Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Как делать открытия. Приемы решения научных задач. Выпуск 4.

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''

Выпуск № 4

20 сентября 2001 г.

Сайт http://bedload.bip.ru

ancondratyev@peterlink.ru


Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо за интерес к нашей рассылке.

Предыдущий выпуск рассылки (№ 3) см. на сайте http://bedload.bip.ru/TRIZ/Rassilka/Rass3.htm

В прошлом выпуске:

1.Статья ''Приёмы исследования природы'' Показана правомерность деления приёмов решения научных задач на 1) приёмы поиска явлений, 2) приёмы поиска закономерностей и 3) приёмы доказательства гипотезы.
Приведён список приёмов по каждой из этих категорий.

2. Информация о конференции молодых ученых

3. Предложения к сотрудничеству.

Сегодня в выпуске:

Общая теория создания тайн, антиТРИЗ, межгалактический НИИ …

Материалы Петрозаводского семинара примерно 1988 г.

В следующих выпусках:

1. О программе ''Машина открытий''

2. О книге В.В. Митрофанова ''От технологического брака до научного открытия''

3. Продолжение материалов Петрозаводского семинара ''Общая теория создания тайн''.

4. Информация о Ваших исследованиях!
Ждём Ваших писем!


В начало перейти

Общая теория создания тайн, антиТРИЗ, межгалактический НИИ …

Материалы Петрозаводского семинара примерно 1988 г.
( машинописный вариант передан в Челябинский архив)

Предисловие Г.С. Альтшуллера. Нам осталось… мы вышли, как говорят – свежее выражение спортивных комментаторов – на финишную прямую. Было дано домашнее задание… Я преследовал небольшую локальную цель – несколько погасить… замкнуть ленинградцев друг на друга (…?…), дабы они не очень (в аудитории: ''мешали'') мешали (хохот аудитории). (Неразборчива пара фраз из-за шума). … педагогической практике. Возникает сверхактивная группа, которая всех подавляет, всё подминает, навязывает свой стиль и т.д. Ей даётся соответствующий её высокому интеллекту… трудная задача, (?) нерешима (хохот аудитории), если нет нерешимой задачи, берётся решимая и заворачивается в цифровые показатели.. и выдаётся такая задача. Группа, значит… вчера утром я их будил, они ещё пытались демонстрировать, что у них есть какие-то остатки жизненных сил, имитировали улыбки, так сказать, и отчаянно изображали радость. Сегодня они просто наповал… (неразборчиво из-за хохота аудитории)… напились чаю, сказали, что что-то у них там есть. Давайте посмотрим…

Значит, речь шла об общей теории тайн. Рассказ посвящён был конкретной тайне, но, естественно, ленинградскую школу не проймёшь – и я увеличил дозу нагрузки, сказав ''стыдно приступать к такой задаче… не будем мелочиться!'' Если бы они быстро создали Общую теорию тайн… я не скрываю (…?…) я хотел вообще Общую теорию теорий (шум), потом Общую Теорию, а потом просто Общую (хохот). Кто у Вас докладывает? Коллективный? Ну, пожалуйста.

В.М. Петров О задаче вы слышали, так что вы примерно представляете, что нам поручили – мелочь, пустячок, который пришлось нам как-то делать. Генрих Саулович сказал, что мы здесь попытались создать Общую теорию тайн – мы создали нечто большее… Мы создали Межгалактический научно-исследовательский институт, который включал следующие города: Баку (представители – Верткин и Фей), Ленинград (Злотин, Злотина, Петров), Минводы (Кондраков; это Баку, да? пардон…) (шум в аудитории), Минводы (Кондраков), Запорожье (Нарбут), Петрозаводск (Селюцкая).

Видимо, стоит начать с того, немножко, что и как было. Мы сели честно и добросовестно выполнять домашнее задание в чисто ленинградском коллективе – ещё было до того, как. Хотели делать, ну, просто ту фантастическую идею, и начали, как обычно все ТРИЗовцы начинают, с метода проб и ошибок. Начали генерировать идеи фантастические. Потом мы кончили генерировать идеи, к тому времени к нам присоединилась вся межгалактическая группа, и мы начали работать уже… более правильно. То есть как? Здесь уже был такой термин… мы за это время ''приорались''. Я думаю, те, кто жил на нашем этаже, это всё великолепно слышали.

Ну, действительно, первое время стоял сплошной говор, и мы выявляли, ''ху из ху'' – что это такое, и, вообще, с чем это есть. Что же мы выяснили? Ну, сначала мы тоже так подёргались-подёргались, потом, наконец, вспомнили, что есть Алгоритм создания любых теорий; вот, собственно, мы и начали действовать по нему. Что это за алгоритм? Алгоритм, в общем-то, всем известный: сначала нужно выявить патентный фонд, из патентного фонда выбрать наиболее сильные решения, потом найти фактор особенности, то есть методы, которыми разрешаются данные задачи, наконец, выявить закономерности, ну, и, в общем-то, теория практически уже создана. Так мы и начали действовать. Мы начали выявлять патентный фонд тайн на основе фантастических рассказов и детективов. Не будем врать, много мы не взяли, у нас было всего 6-7 рассказов, 6-7 идей, разборов, мы выявили, какими там методами это делалось, не будем тоже врать, начали мы тоже с самого элементарного, с приёмов… как ни стыдно.

Потом мы поняли, что каждая из этих идей содержит в себе противоречие, и вот это было переломным моментом. Когда мы увидели, что любая из идей содержит техническое противоречие, тогда мы, наконец, вспомнили, что мы знаем Теорию решения изобретательских задач. Ну, и была, видимо, вполне очевидной идея… собственно, нам потом было очень странно, почему кто-то раньше до неё не додумался… Что нам нужно было сделать? Давайте мы с вами сейчас посмотрим, сейчас, конечно, легко говорить, когда это уже есть… Была… мысль такая, что есть ситуация, нам нужно получить решение. Теперь нам нужна цель обратная: у нас есть решение, нам нужно получить фантастическую или таинственную… (Шум в аудитории, голос: ''Это они так думают''). Это мы так думали.

(Г.С. Альтшуллер: ''Докладчикам трудно, они не спали, дайте им…)

Две ночи минимум.

Итак, мы поняли, что можно решать задачу от обратного; то есть, если можно было решать задачу от обратного, то можно было и весь аппарат ТРИЗа применять тоже от обратного. Ну, когда мы это получили, всё остальное было уже делом техники. То есть, перевернуть нужно было весь ТРИЗ с головы на ноги, или с ног на голову, как хотите. Значит, всё остальное время мы и занимались этим переворачиванием.

Что же мы получили? Я вам представлял здесь, в своё время, общую схему ТРИЗа, поэтому вы представляете элементы ТРИЗа очень хорошо, не буду я их, видимо, перерисовывать… ну, те же самые элементы, прошу прощения АнтиТРИЗа, можно тоже использовать для получения… тайн. Вот этим мы и начали заниматься. То есть, можно использовать законы развития технических систем и… Для чего эти законы нужны? Не только для выявления ситуации, но и несколько для большего – выявления тенденций развития тайн, для сравнения, если хотите, истинности тайн, то есть, мы вот получили ситуацию, а потом сравнить, истина ли вот такая ситуация, живуча или не живуча. Хорошо, степень таинственности, вот мне здесь подсказывают, правильно. То есть, это уже своего рода, по нашим АРИЗным понятиям, это где-то уже пятая часть, то есть, когда мы сравниваем, оцениваем идею. Ну, вот этот аппарат мы постепенно начали разрабатывать. Конечно, не стоит серьёзно говорить, не стоит думать, что мы разработали много, мы сделали только первые штрихи, и о них мы сегодня вам доложим.

Это, конечно, до сих пор была хохма, а теперь нам хотелось бы перейти к более серьёзным вещам, то есть попытаться изложить что-то систематически, как мы это получили. Только у меня просьба к вам: отнеситесь к этому… более… более доброжелательно, потому что (шумок в аудитории) это очень и очень… Я не волнуюсь, уже поздно волноваться… Это просто первые штрихи, которые мы за две бессонные ночи получили. Если вы слышали… (шум, разговор в аудитории). Кстати, товарищи, у нас 8 человек, даже 9 человек… (шум).

Итак, значит, что входит сюда. Ещё раз: это законы, это фонд антистандартов и цепочки антистандартов, это физические эффекты, применённые со знаком ''минус'' – инверсные физические эффекты – и опять же, цепочки развития этих эффектов, это, если хотите, и приёмы, то есть, опять же, со знаком ''минус''. Это – что касается информационного фонда. Ну и, безусловно, АРИЗ. Нам здесь пришлось создать АнтиАРИЗ. В общем, и всё. Я вам представил общую картину, мы решили, что представим её так – в каждых частях по-разному – и сейчас Семён Соломонович представит… он расскажет вам о стандартах, дальше у нас будет последовательность такая же, просто, чтобы знали, будет рассказано об АРИЗе, и далее о законах. Но, вы знаете, мы создали эту теорию, а потом поняли, что мы были, в общем-то, не первые. Здесь вспомнили, что была одна книжка… Покажите, пожалуйста.

(Пауза, вешают шутливый плакатик с изображением книжицы ''АнтиТРИЗ'', шум, смех).

С.С. Литвин. Автор зарубежный, ему можно простить…

Я хочу ещё немного дополнить общее выступление Владимира Михайловича Петрова. Две принципиальные вещи он назвал, которыми мы пользовались при инвертировании ТРИЗа, что ли. А вот ещё о трёх общих таких моментах не упомянул. Я считаю, что это можно сначала сказать.

Если при переходе от ситуации к задаче у нас всегда происходит сужение поля поиска – это принципиальный момент, мы всегда имеем широкое поле, постепенно сужаем его, вначале переходим от ситуации к задаче, от задачи к нескольким элементам, к одному, к оперативной зоне и так далее. Здесь у нас обратный ход мысли, соответственно, вместо сужения происходит расширение поля поиска, несколько различных направлений, и здесь развилки, с которыми мы отчаянно боролись при решении задач, здесь играют полезную роль: развилки обладают новой функцией. Какова же функция этих развилок? Параллельные альтернативы, возникающие при обратном ходе, при создании ситуаций, используются для маскировки тайн, то есть для создания таинственной ситуации. Если у нас в прямом направлении одна линия, то в обратном направлении 10-20 линий, и этими линиями удачно маскируется та самая единственная, таинственная ситуация.

И ещё один момент, ещё один способ маскировки принципиальный, который мы обнаружили, это следующий путь. Если при движении в прямом направлении, скажем по АРИЗу, мы стараемся тщательно фиксировать каждый шаг, и каждый шаг для нас является принципиальным ходом, новой ступенькой для решения задачи, то, совершив обратный проход по алгоритму, скажем, получив таинственную ситуацию (сюда мы включаем как детективную так и фантастическую ситуацию), мы должны напустить этой самой таинственности. Для этого мы изымаем некоторые шаги нашего обратного прохода. То есть мы-то знаем, что мы их делали, а читатель знать не должен. Значит, такой вот ход мы предлагаем использовать.

А теперь о стандартах. Мы просматривали несколько стандартов. Два из них – два антистандарта – я хочу сейчас вам рассказать. Помните стандарт, который раньше был третьим, потом тринадцатым – стандарт о вредном взаимодействии двух подвижных веществ, не надо никому напоминать этот стандарт. Антистандарт номер непринципиальный. Зачитываю антистандарт: ''Для создания тайн нужно: 1) Выбрать вещество В1. 2) Достроить, добавить два вещества В2 и В3, видоизменением которых является наше В1, выбранное на первом шаге и которые между собой конфликтуют. 3) Определить, в чём состоит вредное взаимодействие В2 и В3. 4) С целью маскировки тайны удалить из рассмотрения В1. Сформулировать суть таинственной ситуации''.

Пример. Даже два. Пример первый. В качестве В1 выбрана бумага, лист бумаги. Сразу вам хочу сказать: здесь никакого нет подвоха, мы вам говорим те примеры, которые сходу мы использовали, то есть здесь так, как действительно было, первый же наш пример был именно такой. Лист бумаги… В2 и В3, видоизменением которых является лист бумаги, были выявлены: обои и рука. Бумага, которая является видоизменением руки – это письмо. Это нам дало уточнение первого шага, то есть письмо как видоизменение руки и обоев. Третий шаг: вредное действие у нас заключается в том, что во время написания письма рука оставляет след на обоях. Чувствуете запах таинственности? Уже начинает проявляться. Последним шагом мы удаляем из рассмотрения само письмо, из будущего рассказа, остаются след на обоях и рука. Тайна состоит в том, что рука оставила след на обоях непонятно по какой причине. На этом сюжете, мы прикинули, можно, по крайней мере, пяток детективных рассказов построить, тайна налицо.

Вторую попытку мы сделали с задачей о тайне Южного рифа. В качестве В1 было взято вещество, данное по условиям задачи – попугай. Шаг второй: два вещества, видоизменением которых является попугай? Вещество 2 – попугайство как человечество попугаев и груз на корабле, коэффициент погрузки и разгрузки был странноват на корабле. Нежелательное, вредное взаимодействие между попугайством и грузом: попугайство откладывает свои яйца в груз, или же просто груз корабля-буксира ''Чертёнок'' является яйцами этих самых попугаев. Четвёртое – выкидываем, удаляем из будущего рассказа-повести-романа шпионскую роль попугая – мы-то это будем знать, а читатели знать не будут, и тайна рассказа готова. Попугай ведёт… значит, я могу рассказать, что следует… дальше мы работали уже достаточно просто, дальнейшая история построения рассказа такая.

Итак, цивилизация попугайства, планета, которая является инкубатором для яиц попугаев. Грузом корабля могло быть всё, что угодно, ну, скажем алмазы. Экипаж корабля, как и все люди, считает, что это просто алмазы, на самом деле, это яйца тех самых попугаев. Итак, полевой инкубатор для яиц, пока он просто поле, мы его не видим, поэтому эту 51-ю планету никто не видел и увидеть не мог в принципе. Высиживать и доставлять эти яйца попугайство не умеет. Для доставки яиц используется любая инородная цивилизация. К этим инородцам в корабли подкидываются известным кукушачьим способом яйца, и люди сами доставляют их туда, куда нужно. Как это сделать? Ну, вот, подкидывают попку, который там кричит ''абордаж! стругa!'' и прочие вещи, а тем временем, то ли нажимая клювом на какую-то кнопку, то ли ещё как-то, приводит корабль в нужную точку, а стажёр, глупый молодой стажёр, считает, что это он обнаружил странную планету… - всё было заранее предусмотрено.

Ну, там, дальше, так сказать, целая цепь… Нельзя рассматривать только разгадку тайны – что это за планета, и какие должны быть фотографии. На самом деле, тут можно выстроить целую цепочку, можно построить фантастический роман, на этом приключение может не закончиться, тут целая цепочка дальних следствий… Но отложим в сторону пример с тайной Южного рифа, чтобы успеть рассказать ещё об одном антистандарте.

Прямой стандарт – обеспечение оптимального действия; прямой стандарт вы тоже помните, нам нужно дать максимальное действие, а излишек поля убрать, если излишек поля, то веществом, излишек вещества полем. Обратный стандарт: вводится либо вещество… мы постулируем, назначаем какое-то вещество В1 и П1; после этого добавляем, вводим … если мы выбрали поле, то здесь мы должны… давайте что-нибудь одно – если там было вещество, то здесь мы выбираем поле – избыток чего-то, который убирается нашим веществом В1. Затем увеличиваем это выбранное вещество до максимума, вводим для него конфликтующую пару и, наконец, как у нас уже принять, удаляем В1 из рассмотрения. Были рассмотрены, опять же, примеры, которые показали, что и этот стандарт даёт такие… приличные… тайны. То есть, на нескольких примерах выяснилось, что эти стандарты работают. Так же были рассмотрены, очень прикидочно, ещё несколько стандартов, но уже без примеров. Примерно всюду тактика такая: есть у нас… суть любого стандарта – дана ситуация; в один или, максимум, в два-три прыжка мы достигаем решения. Заход с другой стороны: дано – решение, система конкретная, в один-два-три прыжка строим ситуацию. Строить ситуацию по антистандартам весьма несложно, то есть, это… как и стандарты, достаточно просты для работы, особенно, если натренируешься, так и антистандарты, несложны для работы.

Гораздо больше мы намучились а антиАРИЗом, и тут уже, я думаю, выступит Игорь Верткин.

И. Верткин АРИЗ создавали очень просто – взяли.. Вернее, АнтиАРИЗ – взяли текст АРИЗа и просто буквально перевернули… с головы на ноги (в аудитории: ''с ног на голову?''). Нет, с головы на ноги...

(Продолжение в следующем выпуске...)

В начало перейти


Предложения о сотрудничестве.

Уважаемые коллеги!

''Машина открытий''. Если Вы хотите купить, помочь распространять, создавать или улучшать программу, связывайтесь с Волюславом Владимировичем Митрофановым: mitrofanovvv@mail.ru

Если Вы хотите, чтобы информация о Вас и Ваших работах была размещена в рассылке, пишите ancondratyev@peterlink.ru Александру Кондратьеву.

В следующих выпусках:

О программе ''Машина открытий''
О книге В.В. Митрофанова ''От технологического брака до научного открытия''

Информация о Ваших исследованиях!
Ждём Ваших писем!

В начало перейти

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

1. Каково Ваше отношение к рассылке ''Как делать открытия''?
2. Что Вы посоветуете улучшить в рассылке?
3. Что Вас не устраивает в рассылке?
4. Какие темы Вы хотите обсудить?
5. Какими приемами решения научных задач пользуетесь Вы в своей деятельности?

Жду Ваших откликов ancondratyev@petelink.ru
Ведущий - Александр Кондратьев


Выпуск № 4

20 сентября 2001 г.

Сайт http://bedload.bip.ru

ancondratyev@peterlink.ru


Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.bip.ru

Отписаться от рассылки ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач'' можно здесь
http://subscribe.ru/catalog/science/natural?public
Но лучше напишите нам -
ancondratyev@peterlink.ru, что Вам не нравится в рассылке?



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное