Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Как делать открытия. Приемы решения научных задач. Выпуск 5.

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''

Выпуск № 5

22 сентября 2001 г.

Сайт http://bedload.bip.ru

ancondratyev@peterlink.ru


Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Нас уже пятеро!
Спасибо!

Подпишите на рассылку Ваших знакомых и друзей!

Страница Рассылки
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''

в Каталоге
Subscribe.Ru
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Рассылки Subscribe.Ru

Подпишитесь на рассылку "Как делать открытия. Приемы решения научных задач"

Предыдущий выпуск рассылки (№ 4) см. на сайте http://bedload.bip.ru/TRIZ/Rassilka/Rass4.htm

В прошлом выпуске:

Общая теория создания тайн, антиТРИЗ, межгалактический НИИ …

Материалы Петрозаводского ТРИЗ-семинара 1988 г.

(продолжение следует...)

Сегодня в выпуске:

1. Антитворческая личность перейти

2. Рекомендации ученому
перейти

3. Вопрос как инструмент в деятельности человека
перейти

4. Предложения
перейти

В следующих выпусках:

1. О программе ''Машина открытий''

2. О книге В.В. Митрофанова ''От технологического брака до научного открытия''

3. Продолжение материалов Петрозаводского семинара ''Общая теория создания тайн''.

4. Информация о Ваших исследованиях!
Ждём Ваших писем!


В начало перейти

АНТИТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.

"В странах, где творческая деятельность зачастую перестает быть результатом внутреннего импульса, а превращается в средство социального престижа (на это жаловался выдающийся американский ученый Н. Винер), создаются ситуации, когда недостаток дарования в искусстве и науке люди возмещают тягой к административной деятельности.

Перенося унижения, они карабкаются вверх, преодолевая препятствия, которые и таланту не всегда под силу.

Благополучные карьеры делают отнюдь не самые одаренные и подававшие надежды: люди, лишенные таланта, отличаются куда большей карьерной активностью.

Самое поразительное, что, добившись желаемого, эти "вершители судеб" не изживают ущербность и не становятся добряками.

Наоборот, общаясь с людьми одаренными, испытывая зависимость от них - потому что добиваются успехов чужими руками - они постоянно находятся во власти зависти и злобы.

В них сильна потребность "давить" и унижать тех, чье превосходства все же приходится признать, хоть и неохотно. Они настороженно относятся ко всякой шутке и не понимают юмора.

Им присущ страх перед психологическими тестами, особенно тестами на сообразительность, они под любым предлогом уклоняются от решения логических задач и головоломок, называя их ерундой и пустой тратой времени.

Как правило, у них отмечается пристрастие к внешним атрибутам власти: огромнейшие кабинеты, любовь к мундиру и регалиям, чинам и званиям, нетерпимость к возражениям, садистская требовательность к обслуживающему персоналу, чувствительность к лести.

Отношение к творческим работникам у них подвержено колебаниям; для получения ощутимых результатов они вынуждены подчас оказывать подчиненным знаки почтения и даже заискивать перед ними. Однако периоды "смирения" сменяются вспышками злобного третирования, желания "показать этим умникам", поставить их на место"

А.Н.Лук ''Юмор, остроумие, творчество. - М.: Наука, 1978; с. 166-171.

(Цитируется по "Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. - Минск: ООО ''Этоним'', 1995, с. 11).

В начало перейти

 

В начало перейти

Рекомендации

1. Расширяйте свой кругозор - идеи и сведения могут быть найдены в сферах, далеких от научных, строгих подходов к явлениям мира.

2. Не страдайте, если не можете получить новые факты, - для открытия иногда достаточно новыми глазами посмотреть на старые.

3. Становясь старше, все больше внимания обращайте на преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов, изыскивайте ля этого пригодные для себя способы. Опыт говорит — это возможно!

4. Отдавайте себе отчет в том, что самая правильная идея, даже важная для жизни всего человечества, очень медленно завоевывает себе право на общее признание. Непризнание идеи ничего не говорит о ее неправильности.

5. Поддерживайте в себе мужество - изобретение, открытие требуют подчас пересмотра и перестройки своей модели мира, а это мучительный процесс. Однако многим он оказался по силам! Почему бы и вам не попытаться?

6. Не падайте духом, если чьи-то эксперименты опровергают вашу теорию - еще неизвестно, кто прав. Опытные данные не абсолютны. Значение факту придает видение теории.

7. Пытайтесь строить теорию, делая выводы по неполным данным так как. полнота принципиально недостижима. А что, если уже сейчас представить закономерность?

8. Торопитесь! Идея висит в воздухе. Это значит, что условия для её решения уже созрели. Решение надо только найти и сформулировать.

9. Не огорчайтесь, если все считают вас еретиком или чудаком. Не вы первый. Это можно пережить, если компенсировать огорчения от непризнания радостями творчества.

10. Учитесь отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему беспристрастно; это достижимо при помощи специальных тренировок.

11. Предпринимайте попытки выйти за рамку данной науки, системы, законов. Невозможно то, что заключено в этих рамках. А вне их?

12. Упражняйтесь в переконструировании имеющихся (накопленных по проблеме) материалов, но представляющихся пока не связанными, не полными. При некотором виде трансформации картина может оказаться целостной.

13. Стремитесь относиться с иронией к величине и значимости своей персоны в науке. Играйте с идеями. Эксцентричная идея, немыслимое решение несовместимы с излишней серьезностью и постоянной заботой о том, чтобы быть рациональным.

14. Балуйтесь на досуге фантастикой, взвешивайте перспективы “диких” гипотез.

15. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго и закономерно в области задачи. Таковы условия творческого приложения сил, и из этого хаоса вырастают цветы ваших идей.

Из книги известного психолога Рады Михайловны Грановской "Защита личности" (Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб.: Знание, 1999. - 352 с.; с. 191-192.).

Рада Михайловна Грановская, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
Автор монографий:
Восприятие и модели памяти. М., Наука, 1974.
Узнавание и запоминание фигур. Л., Изд-во ЛГУ, 1981.
Perception of form and form of perception. NY, London, 1987.
Интуиция и искусственный интеллект. Л., изд-во ЛГУ, 1991.
Творчество и преодоление стереотипов. СПб, Эксклюзив, 1995.
Элементы практической психологии. СПб, Свет, 1997.

В начало перейти


В начало перейти

Международный открытый университет Поволжья

Лаборатория технологий творчества

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Убедительно просим вас помочь в проведении исследования по теме

Вопрос как инструмент в деятельности человека.

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы анкеты:

  1. Что такое “вопрос” как явление действительности на Ваш взгляд?
  2. Откуда возникает вопрос у Вас?
  3. Зачем Вам нужен вопрос?
  4. Как устроен вопрос, какова его структура?
  5. Что дает Вам ответ на вопрос?
  6. Умеете ли Вы построить цепочку вопросов, ведущих к ответу, решению?
  7. Что помогает Вам построить систему (цепочку) вопросов?
  8. Какие вопросы, важные для понимания вопроса, Вы бы добавили в эту группу?
  9. Какие вопросы, важные для использования вопроса, Вы бы добавили в эту группу?

10. Напишите, пожалуйста: - что изменилось для Вас в результате ответов на поставленные вопросы?

 
 
 

11. Отвечающий: (имя, отчество, фамилия, ваша профессия, род занятий, образование).

12. Ваш возраст (лет):

до 15

15-20

20-30

30 -40

40- 55

более 55

           

Мы будем благодарны Вам за Ваши ответы.

Вы поможете нам больше, если попросите ответить на вопросы Ваших знакомых, учеников, коллег и пришлете также и их ответы.

Предварительно проведенное нами исследование показало его важность для понимания и сознательного использования вопроса как инструмента деятельности.

Если Вам интересно, мы можем прислать Вам результаты обработки анкет по данному исследованию.

Напишите свой адрес.

С признательностью и уважением

Руководитель лаборатории Валерий Павлович Гальетов

428000 Чебоксары, ул. Дзержинского, д.31, кв.10

e-mail: aim@zeim.ru ; galtov@yandex.ru

В начало перейти

В начало перейти

Российское агентство “Решение технических проблем”

Отдел технических решений поможет Вам справиться с Вашими заскорузлыми проблемами на Вашем производстве, заводе, пароходе, фирме…

Отдел русловых процессов занимается прогнозами русловых процессов на реках и даёт рекомендации по предотвращению нежелательных деформаций берегов рек.

За дополнительной информацией обращайтесь: ancondratyev@peterlink.ru Хуршудову Павлу Борисовичу.

Предложения о сотрудничестве.

Уважаемые коллеги!

''Машина открытий''. Если Вы хотите купить, помочь распространять, создавать или улучшать программу, связывайтесь с Волюславом Владимировичем Митрофановым: mitrofanovvv@mail.ru

Если Вы хотите, чтобы информация о Вас и Ваших работах была размещена в рассылке, пишите ancondratyev@peterlink.ru Александру Кондратьеву.

В следующих выпусках:

О программе ''Машина открытий''
О книге В.В. Митрофанова ''От технологического брака до научного открытия''

Информация о Ваших исследованиях!
Ждём Ваших писем!

В начало перейти

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

1. Каково Ваше отношение к рассылке ''Как делать открытия''?
2. Что Вы посоветуете улучшить в рассылке?
3. Что Вас не устраивает в рассылке?
4. Какие темы Вы хотите обсудить?
5. Какими приемами решения научных задач пользуетесь Вы в своей деятельности?

Жду Ваших откликов ancondratyev@petelink.ru
Ведущий - Александр Кондратьев


Выпуск № 5

22 сентября 2001 г.

Сайт http://bedload.bip.ru

ancondratyev@peterlink.ru


Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.bip.ru
Агентство ''Решение технических проблем'' http://bedload.bip.ru/Tech_problem/index.html

Отписаться от рассылки ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач'' можно здесь
http://subscribe.ru/catalog/science/natural?public
Но лучше напишите нам -
ancondratyev@peterlink.ru, что Вам не нравится в рассылке?



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное