← Январь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://nscs.ru
Открыта:
26-11-2004
Статистика
0 за неделю
Работа с населением муниципальных образований - Философия имиджа. Воркшоп
Информационный Канал Subscribe.Ru |
|
Рассылка: Работа с населением муниципалитета
Тема: Философия имиджа. Воркшоп.
№ 9 от 23.01.2005
Мы советуем прочитать |
1. Философия имиджа | ||||||||||||
Вступление.С распространением в наше время видеотехники множество людей уже имели дело c видеосъемками - на учебных занятиях, семейных праздниках или просто ради развлечения. И, по-видимому, можно отметить типичную реакцию человека на свое видеоизображение. Это, как правило, удивление, обескураженность и некоторая досада. Мы уже сформировали в отношении себя привычный образ, "смотрясь" в других людей, с которыми непосредственно общаемся, и видя себя в зеркале. В данном же случае на экране предстает едва ли не чужой, незнакомый человек, с непонятной мимикой, не очень внятной речью, общей неопределенностью поведения. Это впечатление тем сильнее, чем лучше мы помним, что в момент съемки чувствовали, что хотели сказать, как хотели показать себя. Нам кажется, что то, как мы выражали себя, было вполне адекватно нашим мыслям и переживаниям в тот момент. Вместо этого экранный образ выглядит почти бесформенным. Мы сокрушаемся, знакомые успокаивают нас, поскольку им давно "со стороны" известно множество нюансов нашего поведения. Но нам хотелось бы, чтобы мы "объективно" выглядели должным образом, без поправки на знакомство и снисхождение; так, чтобы зафиксированные на пленке мы могли бы у любого "заочного" зрителя "сами по себе" вызывать отчетливый, живой, эмоциональный образ, соответствующий нашим мыслям, переживаниям и намерениям. Оказывается, что если ставить перед собой такую цель, то совершенно недостаточно "просто" и "непосредственно" вести себя перед камерой, как мы ведем в обычных обстоятельствах. В заочном общении зритель будет видеть изображение, а не нас самих, и будет воспринимать его во многом сообразно объективным, "посторонним" по отношению к нам критериям: так, например, он будет видеть не нас отдельно, а весь кадр или всю ситуацию в кадре в целом; будут много значить те ожидания, с которыми он садиться к экрану; при этом что-то он будет выделять как существенное - например, затененность лица или глухость голоса, - а что-то опускать, в том числе то, что нам самим казалось самым главным, например, логическая последовательность наших высказываний. А значит, мы сами должны делать этот образ, учитывая эти обстоятельства, выделяя то, что существенно с той или иной стороны. В этой ситуации, то, что, с точки зрения обыденного поведения, основанного на самоощущениях, представляется наиболее элементарным, а именно - выражение нашей эмоциональности, - то, применительно к видеоизображению, становится наиболее трудной задачей, требующих специальных средств для ее разрешения. К проблеме эмоциональности имиджа можно подходить с разных сторон. Тот достаточно тривиальный пример, который мы сейчас использовали, проблематизирует техническую сторону современной коммуникации, характеризуемой такими особенностями, как дистантность, заочность и опосредованность тем, что мы назвали "изображением", то есть конкретным вещественным носителем - телевизионным экраном, стендом, обложкой, упаковкой и т.д. Мы еще вернемся к технической стороне, когда будем говорить о роли телевидения и радио, но прежде остановимся на природе имиджа в социально-философском и историческом контексте. Историко-гносеологический аспект.Имидж как определенный способ ориентации человека в мире является феноменом мировоззренческим по своей природе. Мы рассмотрим историческую последовательность появления различных форм отношения к миру, чтобы точнее указать ту часть мировоззренческого пространства, в которой работает имидж. От ситуационного отношения к философии.Человек начинает с отношения ситуативного, основанного на выявлении случайных, несущественных связей. На этом этапе человек еще недалеко отошел от животного. Его можно уподобить гусю, который, видя над собой в небе ястреба, воспринимает его как сигнал опасности и дает знать об этом своим сородичам, но он никак не распознает хищника в другой ситуации, например, видя его не в небе, а на земле. Такая ситуативность, невыявленность существенных связей, когда совершенно разные явления связываются между собой по случайному сходству, когда все можно связать со всем, - все это определяет синкретичный характер первобытного отношения к миру, нерасчлененность, смешанность в одно неразличимое целое существенного и несущественного, рационального и чувственного. Одно и то же представление фиксирует какие-то объективно существующие связи, направляет чувства и содержит оценку, а также ассоциациями связано с множеством других представлений. Далее, по мере того, как происходит дифференциация человеческой деятельности, следует закрепление в виде обычаев и привычек каких-то более или менее существенных особенностей, характеризующих отдельные выделяющиеся в предметной деятельности стороны жизни, как то - продолжение рода, добывание средств к существованию, поддержание психологического и духовного единства в коллективе, и обусловленных тем, какого рода растения человек использует в пищу, на каких зверей охотится, в каком климате живет, где достает воду и как ее расходует, в какого размера группы - большие или малые- вынужден собираться и т.д. Содержание этих форм сознания все еще имеет смешанный характер, но мировоззренческие составляющие - установки, ценностные ориентации - в данном случае выявляют уже достаточно устойчивые и определенные связи, поскольку сами обычаи и привычки являются обобщениями достаточно широких и вместе с тем конкретных сфер активности человека. На третьем этапе с дальнейшей дифференциацией общества происходит классовое расслоение; формируется господствующий отряд людей, испытывающий потребность в разработке норм, которые бы в обобщенной и систематизированной форме отражали и объясняли его практику и его интересы. С другой стороны, происходит отделение умственного труда от физического, выделение умственной теоретической сферы деятельности в отдельную сферу и закрепление ее за господствующей социальной силой. Нормы возникающей таким образом идеологии одновременно содержат два момента: знания о реальных процессах и объективных тенденциях - то есть имеют дело с сущим , с другой стороны, содержат определенного рода долженствование, задают направление движения. Эти два момента в идеологии особым образом связаны между собой. Знания об объективных закономерностях используются для того, чтобы аргументированно обосновать идеал, его всеобщий, вечный характер, и наоборот, существует тенденция наличные известные закономерности объявить единственно возможными, "естественными" и наиболее "разумными". Сила идеологии в том, что она закрепляется не только в идеях и сочинениях; ее может поддерживать - правовыми нормами, государственными и общественными институтами, господствующими экономическими отношениями - весь строй жизни. Какой-либо имущественный ценз, право нации на самоопределение, институт президента и т.п. - если они воспринимаются как "данность", то начинают играть роль идеологического регулятора. Следует отметить, что идеология приобретает важность в связи с "крупными" ситуациями, прежде всего, когда речь идет о власти и выясняются классовые и групповые отношения. Соответственно, индивид вооружается идеологией, когда подымаемые вопросы принуждают его действовать "организованно", объединяя цели, интересы и способы действий с представителями своего лагеря. В других случаях идеология доходит до индивида в частичном и превращенном виде - через привычки и обычаи, ценностные ориентации, языковую практику и т.п. Последний рассматриваемый этап - завершение складывания классового общества в условиях рабовладельческой Древней Греции, когда создаются предпосылки для того, чтобы отдельный свободный эллин мог без кастовых и связанных с ними познавательных ограничений лично - в теоретико-умозрительной форме - соотноситься с многообразием окружающего мира и его определений, и когда возникает необходимость в философии как разработке единого содержательного принципа осваиваемых определений бытия. Мировоззренческое пространство имиджа.Если выделенные исторические формы рассматривать как устойчивый набор отношений к действительности, то мы получаем двухполюсную типологию. На полюсе философии - максимально высокое обобщение многообразных и сложных в содержательном плане опосредствующих теоретических и теоретико-мировоззренческих звеньев, выступающих в виде норм, ценностей, понятий, категорий; отношение в большей степени значимое в перспективе, "с точки зрения вечности". На противоположной стороне - отношение выступает как включенная в реальное время, применительно к текущему, "настоящему" моменту, реакция на события; реакция, опосредованная знаково-вещными формами. То есть, если для философии поводом и источником служит содержательное единство мира, закрепленное в предметной деятельности человека и в теоретических обобщениях, то источником знаково-смыслового отношения является конкретная ситуация, контекст, и те отвлеченные знаковые формы, в которых они могут выражаться (причем, в качестве этих форм могут выступать как созданные человеком символы, так и конкретные вещи). Именно отвлеченность смыслового содержания знака, способность его быть адекватным предметам и деятельности лишь частичным образом - сообразно ситуации- позволяет строить по "частичному сходству" многочисленные связи с самыми разными явлениями и, соответственно, достигать той целостности восприятия (в данном случае, на уровне текущей действительности),которая предполагается мировоззренческим отношением к миру. Сторона, связанная со знаковыми формами, является той областью, применительно к которой и следует говорить об имидже. Соответственно, природу имиджа нужно раскрывать, учитывая такие его особенности, как: его отвлеченно-знаковый характер, его ситуативность, включенность во временные связи, близкие реальному времени, и нерасчлененность существенного и несущественного, рационального и эмоционального в его содержании. Дополнительную характеристику "имиджевого пространства" мы получим, если учтем следующее. Историческая последовательность касалась древнего периода. И когда мы говорили об отношении к действительности, то имели прежде всего в виду природу и малый круг социального - "второй природы", отвоеванный человеком. Однако в процессе исторического развития характер действительности, с которой имеет дело человек, меняется: уменьшается непосредственная зависимость от природных сил, и все более приобретает значение человеческая, общественная природа, создаваемая людьми. А значит, круг явлений, с которыми имеет дело человек, приобретает все более предметно-дифференцированный, организованный, рациональный характер. Эти изменения особенно отчетливо видны в сфере обычаев и привычек, то есть норм, регулирующих определенные выделенные зоны повседневной практики. Если применительно к древней истории речь идет о простейших видах взаимодействия с природой и сородичами, то сегодня то, что мы назвали привычками и обычаями, касаются таких социальных особенностей как раса, религия (предполагается взаимодействие различных рас и религий), образование, профессиональные занятия, тип местности проживания (сельская, городская), размер города проживания и т.п. "Вторая", а за ней и "третья природа", накладывают отпечаток и на сферу ситуационного поведения. Производственный ритм, потребление "серийных" товаров , услуг и развлечений, современная коммуникация, воздействуя на восприятие текущих явлений, не меняют его ситуационного и смешанно-синкретичного характера, но они делают необходимым выделение массовых, общезначимых стереотипов, которые работали бы на заочном, дистантном уровне. Таким образом, в области знаково-ситуационного поведения и отношения к действительности мы дополнительно выделяем ту часть, в которой присутствуют стереотипизированные, инструментализированные формы. Имидж, рассматриваемый нами, относится к этим формам. 4.2 Роль имиджа в сфере публичности.Расширение поля публичности. От философии к знаково-ситуационным формам.Вторая историческая последовательность связана с феноменом публичности. Особенность ее в том, что если рассматривать становление публичности с начала книгопечатания, нам придется двигаться обратно той последовательности, в какой мы рассматривали появление форм отношения человека к миру. Информационный обмен и взаимодействие посредством зарождающихся "масс-медиа" в сфере мировоззрения начинается со взаимодействия на почве религии (теологии) и философии. Уже распространение протестантизма и межконфессиональные войны шли с активным использованием печатных изданий. Актуальность публичного обмена суждениями по общим мировоззренческим вопросам в то время объясняет ту оперативность, с какой он происходил. Ульрих фон Гуттен печатает открытое письмо Эразму Роттердамскому, последний читает его, пишет в ответ свое сочинение, его также печатают и оно попадает в руки фон Гуттена, - весь этот процесс укладывается в полтора месяца. Светские печатные новости того времени отличались едва ли не меньшей оперативностью. Говоря о публичности, следует отметить, что речь должна идти не об обмене по поводу происшедшего или сделанного, не о простом отражении в средствах информации действительности. Речь идет об обмене информацией, которая непосредственно вовлекается в деятельность, становится частью, необходимой предпосылкой происходящих событий. Иначе говоря, оттого, что некто не получает сведений об интересующих его событиях, он совершает свои действия иным образом, чем если б он имел эти сведения, или не совершает вовсе ничего. При этом, по мере становления публичности, мы можем констатировать такую закономерность: последовательное уменьшение временного промежутка между событием или действием и моментом получения информации о нем. Эта количественная и, на первый взгляд, несущественная деталь имеет очень важное качественное следствие. Любой род деятельности характеризуется своим особенным временем развертывания; если мы, например, совершая военные действия, получаем сведения о чем-то важном для нас через 2 месяца после того, как это что-то произошло, они могут не иметь сколько-нибудь большой ценности по той простой причине, что уже устарели. Но, попадая в рамки "хронотопа" нашей деятельности, они становятся необходимы, и наши действия становятся прямым образом связаны с тем, что происходит в других местах и областях человеческой жизни. На следующем этапе публичность "расконсервировала" идеологический потенциал. Оперативное обсуждение идеологических позиций и программ, совместная выработка убеждений, распространение информации по вопросам политической жизни общества посредством печатных изданий идет рука об руку с теми практическими, бурными переменами в обществе, которые мы видим в истории с момента, предшествующего Великой французской революции. Далее происходит "расконсервация" социальных обычаев и привычек. Употребляемый термин "расконсервация" означает, что, хотя публичность и не создает феномены идеологии и обычая как таковые, она придает им новые качества и новую динамику. Те "нравы" и обычаи, что до этого закреплялись и "автоматически" передавались от поколения к поколению в локальных, закрытых зонах - в семье, общине, цехе, сословии, отдельной сфере профессиональной деятельности или в отдельном регионе - раскрываясь и входя в глобальный оборот, резко увеличивают культурный потенциал развивающегося общества. ( В связи с чем в значительной степени возрастает роль образования и просвещения). Этот "культурный бум" имеет одно важное следствие касательно мировоззренческой проблематики. Множество практических норм, становясь предметом обсуждения, становятся предметом не только освоения, но и ознакомления. Можно реально освоить какие-то нормы, например, нормы самурайского этикета, а можно получить о них некоторое представление, которое будет иметь не столько практическое, сколько ориентационное значение, в том или ином контексте. Такого рода "отвлеченные нормы", тиражируясь в виде ценностных установок, начинают, с одной стороны, нести идеологическую нагрузку, а, с другой, закрепляясь в знаково-образной форме, входят в имиджевую сферу. И, наконец, в двадцатом веке, с оформлением глобальной взаимозависимости и переплетения общественных процессов, с внедрением средств массовой информации на уровень текущих событий - чему в значительной степени способствовало появление электронных средств информации - появляется необходимость не только в информационном обеспечении этих процессов, но и в обеспечении взаимодействия в сфере оценок, ожиданий и настроений по поводу происходящего у масс населения, политических и социальных групп и отдельных людей. Необходимость немедленного массового отклика на какие-либо явления и процессы, выражения отношения к ним становится условием их протекания. Особым вопросом становится отношение массовой публики. Большинство сегодняшних процессов осуществляется как бы дистантно, "заочно" по отношению к ней и не требует - часто не может требовать - определенного, устойчивого и выработанного в кругу доступных предметов - отношения; но это не значит, что эти процессы могут осуществляться в полном ориентационном вакууме, при полном отсутствии каких-либо установок и предрасположенностей. Регуляция массового производства товаров, услуг, развлечений - изменчивого, всякий раз приспосабливающегося к ситуации - требует регуляции массового потребления. Но это возможно лишь тогда, когда у масс можно предположить, статистически выявить или пробудить если не определенного рода потребительскую философию, то по крайней мере, какие-то ценностные приоритеты. Это же справедливо и в отношении политических и социальных процессов. Общая характеристика современной публичности.Применительно к достигнутому сегодня уровню развития средств массовой информации можно сделать три вывода. Во-первых, сфера публичности, опосредуемая "масс-медиа", приобрела всеобще-значимый характер. Она настолько вошла в реальное время, характеризующее процессы второй человеческой природы, что существование последней вне публичности стало невозможно в целом. Если сегодня прекращают работать средства коммуникации, если прекращается передача информации, выработка общественного мнения - прекращается и большинство других "традиционных" форм человеческой деятельности. Во-вторых, публичность предстает как "третья природа", как внутренне-связанный и выступающий по отношению ко второй природе самостоятельный феномен. Например, какие-либо описания средневекового путешественника других мест можно рассматривать как правдивый или неправдивый рассказ конкретного человека. Сегодняшний характер коммуникационных феноменов не укладывается в рамки этих определений; новость в наше время невозможно рассматривать как только составную часть до сих пор развивавшейся человеческой природы, как некоторого рода "линейную" связь между отдельными людьми и событиями; она раскрывает свое содержание через природу публичности, самобытного и целостного образования, которое соотносимо как феномен лишь в целом со "второй природой", поскольку выступает в качестве интегрирующей силы по отношению ко всей совокупности общественных процессов. Эта целостность, на наглядном уровне, связана с возникновением многочисленных служб и организаций, изучающих и отслеживающих работу "масс-медиа" и процессы формирования общественного мнения в их совокупности. Любая значимая сегодня социальная ситуация, деятельность любого более-менее значительного общественного субъекта - государственного органа, политической или общественной организации, крупной фирмы - требуют не случайного обращения к тем или иным изданиям, а систематической работы с многообразием прессы, радио и телевидения. В третьих, публичности присуща некоторого рода субъектность; эту субъектность образует "человеческий фактор", который в распределенном виде наличествует в сфере публичности, и в частности, в средствах массовой информации и выступает по отношению к субъектным качествам отдельного человека как искусственный феномен, как совокупность материальных и духовных факторов. Таких как - позиции и интересы людей, которые работают в средствах информации или оказывают влияние на них; отражаемые и учитываемые интересы и предрасположенности публики; применяемые технические, научные, художественные средства; наличествующая на данный, текущий момент общая информационно-образная картина; используемые знаковые и символические формы; употребляемый язык и т.п. В этом плане, создание "новостей" или "образов" представляет собой сложный процесс, активно осуществляемый по отношению к зрителю или читателю, активный поскольку в информационно-образной среде совокупным субъектом проводится работа, которую отдельный человек провести не в состоянии ни в количественном, ни в качественном отношении. Например, отбор новостей включает учет складывающихся на данный момент приоритетов в общем новостном пространстве (журналист не может не давать сообщений о том, что популярно в данный момент), оценку фигур, задействованных в событиях - в свою очередь "фигуры" во многом сделаны самими средствами информации, и т.д. Складывание имиджа как "эмоционально нагруженного образа" также не является простой эмоциональной реакцией. Оно происходит в соотнесении с возможными предрасположенностями публики - а как таковые они недоступны непосредственному наблюдению, их можно понять прежде всего опосредованно, по тому, как они уже представлены в самих средствах информации на данный момент; в соотнесении с другими обращающимися в "массовом сознании" "образами", с фигурирующими рейтингами и опросами - результаты которых во многом определены самими средствами; приспосабливая художественные способы и средства к специфике прессы, радио и телевидения; при этом создание "образа", формирование его способности нести то, что он должен нести, происходит не единовременно, а через систематическое повторение - то есть повторение не механическое, а по определенной методе: в определенное время, в определенном контексте, с учетом психологии зрителя и с учетом того, как его время и деятельность сообразуются со временем выхода материалов печатных и электронных средств и т.д. и т.п. Характеристики имиджа как феномена публичности.Из этого анализа мы можем ряд родовых характеристик публичности перенести на понятие имиджа. Это: - тотальность его смыслового содержания, взаимосвязанность его с другими образованиями, наличествующими в "массовом сознании"; - тенденция к глобализации, увеличение масштаба общезначимости: иначе говоря, с расширением поля "массового сознания" от имиджа требуется, чтобы он соотносил человека со все более широким кругом идей и явлений - для жительницы города Барабинска Новосибирской области Клаудиа Шиффер будет в большей степени являться имиджевой фигурой, чем популярная ведущая областного телеканала; - процессуальность складывания; следует отличать придуманный образ, "дизайн", от того смыслового воздействия, которое он способен реально оказывать лишь в результате определенной "обкатки" в процессе коммуникации; в этом плане часто повторяемые фразы типа "он изменил свой имидж" (поменял прическу, сменил гардероб), на наш взгляд, иллюстрируют упрощенное понимание имиджа; - статистичность, приблизительность предполагаемого эффекта при конструировании; при всей систематичности, с какой рассчитываются возможный эффект и возможная аудитория, предвидеть их возможно лишь примерно. Это связано с самой спецификой массовидных явлений, с которыми имеет дело "масс-медиа", их изменчивым и случайным характером; - активность имиджевых образов, тиражируемых средствами массовой информации. На этой особенности мы хотим остановится чуть по подробнее. Активность вряд ли следует смешивать с "борьбой за аудиторию". Причиной активного характера образных и информационных сообщений является тот комплекс обстоятельств, что в обыденной практике часто выражается требованием "доходчивости", предъявляемым к материалам средств массовой информации. Последние имеют дело с огромной совокупностью данных, и их работа по фиксации, передаче этих данных всегда есть определенного рода субъектная деятельность по упорядочиванию картины мира. Но особенность восприятия "текущей истории" состоит в том, что человек воспринимает ее не только, и не столько через общие понятия, сколько "в терминах" самой текущей жизни. То есть он воспринимает события в соотнесении с другими известными ему событиями и событийными рядами, а конкретного политического деятеля - благодаря наличию у него более-менее устойчивых представлений, сложившихся в настоящий момент об общественных фигурах. Подбор, способ и технические особенности подачи сообщений таким образом активно формируют саму способность человека воспринимать их, а значит, формируют и изменяют самого человека. В этих условиях, в условиях динамичного взаимовлияния средств массовой информации и публики, без активного отслеживания и изучения публики, без понимания ее наиболее отзывчивых струн и целенаправленного воздействия на них работа средств информации становится невозможна как таковая; - искусственный характер имиджа: имидж это искусственно, с помощью средств массовой информации создаваемое представление о чем-либо или о ком-либо; оно имеет лишь частичное отношение к тому, что оно представляет, но кроме этого в "снятом" виде оно еще выражает широкий спектр явлений. Намерение какого-либо политика предстать перед аудиторией в своем "естестве" предполагает одно очень сильное допущение: что все средства информации и все события окружающей жизни только то и делают, что готовят аудиторию к восприятию ею этого политика. |
||||||||||||
2. Воркшоп | ||||||||||||
Сегодня мы представим типичное расписание воркшопа Воркшоп по структуре состоит из нескольких связанных блоков - это: Типичное расписание воркшопа выглядит следующим образом: 1) Приветствие - 15 минут В приведённое расписание не включены кофе-брейки и обед (по необходимости). Рассмотрим каждый из элементов данной схемы подробнее: 1) Приветствие Приветствие преследует 2 цели: 2) Заполнение опросника участниками Опросник формируется один и для этапа 2 и для этапа 9. Основная задача обоих опросников - сравнить, как изменилось мнение представителей населения после проведения воркшопа. 3) Первая фокус-групп Первая фокус-группа нужна для получения качественной информации по тем же направлениям, что и на этапе 1: 4) Первая презентация специалиста Оптимально подготовить первую презентацию по общим вопросам - например, представить сведения общего характера о бюджете - т.е. основные источники доходов, основные расходы. Цель презентации - проинформировать участников и после этого определить их мнения. Не стоит забывать оставить время на вопросы участников. Вопросы позволяют: 5) Вторая фокус-группа 6) Вторая презентация (презентации) Вторая презентация может быть различной в зависимости от поставленных целей. Основные 2 варианта следующие: 7) Групповая работа Цель групповой работы в таком случае - выбрать лучшую, на взгляд участников, модель бюджета. При этом участники могут и сами изменять цифры в модели (а не только выбирать из того, что им предложено). Каждая их групп должна выбрать одного из своих представителей, которые подготовят краткое выступление о решении группы и расскажет почему они выбрали эту модель. Кроме собственно того, что выберут участники, необходимо отслеживать их аргументы в обсуждении. 8) Представление результатов 9) Заполнение окончательного опросника 10) Заключительная часть Участники отпускаются домой, а организаторы приступают к подготовке отчёта по проведённому воркшопу. В следующем выпуске мы продолжим обсуждать метод воркшоп |
||||||||||||
3. Мы советуем прочитать | ||||||||||||
|
Мы будем рады услышать любые Ваши замечания и предложения о нашей рассылке
Вы можете связаться с нами по e-mail, телефону или факсом
E-mail: web@nscs.ru
Тел/факс: +7-3832-235573
Вся переданная Вами информации считается конфиденциальной.
Copyright © 2004 НШГО. Авторские права защищены.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: science.humanity.public |
Отписаться |
В избранное | ||