии сознания.

В феноменальном мире, наблюдаемом субъективно, мы видим в явлениях действие только одной или двух сил.

Если бы мы могли найти в каждом явлении три силы, мы увидели бы мир таким, какой он есть, т. е. вещи в себе; только здесь нужно помнить, что явление, которое представляется простым, может на деле быть весьма сложным, т. е. быть результатом очень сложного сочетания триад. Но мы знаем, что видеть мир таким, какой он есть, мы не можем. Это должно помочь нам в понимании того, почему нам не удастся видеть третью силу.


 В реальном явлении есть множество причинно-следственных связей.

Главная причина есть. Это прямая связь (вариант 2). Остальные взаимодействия надо найти. И определить, найдена ли истинная причина, или есть промежуточный факт, или есть ограничивающий фактор, или есть другая общая причина.

Большое спасибо Юлию Самойловичу за интереснейшую статью!

Желаю Вам всего доброго!
 
 

Ведущий - Александр Кондратьевancondratyev@peterlink.ru

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 70. 21 августа  2004 г

Сайт''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru

Рейтинг@Mail.ru



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное