Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Как делать открытия. Приемы решения научных задач. Выпуск 6.
АРХИВ рассылки "Как делать открытия"  

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''

Выпуск № 6

25 сентября 2001 г.

Сайт http://bedload.bip.ru

ancondratyev@peterlink.ru


Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо новому подписчику!
Нас уже шестеро!
Спасибо!

Подпишите на рассылку Ваших знакомых и друзей!

Страница рассылки в Каталоге Subscribe.Ru
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Рассылки Subscribe.Ru

Подпишитесь на рассылку "Как делать открытия. Приемы решения научных задач"

Предыдущий выпуск рассылки (№ 5) см. на сайте http://bedload.bip.ru/TRIZ/Rassilka/Rass5.htm
Архив рассылки
http://bedload.bip.ru/TRIZ/Rassilka/

В прошлом выпуске:

1. Антитворческая личность

2. Рекомендации ученому

3. Вопрос как инструмент в деятельности человека

4. Предложения

Архив рассылки

Сегодня в выпуске:

1. Д. Пойа о том, как делать открытия в книге "Математика и правдобоподобные рассуждения".
перейти

2. Информация об интересных рассылках перейти

3. Предложения к сотрудничеству. перейти

В следующих выпусках:

1. О программе ''Машина открытий''

2. О книге В.В. Митрофанова ''От технологического брака до научного открытия''

3. Продолжение материалов Петрозаводского семинара ''Общая теория создания тайн''.

4. Информация о Ваших исследованиях!
Ждём Ваших писем!


В начало перейти

 

"Во-первых, мы должны быть готовы пересмотреть любое из наших представлений.

Во-вторых, мы должны изменить представление, когда имеются веские обстоятельства, вынуждающие его изменить.

В-третьих, мы не должны изменять представления произвольно, без достаточный оснований.

Эти принципы звучат довольно тривиально. Но нужны довольно необычные достоинства, чтобы их придерживаться.

Первый принцип требует “мужества ума”. Вам нужно мужество, чтобы пересмотреть ваши представления. Галилей, бросивший вызов предрассудку своих современников и авторитету Аристотеля, являет собой великий пример мужества ума.

Второй принцип требует “честности ума”. Оставаться верным моему предположению, ясно опровергнутому опытом, только потому, что это мое предположение, было бы нечестно.

Третий принцип требует “мудрой сдержанности”. Изменить представление без серьезного исследования, например только ради моды, было бы глупо. Но мы не имеем ни времени, ни сил серьезно исследовать все наши представления. Поэтому будет мудро посвятить нашу повседневную работу, наши вопросы и наши живые сомнения тем представлениям, которые мы можем разумно надеяться исправить." (Стр. 30-31).

 

"(1) Я вспоминаю один разговор об изобретении и правдоподобных рассуждениях. Он происходил очень давно. Я беседовал с другом, который был намного старше меня и имел за своей спиной выдающийся перечень открытий, изобретений и успешной профессиональной работы. Когда он говорил о правдоподобных рассуждениях и изобретении, он, несомненно, знал, о чем говорит. С необычайным жаром и силой убеждения он отстаивал тот взгляд, что изобретение и правдоподобные рассуждения не имеют никаких правил. Предчувствия и догадки, говорил он, зависят от опыта и интуиции, но не от правил: нет никаких правил, не может быть никаких правил, не должно быть никаких правил, и если бы существовали какие-нибудь правила, они, во всяком случае, были бы бесполезны. Я защищал противоположный взгляд — разговор был бы неинтересен, если бы не было никакого различия в мнениях, — но я чувствовал силу его позиции. Мой друг был хирургом. Ошибочное решение хирурга может стоить жизни, и иногда, когда больной внезапно начинает истекать кровью или задыхаться, правильное решение должно найтись в секунду. Я понимал, что люди, которые должны принимать такие ответственные быстрые решения, не нуждаются в правилах. Времени слишком мало, чтобы должным образом применить правило, и любая установленная схема могла бы ввести вас в заблуждение; то, что вам нужно, это глубоко сосредоточиться на находящейся перед вами ситуации. И, таким образом, люди начинают недоверять правилам и полагаются на свою “интуицию”, или на свой “опыт”, или на “интуицию и опыт”.

(2) Два человека, которым представлены одни и те же доводы, могут оценивать их очень различно. Двое присяжных, участвующих в одном и том же процессе, могут быть не согласны: один думает, что представленные доводы являются достаточным доказательством виновности подсудимого, а другой думает, что это не так. Такое несогласие может иметь тысячу различных оснований: людей могут толкать в противоположных направлениях опасения, надежды, предубеждения и симпатии или личные различия. Быть может, один из этих присяжных глупый, а другой умный или один спал на протяжении всего процесса, а другой внимательно слушал. Однако индивидуальные различия, лежащие в основании несогласия, могут быть и более тонкими. Быть может, оба присяжных честны и разумно не предубеждены, оба внимательно следят за процессом и оба умны, но по-разному. Первый присяжный, возможно, лучше замечает, как ведут себя люди. Он наблюдает за выражением лица свидетелей, за вздрагиваниями подсудимого; он подмечает, когда ответ дается с запинками; в его уме запечатлеваются быстрые движения глаз и небольшие жесты рук. Другой присяжный, возможно, менее искусно наблюдает за выражением лица, но лучше оценивает социальные отношения: он лучше понимает среду и условия жизни людей, вовлеченных в процесс. Видя одно и то же разными глазами, честно и не неразумно, двое присяжных приходят к противоположным заключениям.

Не будем игнорировать очевидного и отметим: два человека, которым представлены одни и те же доводы, могут честно быть не согласны." (Стр. 338-339).

 

"Процесс решения. Решение задачи — крайне сложный процесс. Никакое описание или теория этого процесса не может исчерпать многообразия его сторон, любое его описание или теория обязательно являются неполными, схематичными, чрезвычайно упрощенными. Я хочу указать место правдоподобных рассуждении в этом сложном процессе и выберу наиболее простое описание, какое я в состоянии найти, в котором это место может быть опознано. И здесь будет достаточно даже начала такого простого описания.

(1) Постановка задачи для себя. Задача становится задачей для вас, когда вы ставите себе целью её решить. Задача еще не является вашей задачей только потому, что вам на экзамене предложено ее решить. Если вы хотите, чтобы кто-нибудь пришел и подсказал вам ответ, то я подозреваю, что вы еще не поставили себе эту задачу всерьез. Но если вам очень хочется найти ответ самому, своими собственными силами, то вы сделали задачу действительно вашей, вы относитесь к "ней серьезно.

Постановка задачи для себя есть начало решения, существенный первый ход в игре, означающий решимость взяться за задачу.

(2) Избирательное внимание. Вам не нужно мне говорить, что вы поставили себе эту задачу, вам не нужно говорить это себе самому; что вы это сделали, покажет все ваше поведение. Ваш ум становится избирательным; он становится более доступным для всего того, что выглядит связанным с задачей, и менее доступным для всего, что кажется несвязанным. Вы энергично ухватываетесь за любое воспоминание, замечание, намек или факт, который мог бы помочь вам решить вашу задачу, и закрываете дверь для всего другого. Когда дверь закрыта так плотно, что вас не достигают даже наиболее настоятельные призывы внешнего мира, люди говорят, что вы поглощены задачей.

(3) Регистрирование темпа продвижения. Есть и другое обстоятельство, показывающее, что вы серьезно заняты своей задачей; вы становитесь чувствительны. Вы остро чувствуете темп вашего продвижения; у вас поднимается настроение, когда он быстр, вы приходите в уныние, когда он медленен. Обо всем, что бы ни пришло вам на ум, вы быстро составляете мнение: “Это выглядит неплохо”, “Это могло бы помочь” или “Плохо”, Же поможет”. Такие суждения, конечно, не безошибочны. (Хотя, по-видимому, они чаще правильны, чем нет, особенно у одаренных или опытных людей.) Как бы то ни было, такие суждения и чувства для вас лично важны; они направляют ваши усилия.

(4) Где появляются правдоподобные рассуждения. Несколько более конкретно рассмотрим типичную ситуацию.

Вы пытаетесь добиться решения в известном направлении, на определенном пути. Вы можете очень остро чувствовать, что движетесь в правильном направлении, что вы на многообещающем пути, что вы идете по следу. Между прочим, вы можете это чувствовать, не формулируя свое чувство словами. Или, даже если вы говорите что-нибудь вроде “Это выглядит неплохо”, вы не делаете усилий, чтобы проанализировать свою уверенность, вы не спрашиваете “Почему это выглядит неплохо?” Вы просто слишком заняты, идя по следу.

Однако вам может не повезти. Вы наталкиваетесь на трудности, у вас нет больше продвижения, ничего нового не приходит в голову, и тогда вы начинаете сомневаться: “Было ли это хорошим началом? Правильное ли это направление?” А затем вы можете начать анализировать свое чувство: “Направление казалось вполне правдоподобным — но почему оно правдоподобно?” Затем вы можете приняться обдумывать ситуацию, и вам в голову могут прийти какие-нибудь более ясные соображения:

“Эта ситуация не так уж плоха. Я могу ввести треугольник. В подобных задачах всегда вводят треугольники”.

“В конце концов, это было, вероятно, правильное начало. Похоже на то, что это правильное решение. Что мне нужно для решения задачи этого типа? Вот это,—и это у меня есть. А это,—и это есть. А...”

Было бы интересно более отчетливо понять, как люди рассуждают в такой ситуации, в действительности наша главная цель и состоит именно в том, чтобы это понять." (Стр. 374-375).

 

"…На основании долгого опыта я сказал бы, что одарённым студентам технических учебных заведений обычно более доступны хорошо изложенные правдоподобные доводы, чем строгие доказательства, и студенты более благодарны таким доводам." (Стр. 390).

Д. Пойа "Математика и правдобоподобные рассуждения".
Москва, 1975, Наука.

В начало перейти


В начало перейти

Информация о рассылке ''Природа и человек''

Здравствуйте. Меня зовут Кальманович Дмитрий. Я ведущий рассылки ''Природа и человек''. В каждом номере рассылки вы сможете читать переводы научно-популярных статей, посвященных эволюционной теории, социобиологии, генетике, психологии, медицине. Источником информации будут служить англоязычные ресурсы Интернета, такие сайты как www.sciam.com (сайт журнала Scientific American), http://human-nature.com и др. Если вы знаете сайты, где можно почерпнуть информацию на эту тему, пишите по адресу mailto:dklmn@chat.ru. Ваши советы будут с благодарностью приняты и использованы для составления рассылки. Присылайте также свои мнения о прочитанном материале и дискуссионные вопросы - самые интересные письма будут опубликованы в рассылке.

Рекомендую подписаться на рассылку ''Природа и человек'': http://subscribe.ru/catalog/science.natural.humannature

Информация о рассылке

от http://rusnauka.narod.ru

Российская наука в Интернет

Рекомендую подписаться на рассылку: http://subscribe.ru/catalog/science.natural.rusnauka

 


Посетите сайт ''Школа - сайт со шпаргалками, сочинениям, рефератами только для школьников''

http://school.vov.ru Автор - Schoolnik mailto:school@vov.ru

В начало перейти


Предложения о сотрудничестве.

Уважаемые коллеги!

''Машина открытий''. Если Вы хотите купить, помочь распространять, создавать или улучшать программу, связывайтесь с Волюславом Владимировичем Митрофановым: mitrofanovvv@mail.ru

Если Вы хотите, чтобы информация о Вас и Ваших работах была размещена в рассылке, пишите ancondratyev@peterlink.ru Александру Кондратьеву.

В следующем выпуске:

О программе ''Машина открытий''
О книге В.В. Митрофанова ''От технологического брака до научного открытия''

Информация о Ваших исследованиях!
Ждём Ваших писем!

Жду Ваших откликов ancondratyev@petelink.ru
Ведущий - Александр Кондратьев

В начало перейти


Выпуск № 3

18 сентября 2001 г.

Сайт http://bedload.bip.ru

ancondratyev@peterlink.ru


Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.bip.ru

Подпишите на рассылку Ваших знакомых и друзей!

Страница рассылки в Каталоге Subscribe.Ru
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Отписаться от рассылки ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач'' можно здесь
http://subscribe.ru/catalog/science/natural?public
Но лучше напишите нам -
ancondratyev@peterlink.ru, что Вам не нравится в рассылке?


АРХИВ рассылки "Как делать открытия"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное