Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1156


"Эконометрика", 1156 выпуск, 20 марта 2023 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

О жизни и сочинениях писателя Андрея Платоновича Платонова рассказывает Эдуард Шевелёв в статье "Трудные пути сокровенного человека".

Поскольку долговой кризис - это неизбежное следствие ссудного процента, падающей рентабельности и конкурентной экономики, значит, нужно обнулить все составляющие этого противоречия. Взамен предлагается распределительная экономика и фактически отмена существующей системы "спрос-предложение". Об этом - в статье "Временное решение при продвижении "новой реальности"".

В статье "СПИД и COVID-19 - что общего?" профессор Катасонов рассказывает о том, кто и как на болезнях деньги делает.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Трудные пути сокровенного человека

Эдуард Шевелёв

Когда в перестроечные годы толстые журналы начали наперебой публиковать так называемую "запрещенную литературу" с гневными комментариями, мол, вот каких замечательных писателей "зажимала" советская власть, то в этих списках оказались как те, кто впрямь был скрытым антисоветчиком и русофобом вроде сочинителя песенки про космонавтов, так и те, кто подобных лиц не переносил на дух, будучи злоумышленно приписанным к их компании подобными же ненавистниками всего искреннего и подлинно патриотического.

Ну а если в стиле писателя присутствовало и сатирическое начало, тут уж фарисеям раздолье для интерпретации его произведения в нужном им направлении - и неважно, что автор борется вовсе не с советской властью, а с извращениями народной сути ее, выступает за очищение от пут неправедно привнесенных, не соответствующих характеру русского и советского народа. "Я со своих позиций не сойду никуда и никогда, - говорил Андрей Платонович Платонов. - Всё думают, что я против коммунистов. Нет, я против тех, кто губит нашу страну. Кто хочет затоптать наше русское, дорогое моему сердцу. А сердце мое болит. Ах, как болит!"

К губителям "нашей страны" Платонов относит и бюрократов, искажающих идеи коммунизма, подстраивая их для собственных дел, и бездумных исполнителей указаний начальства, и даже обычных обывателей, всецело поглощенных бытовыми интересами и особо не вникающих в смысл и назначение человеческой жизни. Страна представляется ему огромным мирозданием, где должны утверждаться честные и открытые отношения между людьми, социальная справедливость, благоприятные обстоятельства для производственного, научного и художественного творчества, двигающих общество к духовно-нравственным и социально-экономическим высотам. И если сегодня об этом пишут серьезные и объективные литературоведы, то вновь появилось, и немало, антисоветствующих истолкователей писательской и житейской судьбы Платонова, но, поскольку спорить с их односторонними выводами бессмысленно, обратим внимание читателя на гуманистическую и, следовательно, социалистическую направленность его произведений, художническая природа которых обусловлена классовой и трудовой принадлежностью автора. Недаром в статье "Культура пролетариата" (1920) он писал, что вслед за социальной революцией "сознание станет душой пролетария, а борьба с окружающими тайнами - его смыслом и благом жизни" и что "перед этим интеллектуальным переворотом мы сейчас живем и к нему готовимся"...

Его отец - Платон Фирсович Климентов - был машинистом паровоза и слесарем в железнодорожных мастерских Воронежа, членом ВКП(б), дважды Героем труда, мать - Мария Васильевна Лобочихина - занималась домашними делами. Андрей родился 28 (16) августа (хотя сам называл 1 сентября) 1899 года в многодетной семье, родившей 11 детей, из которых 5 выжили, помогал родителям, работая подсобным рабочим, слесарем, литейщиком, конторщиком, экспедитором; в 1919-1920 годах воевал в Красной Армии. Поступив в 1918 году на первый курс историко-филологического факультета Воронежского государственного университета, он через год перешел оттуда на электротехническое отделение Воронежского рабочего железнодорожного политехникума и впоследствии отлично показал себя в качестве инженера-изобретателя, выпустив брошюру "Электрификация". С успехом занимался как руководитель разных организаций гидротехники и мелиорации, все же ощущая неодолимую тягу к литературе. Первые рассказы - "Сережка" о мальчике-забияке (1917), "Очередной" (1918) о гибели в плавильне малолетки Вани, напечатанные в еженедельнике "Железный путь" вместе со стихотворением "Поезд", - были лишь пробой пера, а вот заметки, статьи, очерки в "Известиях Совета обороны Воронежского укрепленного района" и в "Красной деревне" уже проявили своеобычный стиль будущего писателя, соединяющего общемировое и коллективистское с личным и глубоко выстраданным.

Такова и его статья "Ленин". Владимир Ильич, как известно, всячески противился чествованию в связи с 50-летием со дня рождения своего, тем весомее, важнее, показательнее слова молодого Андрея Платонова, называющего великого вождя "первым работником русской революции, великим другом труда". С искренней взволнованностью Платонов пишет: "В этот день вся Красная Россия, все истомленные, заработавшиеся люди, в мастерских городов, на оттаявших пашнях, пусть все вспомнят его, всю свою жизнь горящего в нечеловеческом ежедневном труде за наше освобождение, за честную жизнь на земле. В непрерывной жертве и самоотречении он забыл про себя, слившись с интересами дела, которому отдался в юности... Вся его душа и необыкновенное, чудесное сердце горят и сгорают в творчестве светлого и радостного храма человечества на месте смрадного склепа, где жили - не жили, а умирали всю жизнь, каждый день, жили в мертвой тоске наши темные, загнанные отцы". Тогда Платонов высказал то, что позднее станут часто повторять многие другие: "Ленин - это редкий, быть может, единственный человек в мире. Таких людей природа создает единицами в столетия".

"В нем сочетались ясный, всеохватывающий, точный и мощный разум с нетерпеливым, потому что слишком любящим, истинно человеческим сердцем, - продолжает Платонов далее. - И все это сковано единой сверхчеловеческой волей, направляющей жизнь к определенным раз поставленным целям, не позволяющей склоняться и колебаться". Но главное, подчеркивает писатель, что Ленин "вперед узнал и высказал тайную, еще не родившуюся мысль, сокровенное желание миллионов трудового народа - и не одной России, а всего мира. Тайную и самую глубокую мечту о власти высшей справедливости на земле, которой оказалась, как показала жизнь, рабочая советская власть. Ленин не только первый заговорил об этой власти, но и начал работать, чтобы на самом деле такая власть была у трудящихся людей, пока не добился своего". Емко определяет Платонов лидерские качества Владимира Ильича: "Он наитием, чутьем предугадывает, как надо бороться в данную минуту, чтобы быть ближе к победе". И с четкостью обобщает: "Чуткость вождя и неиссякаемое озарение гения, избранника - вот что живо в Ленине и делает его нам родным и близким, вот что поражает наших врагов. Он и восставший, побеждающий народ - это одно", призывая всех людей и поныне: "И пусть с новою силой вспыхнет в наших сердцах пламя творчества радостной правды на земле!"

За действительное выдают свое желаемое те, кто пишет о якобы разочаровании Платонова в "коммунистических иллюзиях". Сатира, к которой он вскоре обратился, выделялась на фоне ироничности писавших фельетоны коллег своей социальной всеохватностью, не склонной к избирательности тем и персонажей. "Мы уже привыкли к тому роду литературы, который был у нас в девятнадцатом веке и продолжился в веке двадцатом. Существуют определенные способы создания такой литературы, отвечающие нашему вкусу и нашему вниманию, - говорил Валентин Григорьевич Распутин. - Платонов совсем другой человек и писатель. Такое ощущение, что он пришел из таких глубин и времен, когда она, быть может, только-только начиналась и избирала русло, по которому направить свое течение. И где только-только начинался русский человек и русское мышление. Поэтому у него все "не по правилам" позднейшей литературы. Совсем другой мир - реальный и одновременно ирреальный; какое-то иное расположение слов и даже иные формы слов, иные мысли, еще не говорившиеся и не затвердевшие; иные у героев души, открывающиеся лишь чистому".

Соглашаясь с проницательностью этих суждений, нельзя не добавить, что платоновская изобразительность находилась в глубинном родстве с классическими традициями русской литературы, скажем, с М.Е. Салтыковым-Щедриным, о чем свидетельствуют и прямые совпадения в текстах: "...Чтобы построить деревенский колодец, техник должен знать всего Карла Маркса" (А. Платонов. "Город Градов"); "...Нынче, говорят, и свиней пасти, так и то Корнелия Непота (древнеримский историк и биограф, жил между 99-м и 24-м гг. до н.э. - Э.Ш.) читать надо" (М.Е. Салтыков-Щедрин. "Дневник провинциала в Петербурге"). Стихи Платонова "Голубая глубина" (1922) и ритмически, и композиционно явно перекликаются со стихами его великих земляков - Алексея Васильевича Кольцова и Ивана Саввича Никитина. В предисловии к ней Георгий Захарович Литвин-Молотов (Литвинов), партийный работник и редактор, друг и соратник Андрея Платонова, активно помогавший ему, отмечал, что перед нами "поэзия борьбы, огромного внутреннего напряжения, постоянной активности", а весьма и весьма требовательный Валерий Яковлевич Брюсов писал: "В своей первой книге стихов А. Платонов настоящий поэт, еще неопытный, неумелый, но уже своеобразный", чья емкая образность проявилась уже, например, в стихотворении 1918 года "Поезд": "Вьется, вьется, вьется / Путь стальной змеей - / Встречный лес смеется / Дружною семьей... / Льется, льется, льется / Стон груди стальной, / И звонко раздается песнею родной..."

Неудачи с попытками вступить в партию из-за местных интриганов не поколебала идейных убеждений Платонова. Он пишет статьи "Коммунист принадлежит будущему", "Ответ мещанину", "Коммунизм в сердце человека", "Огни Волховстроя", рассказ "Как зажглась лампочка Ильича" о косности деревенского мышления, еще не способного сблизиться с революционными идеями, о расслоении села на непримиримые классы. После рождения 25 сентября 1922 года в семье сына Платона (с будущей женой Марией Александровной Кашинцевой он познакомился в 1920 году) писатель публикует рассказ "Потомки солнца", где в жанре фантастики описывает, как инженер Вогулов изобретает новый земной шар, в котором все движется с ускоренной энергией, но приходит к простому выводу, что "только любящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет этого невозможного и сделает его возможным, какие бы пути ни вели к нему". В мае-июне 1926 года Платонов переезжает в Москву, надеясь на более полное исполнение своих литературных планов. Но одно дело участвовать воронежскому литератору в работе Первого съезда пролетарских писателей с правом решающего голоса и совсем иное - оказаться в центре повседневной писательской жизни, сосредоточенной в различных группах и группочках, непримиримых друг к другу, воюющих между собой, тогда как его вела, писал он Г.З. Литвину-Молотову, "долгая упорная детская мечта - стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей - и я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце".

В Москве Платонов сближается со сравнительно терпимой к разным эстетическим концепциям литературной группой "Перевал" и его журналом "Красная новь", но печатается и в "Октябре", где в 1929 году вышел рассказ "Усомнившийся Макар", вызвавший критический отзыв И.В. Сталина, на что мигом среагировал Л. Авербах в статье "О целостных масштабах и частных Макарах". В год, названный "великим переломом", сатирический рассказ этот, да еще с особенным платоновским стилем, воспринимался в прямом политическом контексте, хотя Лев Чумовой, живший "голым умом", напоминал Троцкого, да и Макар, больше заботившийся "не о хлебе, а о зрелищах", не был ему антиподом, и жили эти "два члена государства" не сами по себе, но "среди прочих трудящихся масс". Но таковы были тогда общественные обстоятельства, что сказанное наверху принималось к исполнению сообразно видению исполняющих, зачастую или не шибко грамотных, или действующих сознательно наперекор, опираясь при этом на "сигналы бдительных граждан". А вдобавок дружба с Борисом Пильняком, вскоре репрессированным (реабилитирован в 1956 году), соавторство в пьесе "Дураки на периферии" - и пошло-поехало. Отрицательное отношение критики приложилось по инерции и к повести "Впрок", где показаны в ироничном плане перегибы в коллективизации крестьянских хозяйств. Однако в 1933 году Андрея Платоновича включили в число писателей, изучавших жизнь после революции в Туркменистане; в результате двух поездок туда он напишет рассказ "Такыр" и повесть "Джан" - о распространении идей революции среди восточных народов, полностью опубликованную, правда, лишь в 1964 году.

Произведения Платонова конца 20-х - начала 30-х годов становятся, тем не менее, заметной и неотрывной частью советской литературы: сатирическая повесть "Город Градов", разоблачающая туповатых бюрократов, исповедующих "принципы обезличивания человека с целью перерождения его в абсолютного гражданина с законно упорядоченными поступками на каждый миг бытия", научная фантастика "Эфирный тракт" - повесть из времен царя Петра Первого, однако навеянная периодом работы писателя инженером-мелиоратором в Тамбове, "Ямская слобода" - из истории родных мест, "Сокровенный человек" - о Гражданской войне, когда крестьяне в поисках лучшей доли идут на смерть, в отличие от белых офицеров, заботящихся о себе, а также отрывки из "Чевенгура". Не оставляет писатель и публицистику, печатая статьи под псевдонимами Ф. Человеков и А. Фирсов об А.С. Пушкине, Э. Хемингуэе, К. Чапеке, А.С. Грине, Н.А. Островском, К.Г. Паустовском, а в 1937 году выходит книга прозы Платонова, где собраны многие лучшие его вещи. В предвоенное время он пишет повести и рассказы "Ювенильное море", "Фро", "В прекрасном и яростном мире", "Бессмертие", заслужившие похвал со стороны коллег, "Старый механик" - именно здесь герой произносит ставшую знаменитой фразу: "А без меня мир неполный". Неожиданный арест пятнадцатилетнего сына Платона за политический проступок и осуждение на десять лет чуть было не выбили Андрея Платоновича из писательской колеи, если бы не Шолохов, который разговаривал об этом со Сталиным, после чего Платона вернули домой.

Нападение немецко-фашистских варваров на Советский Союз всколыхнуло патриотические чувства советского народа, сплотив и тех, у кого был коммунизм в сердце, и тех, кто сомневался, и тех, кто сопротивлялся поначалу. "Великая Отечественная война 1941-1945 годов" - термин нынче почему-то малоупотребляемый и в коммунистической прессе - верно передает исторический размах битвы русского народа и других народов СССР с гитлеровским нашествием. Находясь в Уфе, Андрей Платонов написал рассказы "Броня", "Неодушевленный враг", "Крестьянин Ягафар", пьесы "Без вести пропавший", "Избушка возле фронта". В июле 1942 года он в звании капитана едет с удостоверением газеты "Красная звезда" на фронт. "Платонов был человеком мужественным, самоотверженным, - вспоминал главный редактор Д. Ортенберг. - Он обходил штабы фронтовые, армейские, даже дивизионные, не задерживаясь там, а свой путь держал в полк, в батальоны, в роты, в окопы, в блиндажи наши, встречаясь с героями своих очерков, вел с ними беседы, составлял анкеты, брал интервью. Платонов любил слушать. Через отдельные реплики, слова он понимал, чувствовал настроение бойца, его душу. Вот почему он и рвался на передний край, где по-настоящему можно было увидеть боевую жизнь людей..."

В военные годы вышло несколько сборников его прозы, а свеженаписанные очерки и рассказы Платонов публиковал и в журналах "Знамя", "Октябрь". Один из лучших рассказов о войне - не только у него самого, но и вообще в советской литературе - "Оборона Семидворья" - написан был в 1943 году и напечатан в No.No. 5-6 "Знамени" (вспомним, что 4 января 1943 г. умер от туберкулеза Платон, а 11 октября того же года у Платоновых родилась дочь Мария). Изображая, казалось бы, обычный эпизод войны, писатель всесторонне передает чувства и мысли главного героя - лейтенанта Агеева, выразительно рисует его портрет: "Прежде он был моряком, потом его спешили в составе морского экипажа, и он пошел воевать по степям и равнинам, не зная до сей поры ни ранения, ни смерти. Он был велик ростом, но родители его родили, а земля вскормила столь прочным существом, что никакое острие нигде не могло войти в его твердо скрученные мышцы, - ни в руки, ни в ноги, ни в грудь, никуда. Пухлое лицо Агеева имело постоянно кроткое, доверчивое выражение, отчего он походил на переросшего младенца, хотя ему сравнялось уже двадцать пять лет; но маленькие карие глаза его, утонувшие под лбом, светились тлеющими искрами, тая за собой внимательный и незаметный разум, опытный, как у старика". Он "давно понял, что на войне бой бывает кратким, но труд долгим и постоянным".

Разнообразны и характеры красноармейцев: старшина Сычев смотрит на войну "как на хозяйство, в котором, как хлеб в колхозе, должна в изобилии производиться смерть неприятеля, и он аккуратно считал и записывал труд своей роты по накоплению нашего врага". О других, погибших, Агеев говорит: "Товарищи, четырех из нас нет. Они уснули долгим сном, наши бойцы. Антонов мог писать стихи в газете, в нем умер Пушкин, не написавший главных сочинений. Петенко мог быть великим ученым-механиком, он имел медаль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, и в уме его погиб такой же великий машинист, как Уатт или Ползунов, о которых я вам читал вслух по книгам, когда мы стояли в резерве", и наставляет живых: "Помни - смерти нет, если мы отстоим нашу Родину, где живет истина и разум всего человечества". Смертельно раненный, Агеев всматривается в восходящее солнце: "Ничего, - решил он, - хоть ты не потухай!" - автор же замечает: "И когда его предсмертный изнемогший дух снова возвысился в своей последней силе, чтобы и в гибели рассмотреть истину и существовать согласно с ней, у него появилось предчувствие, что мир обширнее и важнее, чем ему казалось дотоле, и что интерес и смысл человека заключается не в том лишь, чтобы обязательно быть живым. И в отречении своем от уходящей жизни Агеев доверчиво закрыл глаза".

Сегодня настала пора освободиться от штампов зарубежных и местных антисоветчиков, истолковывающих произведения Платонова так, чтобы приблизить его к своим неблаговидным целям и скомпрометировать идеи коммунизма, делая вид, будто сатира вовсе и не сатира, а, мол, реализм, и попирая, таким образом, особенности литературных жанров. Нет, в "Чевенгуре" автор показывает не "трагедию идеалиста, отрицающего абсолютные нравственные нормы, верующего в утопию социализма и в итоге бессмысленно приносящего себя в жертву этой утопии", как пишет М. Геллер (Париж, 1972 и 1982 гг.), а поиски героем лучших путей к человеческому благоденствию, и он гибнет не зря, но именно в этих поисках. В гротескно-философском с элементами реализма романе "Котлован" изображены неудачи, которые могут быть с людьми, если каждый не будет жить осмысленно, бороться за настоящее и предстоящее не сугубо эгоистически, ощущая лишь "общую грусть земли и тоску тщетности", и не исподволь, а среди подлинно свободных и думающих борцов.

В рассказе "Афродита" Платонов верно говорит: "Советская Россия тогда только начала свою судьбу. Народ направился в великий безвозвратный путь - историческое будущее, куда еще никто впереди него не шествовал". Недаром после войны он обращается к обработке русских народных сказок, где ищет исконные связи неразрывного сознания русского народа, отображает извечную мечту о справедливой жизни и свободном труде, изданные при заботливом содействии Михаила Александровича Шолохова, который всегда поддерживал его - и когда умер сын Платон, и когда писатель, прикованный к постели, угасал...

Андрей Платонович Платонов остался верен идеалам молодости, лишь уточняя их содержание и делая поправки на текущее время. Скончался он 5 января 1951 года, похоронен на Армянском кладбище, где теперь покоятся жена Мария Александровна, сын Платон и дочь Мария, это рядом с православным Ваганьковским кладбищем. На могиле его установлен черный мраморный обелиск, в Воронеже - памятник в рост, на домах, где он жил, - мемориальные доски. В некрологе, подписанном ведущими советскими писателями, названы этапы его литературной работы, в заключение говорится: "Андрей Платонов был кровно связан с советским народом. Ему посвятил он силы своего сердца, ему отдал свой талант".

Таким видится творчество писателя и сейчас.

Такой была его гражданская позиция.

Так поступал он, как и писал.

http://sovross.ru/articles/1884/45428

*   *   *   *   *   *   *

Временное решение при продвижении "новой реальности"

Удивительным образом повестка продвижения системы "новой нормальности" идёт своим чередом. О ней много говорилось в ходе "пандемии", но сейчас о проекте как-то резко подзабыли, хотя происходящее полностью укладывается в заявленный проект и суть перехода к нему.

Глубинная суть "новой нормальности" заключается в кардинальном разрешении базового противоречия капитализма между падающей рентабельностью экономики в рамках текущего технологического уклада и кредитной ставки ссудного процента. По Марксу (впрочем, Маркс не был первооткрывателем) цена товара в рамках конкурентной экономики всегда стремится с течением времени к себестоимости. Что означает: рано или поздно, но рентабельность (если хотите, маржа) становится меньше ссудного процента, и с этого момента экономика входит в неразрешимый долговой кризис.

Естественно, что процесс неравномерный, в каких-то отраслях он идёт быстрее, в каких-то медленнее, где-то поддерживается искусственный спрос, где-то конкурентная экономика не является таковой. Плюс сама экономика - объект огромный, а потому может поддерживать свою устойчивость просто за счет размеров. Но чудес не бывает: по достижении какого-то определенного размера долга кризис рано или поздно из латентного перетекает в "видимый спектр". И с этим нужно что-то делать. Причем по возможности радикально. То есть - создав новую систему, в которой базовое противоречие нынешней будет устранено. Конечно, в новой системе будет свое собственное противоречие, однако какое - пока никто сказать не может. Предполагать - конечно, но утверждать - нет, так как никто не знает, какой в конечном итоге получится новая система.

Ранее проблема решалась через вооруженный конфликт, который, во-первых, определял побежденного и перераспределял собственность в пользу победителей, решая их долговой кризис до следующего системного сбоя. Во-вторых, он "сжигал" и деструктурировал огромные материальные ценности, фактически "расчищая" строительную площадку для нового перезапуска экономики. Однако сразу же становится понятным, что существует предел для повторения подобных циклов. Она определяется так называемым сценарием Митчелла Фейгенбаума, в рамках которого продолжительность каждого нового цикла быстро сокращается по сравнению с предыдущим, и наступает момент, когда война, обнуление долгов, развитие и новый долговой кризис происходят почти в один и тот же момент времени. Система попадает в сингулярность. Именно это и произошло в начале 21 века, когда США через теракт 911 попытались через войну разрешить возникший системный кризис (принявший вид так называемого "краха доткомов") и попыталась перезапустить систему через войну в Афганистане и Ираке. Перезапустить-то она смогла, но уже через пять лет мировую экономику накрыл кризис накопленного пузыря в недвижимости, после чего кризисные потрясения приобрели перманентный характер. В рамках прежних механизмов разрешения кризиса уже не было.

Возникла идея вернуться к достаточно многообещающему предыдущему опыту, когда после 2 мировой войны возникло деление мирового пространства на две несовместимые между собой экономические (и соответствующие им политические) системы, которые вполне успешно "сжигали" в конкурентной борьбе друг с другом возникающую социальную энтропию, а потому опытным путем было установлено, что такое положение вещей позволяет обходить и решать непрямым путем то самое базовое противоречие капитализма. Оно оставалось, его нельзя было устранить, но двуполярная система купировала значительную часть возникающих негативных эффектов, не доводя дело до полномасштабного кризиса. Увы, но она прекратила свое существование, но ее опыт оказался востребованным, а потому возникли два похожих проекта, каждый из которых единую мировую систему капитализма принудительно делил на конкурирующие между собой суперкластеры. Первый проект - система двух Партнерств (Трансевроатлантического и Транстихоокеанского) был создан в интересах мировой финансовой элиты и ее источника развития - ссудного процента и эмиссионного дохода, так как оставлял доллар в качестве единственной мировой валюты. Кстати, в этот проект не включался Китай, что создавало дополнительную системную устойчивость двухкластерной системе, держа "рядом с ней" не входящий в нее сопоставимый по мощи с каждым из её элементов экономический субъект. Второй проект - проект разбиения мировой валютной системы на зоны клиринговых валют был принят в интересах промышленной олигархии, чьим источником развития была маржа. Он тоже выглядел весьма перспективным, создавая довольно острую конкуренцию между валютными зонами (что в перспективе оставляло "на плаву" две или максимум три таких зоны). Доллар в той системе становился самой мощной, но все-таки не единственной мировой валютой, а его место занимал пул клиринговых валют.

Оба проекта были заявлены, первый проект даже прошел часть организационного периода, но в итоге ни один из них так и не "выстрелил". Сегодня они закрыты, хотя формально что-то там еще шевелится.

Однако проблема-то никуда не делась. Более того - она продолжает усугубляться. Каскады бифуркаций системы сошлись в точку и продолжают сжиматься. Какое-то время еще будет удаваться держать систему на плаву, в основном через отсечение от нее "слабых звеньев", но это решение паллиативное, позволяющее только дать время на проектирование и реализацию проекта перехода (а точнее - ухода) от прежней уже очевидно неработающей системы к какой-то другой. А вот какой - здесь-то и был основной вопрос.

Собственно, вот в этом во всём и возник проект "новой нормальности", которую прочно связывают с именем Клауса Шваба, хотя на самом деле это неперсонифицированный проект, и более того - он вообще не может считаться проектом в классическом смысле этого слова. Это определенный консенсусный подход, который вырабатывается, что называется, "на ходу", корректируется в динамике, и не имеет сколь-либо четкой структуры. Скорее всего, такой вид этого "проекта" связан, с одной стороны, с критическим дефицитом времени на его выработку, а, во-вторых, с тем, что классические подходы, техники и практики выработки подобных глобальных проектов перестали работать. Что, наверное, объясняется как раз возникшей сингулярностью "старой системы", в которой перестают работать вообще все ранее действовавшие механизмы - в том числе и механизмы управления проектами.

Новые подходы буквально "нащупываются", что увеличивает риски ошибок, но других вариантов уже нет - время безнадёжно упущено.

В чём заключается общий смысл проекта "новой нормальности"? В уходе от кредитной экономики, здесь разночтений нет. Однако при этом ликвидируется и второй элемент противоречия: конкурентная экономика как таковая. Всё логично: раз долговой кризис - это неизбежное следствие ссудного процента, падающей рентабельности и конкурентной экономики, значит, нужно обнулить все составляющие этого противоречия.

Что предлагается взамен? А взамен предлагается распределительная экономика и фактически отмена существующей системы "спрос-предложение". На макро-уровне рынок, по всей видимости, будет существовать, но там, где был потребительский рынок, предложена именно распределительная система, базирующаяся на цифровом контроле и квотированном (нормированном) потреблении в зависимости от рангов, статусов, рейтингов положения человека в общей системе. Сам рейтинг человека должен стать сложной интегральной системой, включающей в себя добровольные решения самого человека и обязательные предписания, диктуемые ему властью через алгоритмы. Причем в западной системе (в отличие от китайской) право выбора останется за человеком, но он будет ставиться в рамки, когда это право может оказаться буквально фикцией. Как это работает, мы уже увидели в пандемию, когда заветный зеленый QR-код был буквально пропуском в подобие и иллюзию нормальной жизни, а его отсутствие - сегрегацией почище ЮАРовской или американской в ее расцвет.

Нормированное потребление, квотирование, ранжирование, контроль над доходами и расходами в максимально прозрачном виде полностью меняет экономику. Если точнее, то масс-экономику. Для высших каст, безусловно, будет эксклюзивный VIP-вариант, но он, в общем-то, существует в том или ином виде и сегодня.

Понятно, что существенные изменения претерпит в таком случае и социальная стратификация. Средний класс как таковой исчезает, но исчезают и нищие - гарантированный минимальный доход вполне позволит этой общественной группе существовать, вот только теперь для получения такого дохода нужно будет вписаться в систему через выполнение обязательных норм и требований. Невыполнение которых приведет к деклассированию - и общественная группа маргиналов, скорее всего, будет особым образом очерчена, будут созданы нормы и правила ее существования, но главное - она должна будет чисто территориально обособлена от остального социума. Будут ли это концлагеря в каком-то новом, чуть более гуманном прочтении, либо эту группу будут банально выбрасывать на мороз - то есть, за зоны агломераций, куда постепенно, но достаточно быстро будет стянуто население - это, скорее всего, передадут на усмотрение национальных юрисдикций. Вы там сами решайте.

Как итог - в социальной системе останутся только два крупных класса: элита и всё остальное население. Ну, и, конечно, силовая и административная прослойка между ними, но эта прослойка будет отвечать ключевому правилу: ее вертикальная мобильность может существовать только в одном направлении: вниз. Слететь обратно можно, подняться и стать частью элиты - ни при каких обстоятельствах (ну, за исключением каких-либо экстраординарных и совершенно несистемных случаев).

По сути, новая нормальность - это новое прочтение феодализма. Высокотехнологичного, с интернетом и компьютерами, но именно феодально-сословная система кладется в основу всего проекта. Это контролируемое и принудительное упрощение системы, так как глобальная элита уже отдает себе отчет, что она не готова ни технически, ни организационно, ни ментально, ни психически управлять сегодняшним сложным миром. Попытки создать и реализовать проекты прорыва "вверх" (я писал о них выше) провалились, значит, остается движение "вниз", но риски стихийной деградации слишком очевидны, а потому задача ввести процесс в контролируемое русло и составляют главную цель проекта "новой нормальности". В скобках нужно сказать, что не только "нижний" класс претерпит серьезную трансформацию, не менее кардинально изменится и мировая элита. Она очень сильно уменьшится в размерах, она переструктурируется, она, по всей видимости, станет коллективным собственником в отличие от сегодняшних клановых групп. В общем - элитная революция в этом случае столь же неизбежна, и в ней, естественно, будут и победители, и побежденные. Судьба побежденных будет весьма печальна. Российскую знать прямо сейчас выключают - жестко, грубо, достаточно радикально и практически без исключений и жалости. Но ею, конечно, ничего не ограничится. Под нож пойдут многие.

Здесь нужно понимать, что "новая нормальность" в любом виде и варианте - что западном "по Швабу" (при указанной условности этого определения), что китайский "социальный кредит"-муравейник - любой вид перехода к упрощенной социальной стратификации является временным решением. Причем достаточно коротким по срокам - от силы несколько поколений.

Проблема здесь в том, что в двухзвенной социальной структуре (элита-население) обе страты принудительно замыкаются на себя. И как в любой замкнутой системе, в них немедленно начнут развиваться энтропийные процессы, причем население слишком большое, а потому накапливать эту энтропию будет значительно дольше (плюс эта страта не будет наглухо закрытой, так как механизм деклассирования вполне позволяет сбрасывать избыточную энтропию за пределы системы). С элитой сложнее - она гораздо меньше по численности, а "выписать" из элиты можно только одним образом - через смерть, причем, скорее всего, в буквальном смысле этого слова. Что не так уж и просто. В итоге элита неизбежно начнет деградировать - и деградировать быстрее, чем управляемая ею система.

Возникает проблема: решив критическое противоречие капитализма через ликвидацию ссудного процента (в распределительной экономике он теряет смысл) и конкурентной среды (опять же принципиальное свойство распределительной системы) возникает неприятное следствие, решения у которого в рамках созданной новой системы "новой нормальности" нет. Одно-два-пять поколений (хотя пять - это вряд ли, управятся гораздо быстрее), и выродившаяся элита (что в западной, что в китайской версиях) уже не сможет качественно управлять даже деградировавшим социумом. Вновь встанет вопрос о разрешении уже нового противоречия, вновь возникает выбор - либо дальше "вниз", либо все-таки "вверх".

Я думаю, что проектировщики "новой нормальности" отдают себе отчет в том, с чем именно ей придется столкнуться в случае, если она все-таки придет на смену нынешней обанкротившейся модели. Но либо они рассчитывают на какие-то нетривиальные решения (какие - я пока не могу себе представить), либо перекладывают это решение на будущие поколения. Что тоже возможно, так как сейчас решается не стратегический вопрос, а проблема очень масштабного, но всё-таки чисто антикризисного управления. Такое управление принципиально не стратегично, стратегию оно оставляет на потом, кризисные менеджеры всегда решают проблему очень точечную и сугубо конкретную. Их метод основан на темпах решения, которые являются более приоритетными, чем качество принимаемых решений. Тут уж ничего не поделаешь - любое антикризисное управление работает в жестких условиях, в которых соблюдение баланса качества и скорости принятия решений не является основополагающим.

Вывод из сказанного выглядит, безусловно, безрадостным. Так жить нельзя, но и так, как предлагается - тоже. И дело даже не в бесчеловечности предлагаемых двух вариантов одного и того же. Хотя это само собой. Дело в том, что любой вариант "новой нормальности" всё равно является неравновесной и нестационарной системой, а значит - принципиально неустойчивой и временной.

Есть ли какой-либо иной выход? Перпендикулярный предлагаемым сюжетам? На мой взгляд - да. Теоретически есть. Ключевой точкой отличия в ней является принцип принудительного/добровольного ограничения потребностей и потребления. Обе "новые нормальности" исходят из необходимости принудительного ограничения через создание ранжированного социума, каждый ранг которого будет иметь свой собственный минимум (и максимум) потребления. Уберите из такой конструкции принцип принуждения, замените его принципом добровольной осознанности - и вся конструкция принуждения и основанный на ней бесчеловечный порядок рассыпается.

Любопытно, но советские фантасты-футуристы еще в 60 годы прошлого века уловили эту "малозначительную" деталь и описывали свои утопические будущие как общества добровольного и осознанного ограничения потребностей и потребления - однако даже они отмечали необходимость определенной стратификации социума по такому неопределенному ими параметру, как "общественная ценность" конкретного человека. Скорее всего, альтернатива всем "новым нормальностям" лежит в этой области. Но она требует своего осмысления и формулирования, требует своего проектирования и неизбежно потребует решать задачу психического переформатирования социума, так как нынешняя психика человека-потребителя не сможет самостоятельно справиться с проблемой добровольного ограничения потребностей до разумно достаточных, так как нет критериев определения их размеров, пределов и "разумности".

Кроме того, в рамках сегодняшней экономики, источником развития которой является платежеспособный спрос, это вообще невозможно, так что проектирование альтернативы "новым нормальностям" - это буквально неподнятая целина. Решится ли кто-то ее поднять, это, конечно, вопрос. Получится ли у него - вопрос второй. Удастся ли воплотить такой проект - вопрос третий. Какое базовое противоречие возникнет у пересобранной заново системы - вопрос четвертый.

А пока довольно бодрыми темпами во всех трех крупнейших экономиках мира идет истребление среднего класса. В Европе инструментом истребления является война - как классические боевые действия на территории Украины, так и "газовая" (а в общем случае энергетическая) война, идущая на всём континенте. Они буквально ввергают средний класс в бедность и нищету, причем в весьма быстрых темпах. Китай убивает свой средний класс циклическими и безостановочными карантинными мероприятиями и локдаунами, Соединенные Штаты только подходят к решению этой задачи, и она, по всей видимости, будет решаться в ходе гражданской войны, которая откровенно проектируется уже в открытую. Россия в этой конструкции никакого значения не имеет, так как не является субъектом мировой политики, а потому будет встраиваться (или ее принудительно встроят) в то, что получится. Сумеем ли мы стать субъектом и выйти из жестко детерминированного пространства - здесь, конечно, вопрос интересный. При нынешнем режиме - однозначно нет. При каком-то другом - здесь, понятно, первый вопрос: каком?

https://t.me/a_nesmijan_longread/57

*   *   *   *   *   *   *

СПИД и COVID-19 - что общего?

Профессор Катасонов о том, кто и как на болезнях деньги делает

Бесспорно, что сегодня топовой темой в мировых и российских СМИ стал коронавирус. Почему-то, наблюдая за телодвижениями властей многих стран и международных организаций в связи с проблемой коронавируса, мне на память приходят события 80-х годов прошлого века.

Речь идет о том ажиотаже, который начался тогда вокруг проблемы, получившей название "СПИД". Аббревиатура расшифровывается как "синдром приобретенного иммунного дефицита".

Наряду с указанной аббревиатурой в 80-е годы прошлого века стала популярной также аббревиатура ВИЧ - "вирус иммунодефицита человека". Сначала инфицирование указанным вирусом, а уже затем заболевание СПИДом (время между первым и вторым - примерно около десяти лет, как утверждает официальная медицинская наука). СПИД и ВИЧ тогдашние СМИ и политики поспешили назвать "чумой ХХ века". Страсти вокруг СПИДа бушевали тогда нешуточные. Мир накрыла волна страха и ужаса. Мы тогда жили еще в Советском Союзе, который, казалось бы, был защищен от остального мира железным занавесом. И тем менее волна страха и ужаса странным образом преодолела этот "занавес" и поразила многих наших сограждан.

Отсчет истории СПИДа обычно ведут от 5 июня 1981 года, когда было обнародовано сообщение Центров по контролю и профилактике болезней США о не очень понятных заболеваниях 33 человек. Их заболевания тогда были названы пневмоцистной пневмонией (5 случаев) и саркомой Капоши (28 случаев). Эти случаи заболеваний подверглись глубокому изучению со стороны американских медицинских служб. И в сентябре 1982 года упомянутые выше случаи были квалифицированы как заболевания СПИДом. Именно с этого момента и медики, и политики, и СМИ стали употреблять этот термин.

Уже ретроспективно, с высоты сегодняшнего, 2020 года становится видно и понятно, что мировые СМИ в 1980-е годы всячески нагнетали истерию, создавали в обществе атмосферу страха и ужаса. Серьезных публикаций было мало. В основном СМИ озвучивали разные "версии" и "гипотезы" происхождения ВИЧ, тяжести СПИДа, возможности излечения от этой болезни...

Регулярно сообщали сенсационные новости о смерти той или иной знаменитости. Первым в списке знаменитостей, ставших жертвой СПИДа, был американский певец Клаус Номи (6 августа 1983 г.). Вторым - французский философ и историк Мишель Фуко (1984 г.). Первой американской знаменитостью из числа женщин, умерших от СПИДа, стала знаменитая американская модель Джиа Каранджи (1986 г.). В 1991 году от СПИДа умирает вокалист легендарной рок-группы Queen Фредди Меркьюри. И так далее.

Некоторые периодические издания признают, что тема СПИДа стала более востребованной, чем светская хроника. Вернее, светская хроника сохранилась, но она стала органично увязываться с темой СПИДа, поскольку многие "звезды" эстрады, Голливуда, литературы и вообще "культуры" были склонные к гомосексуализму. А он, как выяснилось, был "питательной почвой" для новой болезни. Да и просто беспорядочные половые связи также относились к важному каналу распространения заболевания. А такие связи - также неотъемлемая часть жизни светской элиты. Медиамагнаты потирали руки, поскольку тиражи и аудитории благодаря "фактору СПИДа" росли.

Для того, что показать глобальный, можно сказать, вселенский масштаб угрозы со стороны СПИДа, сенсационные новости о заболеваниях и летальных исходах знаменитостей дополнялись цифрами. Обыватель любит цифры, он привык к тому, что цифра - признак "научности". Цифрам привыкли доверять. В масштабах всего мира счет подцепивших ВИЧ уже измерялся многими миллионами, а счет умерших от СПИДа - десятками и сотнями тысяч ежегодно.

Такую статистику вели и продолжают вести международные организации (ООН, Всемирная организация здравоохранения и др.), которые активно включились как в изучение заболевания, так и в борьбу с ним. В 1987 году была учреждена Глобальная программа ВОЗ по СПИДу. В 1988 году ООН объявила 1 декабря Всемирным днем борьбы со СПИДом. В 1996 году принимается решение о создании Объединенной программы ООН по СПИД. В 2003 году проведено пленарное заседание 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по проблематике ВИЧ/СПИДа. И т.д.

На уровне отдельных государств были приняты программы борьбы с ВИЧ, лечения СПИДа, разработки препаратов для этого лечения и т.д. Так, в США на программы изучения природы ВИЧ, профилактики и лечения СПИДа из федерального бюджета было выделено почти 33 млрд долларов. Россия отставала от развитых стран по относительному уровню расходов на государственные программы, связанные с ВИЧ и СПИДом. В предыдущие несколько лет они составляли около 17 млрд рублей. Но Россия решила наконец сделать рывок: в бюджете на 2020 год расходы на программы запланированы в размере 32 млрд рублей.

...Многие программы вообще напоминают откровенное казнокрадство, поскольку не имеют никакого мало-мальски серьезного научного обоснования. Кроме того, такие программы формируют общественное мнение (чаще всего в виде разных фобий) и могут способствовать росту спроса на товары и услуги частного бизнеса.

Например, борьба с "птичьим", "свиным" и всякими иными "гриппами". Она предполагает бюджетные ассигнования на разные "исследования" и выуживание денег из карманов простых граждан на новые лекарства, вакцины, услуги частных клиник и т.п.

Или борьба с так называемым "потеплением" климата на нашей планете. Развернувшаяся в мире кампания по предотвращению "парникового эффекта" очень напоминает гигантский советский проект по переброске северных рек на юг, который лоббировался в свое время нашим Министерством мелиорации и водного хозяйства ради миллиардных ассигнований.

Или борьба со СПИДом. Есть серьезные подозрения, что авантюра под названием "СПИД" как глобальный бизнес-проект была изобретена ростовщиками и раскручена на их деньги. Со времени якобы "открытия" СПИДа США потратили на "борьбу" с этим новым "заболеванием" более 50 млрд долларов. Примерно 2 млрд долларов в год получает Центр по профилактике и контролю заболеваний, в офисах которого родился этот бизнес-проект. Об авантюре под названием "СПИД" в мире честными профессиональными медиками написаны десятки разоблачительных книг. Автор книги о СПИДе доктор Джон Лорицен, в частности, пишет: "Многие ученые знают правду о СПИДе. Но существует огромная материальная заинтересованность, заключаются миллиардные сделки, процветает бизнес, связанный со СПИДом. Поэтому ученые молчат, извлекая для себя выгоду и способствуя этому бизнесу. В общем, тема эта очень широкая и серьезная".

Могу дополнить свою мысль о "вирусе", который так и не нашли. Меня при написании книги "О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном" смущала одна информация. А именно: 2008 году Комитет по Нобелевским премиям удостоил указанной премии двух медиков (Люк Монтанье и Франсуаза Барр-Синусси) "за открытие вируса иммунодефицита человека". Причем, как тогда писали мировые СМИ, премия нашла своих героев лишь через четверть века после открытия. Как это понимать?

Два года назад я погрузился в изучение темы Нобелевских премий и сделал для себя неожиданный вывод: Комитет по Нобелевским премиям - лавочка, которая уже многие годы обслуживает интересы крупного бизнеса. Вот, например, моя публикация позапрошлого года: "Валентин Катасонов. "По Нобелю "уголовка" плачет. Кто и как делает бизнес на премии легендарного ученого".

После упомянутой книги "О проценте..." в разных других своих публикациях я затрагивал иные аспекты проблемы. В частности, описал тот гигантский бизнес, которые делали и продолжают делать на СПИДе ряд фармацевтических корпораций, производящих препараты якобы для "лечения СПИДа". Особенно выделяется компания с красивым названием Welcome. Курс лечения ее препаратами обходился в десятки тысяч долларов.

Но еще более страшным является не цена препаратов, а то, что они не лечат, а убивают. Про те же препараты компании Welcome (в переводе означает "Добро пожаловать") была придумана горькая шутка: "Добро пожаловать на тот свет". Тут-то и зарыта собака. С моей точки зрения, шумная кампания по борьбе со СПИДом, начатая еще почти сорок лет назад, призвана решить несколько задач.

Во-первых, создать в обществе атмосферу перманентного страха. Людьми, пребывающими в таком состоянии, намного легче управлять. Начатая в 1980-е годы истерика по поводу СПИДа - одно из конкретных проявлений глобального терроризма, практикуемого мировой закулисой. Названную задачу можно назвать политической.

Во-вторых, заработать на этой истерике и "вирусной фобии" большие деньги (именно этому аспекту проблемы СПИДа я посвятил некоторые свои публикации). Это бизнес-задача.

В-третьих, под шумок борьбы со СПИДом организовать массовое убийство населения планеты.

Половинчатые меры грозят обернуться большой бедой.

http://sovross.ru/articles/1966/48125

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное