В химии кроме терминов “атом” и “молекула” часто употребляется понятие “элемент”. Что общего и чем эти понятия различаются?
Химический элемент – это атомы одного и того же вида. Так, например, все атомы водорода – это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы кислород и ртуть.
В настоящее время известно более 107 видов атомов, то есть более 107 химических элементов. Нужно различать понятия “химический элемент”, “атом” и “простое вещество”
Простые и сложные вещества
По элементному составу различают простые вещества, состоящие из атомов одного элемента (H2, O2,Cl2, P4, Na, Cu, Au), и сложные вещества, состоящие из атомов разных элементов (H2O,NH3, OF2, H2SO4, MgCl2,K2SO4).
В настоящее время известно 118 химических элементов, которые образуют около 500 простых веществ.
Способность одного элемента существовать в виде различных простых веществ, отличающихся по свойствам, называется аллотропией.Например, элемент кислород O имеет две аллотропные формы — дикислород O2 и озон O3с различным числом атомов в молекулах.
Аллотропные формы элемента углерод C — алмаз и графит — отличаются строение их кристаллов.Существуют и другие причины аллотропии.
Сложные вещества часто называют химическими соединениями, например оксид ртути(II) HgO (получается путем соединения атомов простых веществ — ртути Hg и кислорода O2), бромид натрия(получается путем соединения атомов простых веществ — натрия Na и брома Br2).
Итак, подытожим вышесказанное. Молекулы вещества бывают двух видов:
1. Простые – молекулы таких веществ состоят из атомов одного вида. В химических реакциях не могут разлагаться с образованием нескольких более простых веществ.
2. Сложные – молекулы таких веществ состоят из атомов разного вида. В химических реакциях могут разлагаться с образованием более простых веществ.
Различие понятий “химический элемент” и “простое вещество”
Отличить понятия “химический элемент” и “простое вещество” можно при сравнении свойств простых и сложных веществ. Например, простое вещество – кислород – бесцветный газ, необходимый для дыхания, поддерживающий горение. Мельчайшая частица простого вещества кислорода – молекула, которая состоит из двух атомов. Кислород входит также всостав оксида углерода (угарный газ) и воды. Однако, в состав воды и оксида углерода входит химически связанный кислород, который не обладает свойствами простого вещества, в частности он не может быть использован для дыхания. Рыбы, например, дышат не химически связанным кислородом, входящим в состав молекулы воды, а свободным, растворенным в ней. Поэтому, когда речь идет о составе каких – либо химических соединений, следует понимать, что в эти соединения входят не простые вещества, а атомы определенного вида, то есть соответствующие элементы.
При разложении сложных веществ, атомы могут выделяться в свободном состоянии и соединяясь, образовывать простые вещества. Простые вещества состоят из атомов одного элемента. Различие понятий «химический элемент» и «простое вещество» подтверждается и тем, что один и тот же элемент может образовывать несколько простых веществ. Например, атомы элемента кислорода могут образовать двухатомные молекулы кислорода и трехатомные – озона. Кислород и озон – совершенно различные простые вещества. Этим объясняется тот факт, что простых веществ известно гораздо больше, чем химических элементов.
Пользуясь понятием «химический элемент», можно дать такое определение простым и сложным веществам:
Простыми называют такие вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента.
Сложными называют такие вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов.
Отличие понятий «смесь» и «химическое соединение»
Сложные вещества часто называют химическими соединениями.
Осуществите переход по ссылке и просмотрите опыт взаимодействия простых веществ железа и серы.
Попробуйте ответить на вопросы:
1.Чем отличаются по составу смеси от химических соединений?
2. Сопоставьте свойства смесей и химических соединений?
3. Какими способами можно разделить на составляющие компоненты смеси и химического соединения?
4. Можно ли судить по внешним признакам об образовании смеси и химического соединения?
Решите задание
Из предложенного списка веществ выпишите отдельно простые и сложные вещества:
NaCl, H2SO4, K, S8, CO2, O3, H3PO4, N2, Fe.
Объясните ваш выбор, в каждом из случаев.
III. Ответьте на вопросы
№1
Сколько простых веществ записано в ряду формул:
H2O, N2, O3, HNO3, P2O5, S, Fe, CO2, KOH.
№2
К сложным относятся оба вещества:
А) С (уголь) и S (сера);
Б) CO2 (углекислый газ)и H2O (вода);
В) Fe (железо) и CH4 (метан);
Г) H2SO4 (серная кислота) и H2 (водород).
№3
Выберите правильное утверждение:
Простые вещества состоят из атомов одного вида.
А) Верно
Б) Неверно
№4
Для смесей характерно то, что
А) Они имеют постоянный состав;
Б) Вещества в составе «смеси» не сохраняют свои индивидуальные свойства;
В) Вещества в «смесях» можно разделить физическими свойствами;
Г) Вещества в «смесях» можно разделить при помощи химической реакции.
№5
Для «химических соединений» характерно следующее:
А) Переменный состав;
Б) Вещества, в составе «химического соединения»можно разделить физическими способами;
В) Об образовании химического соединения можно судить по признакам химических реакций;
Г) Постоянный состав.
№6
В каком случае идёт речь о железе как о химическом элементе?
А) Железо — это металл, который притягивается магнитом;
Б) Железо входит с состав ржавчины;
В) Для железа характерен металлический блеск;
Г) В состав сульфида железа входит один атом железа.
№7
В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?
А) Кислород — это газ, поддерживает дыхание и горение;
Интегрированный закон «Об образовании» не только регламентирует правила игры в важнейшей области жизни общества. По подсчетам главы думского Комитета по образованию Александра Дегтярева, такие законы в нашей стране живут20–25 лет.
А при такой перспективе важна каждая статья: легализация электронного обучения и инклюзив (совместное образование детей с ограниченными возможностями и здоровых); введение общественно-профессиональной аккредитации учебных заведений и размещение в Интернете полной информации о школах и вузах; требования к качеству образования и наказания директоров и ректоров за их неисполнение. Важнее самих статей лишь одно: как эти статьи будут выполняться. Тут и возникли проблемы.
К примеру, по новому закону государство гарантирует гражданам право на дошкольное образование детей. Но, как признал Александр Дегтярев, очередь в детские сады сейчас составляет 1,5 млн человек. И к тому времени, когда закон примут (начало следующего года), явно не рассосется. Правда, выход из положения есть: «Мы не успеваем из-за бэби-бума, — заверил он „МК“, — но на развитие сети детских садов направлены миллиарды рублей, идет усиленное строительство». Да и обучать дошколят, дескать, можно не в детских садиках, а в малышовых группах при школах, в центрах детского творчества системы дополнительного образования, в частных группах, субсидируемых государством. Наконец, и дома: мама получит от районных методистов учебные пособия и будет считаться уже не мамой, а воспитателем. Короче, не жизнь, а малина.
Решение, бесспорно, остроумное. Но не очень убедительное. А если сохранится очередь в детсады (на что очень похоже), то и вовсе чреватое массовыми жалобами граждан на невыполнение государством гарантированных им прав. И что им ответят? Расскажут про миллион методичек, экстренно напечатанных для мам?
Аналогичная ситуация возникла со льготными проездными для студентов и школьников. В законопроект, разъяснила «МК» замдиректора правового департамента Минобрнауки Юлия Линская, будет заложено право учащихся на льготы при поездках на городском и пригородном транспорте (оформляется оно соответствующим соглашением каждого региона с РЖД). Однако Минфин, сообщили «МК» в РЖД, «вдвое сократил наш бюджет на 2013 год, а потому с 1 января мы вынуждены отменить льготы для студентов и школьников».
Как заверили «МК» железнодорожники, они выступают «за сохранение льготных проездных билетов для студентов и школьников. И даже собирали подписи в поддержку сохранения этих льгот, а затем проводили на своем сайте онлайн-голосование об их судьбе (более 97% участников ответили, что государство должно поддерживать учащихся, продолжая финансировать их льготный проезд. — „МК“). Но что мы можем сделать? Если правительство примет такое решение, мы будем вынуждены подчиниться».
Что будет дальше, понятно. Права ребят останутся нереализованными. А сами они будут ездить «зайцами» — цены-то, особенно на электричках, высокие, а стипендии мизерные. Зато прав видимо-невидимо.
Начиная с младших классов, обучение в школе во многом сводится к «дрессировке» под сдачу экзаменов. «Для чего учатся наши дети – ради ЕГЭ или знаний?» — такова тема ток-шоу «Родительское собрание», которое пройдет в пресс-центре РИА Новости 27 сентября в 20.00.
Это событие станет вторым в серии образовательных ток-шоу в рамках проекта «Школа.LIVE», проводимого совместно с изданием «Московские новости», РИА Новости и радиостанцией «Эхо Москвы». Тема ток-шоу определилась путем интерактивного голосования на порталах ria.ru, mn.ru иecho.msk.ru. — ею стала, по мнению интернет-пользователей, наиболее острая проблема, которая заботит родителей школьников: смысл образовательного процесса выхолащивается до подготовки к экзаменам.
Проведет ток-шоу Тутта Ларсен — популярная артистка и телеведущая.
В студии соберутся родители школьников, которых волнует конечная цель обучения своих детей в школе: направлена ли система школьного обучения на получение всесторонних знаний по предмету или ребенка натаскивают на тесты, чтобы успешно сдать ЕГЭ? И насколько это натаскивание проходит успешно? Герои сюжетов ток-шоу, с которыми побеседовали корреспонденты РИА Новости, расскажут о различных стратегиях родителей, которые осознают сложность совмещения задачи, с одной стороны, преодоления ЕГЭ, с другой — приобретения качественных и обширных знаний, необходимых для полноценной учебы в вузе и последующего успешного трудоустройства. Родители, которые решили перевести детей из школы в экстернат или на семейное обучение, расскажут о мотивах своего выбора — это и намерение сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ, не отвлекаясь на школьную рутину, и нежелание терять время на поездки в школу и обратно, и неготовность отрывать ребенка от секций и кружков в пользу ежедневных школьных занятий.
Другие родители, сомневающиеся в том, что современная российская школа может дать ребенку набор компетенций и навыков, делающих его конкурентоспособным на рынке труда, отправляют детей учиться за границу. О таком родительском выборе и его мотивах также расскажут герои сюжета, с которыми пообщались корреспонденты РИА Новости.
Согласно данным ФОМ от августа 2012 года, 25% родителей нанимают своим детям-школьникам репетиторов. Это процент становится гораздо выше, если речь идет об 11-классниках. Корреспонденты РИА Новости покажут участникам ток-шоу обычную московскую семью, в которой школьница готовится к ЕГЭ с помощью репетитора, не надеясь полностью на те знания, которые дает школа.
Эффективность родительских стратегий прокомментируют в студии наши эксперты: проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович, учитель истории московской гимназии №1543 Алексей Кузнецов и руководитель агентства «Ваш репетитор» Сергей Кузнецов. Прямая трансляция ток-шоу будет вестись на сайте «Московских новостей» и «Эха Москвы», запись предыдущего ток-шоу можно посмотреть здесь.
Партнерами проекта являются также журнал «Вопросы Интернет-Образования», журнал «Интернет и образование», и ряд сетевых ресурсов: Дневник.ру, Летописи.ру, «Сеть творческих учителей» и Педсовет.org.
Особенно, для родителей: которые делают с ребенком домашние задания, собирают в школу, рисуют, иногда за первоклассника кривые крючочки, а порой целые картины. Это очень большой стресс — сама нынче отдала младшего в школу