← Октябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://orlovs.pp.ru/ivst.php
Открыта:
29-06-2000
Адрес
автора: science.humanity.econometrika-owner@subscribe.ru
Статистика
+1 за неделю
Эконометрика - выпуск 247
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте, уважаемые подписчики! * * * * * * *
В 247-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 17 октября 2005 года предлагаем Вашему вниманию статью депутат Государственной думы В. Тюлькина "Боевая организация (посвящается 100-летию первого Совета)", посвященную организации власти в будущей России. Помещаем статью "Российские продукты не пускают в магазины", название которой говорит само за себя. Продолжаем публикацию исследования С. Кара-Мурзы и С. Телегина "Царь-Холод, или Почему вымерзают русские". Впервые анализируется судьба "в переходный период" одной из основ жизнеобеспечения нашей страны - теплоснабжения. Если мы хотим продолжать жить в нашей стране, следует тщательно проанализировать ситуацию, и политические пристрастия здесь могут только помешать. В настоящем выпуске помещаем "Заключение" (в следующем выпуске - "Приложение"). * * * * * * * Боевая организация (посвящается 100-летию первого Совета) 22.05.2005 Виктор Тюлькин, депутат Государственной думы "Совет Рабочих Депутатов не рабочий парламент и не орган пролетарского самоуправления, вообще не орган самоуправления, а боевая организация для достижения определенных целей." В. И. Ленин (ПСС, т. 12, стр. 129) В мае этого 2005 года исполнилось 100 лет со дня образования в Иваново-Вознесенске первого Совета рабочих депутатов. Казалось бы, история Советов и их классовая природа детально изучены и можно было бы ограничиться парадно-праздничной статьей. Ан - нет. Разнобой в понимании сути Советов (читай Советской власти) сегодня чрезвычайно велик. Реальное же советское (рабочее) движение в настоящее время столь незначительно, как и внимание его организации со стороны разных отрядов коммунистов, что мы сочли первостепенной необходимостью еще раз разобраться в сути вопроса. Кто что понимает? Сегодня под Советами кто-то понимает просто название органов государственной власти по своей памяти (чаще в 60-80-е гг. XX века). Где-то и сегодня сохранились названия (не Думы и ЗакСы, а Советы, например, Владимир, Волгоград, Орел), поэтому товарищи думают, что у них в регионе сохранились Советы. Кто-то считает концом Советской власти расстрелянный Ельциным в 1993 г. Верховный Совет, хотя над ним уже колыхался власовский триколор. И, наконец, есть вполне известные и респектабельные левые оппозиционеры, которые ставят программной целью "движение к парламентской республике советского типа". Набор, как видим, на любой вкус и разнообразную политическую ориентацию. Чтобы разобраться в сути проблемы, мы предлагаем - вместе с читателем сначала сжато рассмотреть теорию вопроса, а затем вспомнить историю Первого Совета, дабы "приложить карту к дороге" и практикой определить истину. Теория вопроса Советы следует признать наиболее устойчивой из всех известных истории форм реализации диктатуры пролетариата. Не только потому что они просуществовали дольше всех других, но за их плечами и наиболее значимые исторические свершения, такие как Октябрьская революция, построение СССР, победа над фашизмом и др. Имеются вполне определенные теоретические принципы построения Советов, хотя при этом известно, что советы не выдумка, не изобретение большевиков. Советы это форма организации, найденная самим рабочим классом в ходе острейших классовых схваток начала XX века. Именно этим и объясняется их боевая суть. Данный вопрос теории как-то мало замечают, соответственно не изучают и не применяют на практике ни наши российские левые, ни (тем более) зарубежные коммунисты. А напрасно, так как Советы не только форма диктатуры пролетариата, но и более того форма борьбы за установление, завоевание этой пролетарской диктатуры. Многие же товарищи, наши и зарубежные, правильно понимают пагубность отхода в практике социалистического строительства СССР от теории научного коммунизма: отказ от принципа диктатуры пролетариата, уход от понимания государства как сугубо классового института в сторону некой общенародной конструкции, и т. д. Однако, без понимания механизмов практической реализации принципов, без изучения и признания принципов построения Советов у них получается некий теоретический тупик. Выходит, что пока у руля власти (или партии) находится герой (умный, порядочный, храбрый генсек), все идет нормально. А как умер этот и пришел (случается такое) не тот, неудачный (для кого-то Хрущев, для других Брежнев или Горбачев), то дело идет уже по знакомому пути развала, т. е. начинается перестройка. Встает вопрос: где гарантия неповторения перерождения? Тезисы Советской власти К основным принципам построения Советов, выделенных в практике борьбы рабочего класса и сформулированных Лениным при разработке Второй программы РКП(б) относятся следующие: Первое. Основной избирательной единицей (округом) Советов является коллектив фабрики, завода, колхоза, казачьей станицы, воинской части и т. д. То есть, та общность людей, которая объединена общим делом (при этом возможны некоторые урезания избирательных прав свергнутых классов и их союзников). Здесь чрезвычайно важно понять, что такая система опирается на объективную организованность трудящихся в процессе производства. Именно это преимущество людей труда (организованность) предлагается дать им возможность использовать в государственном строительстве (здесь люди лучше знают друг друга, им легче обсудить вопросы, проще принимать коллективные решения). Второе. Из первого принципа вытекает понятная легкость и доступность процедуры отзыва депутатов в случае неоправдания доверия, и соответствующая замена в ходе жизненного процесса, не дожидаясь каких-то выборных кампаний. Третье. Как уже отмечалось в эпиграфе, полный отказ от парламентаризма (т. е., говорильни), и совмещение в одном органе законодательных и исполнительных функций (сами приняли решение - сами организуют исполнение). Четвертое. Постепенное поголовное обучение и привлечение трудящихся к управлению государством. Именно здесь наблюдались и наблюдается максимальный вал различных домыслов и откровенного вранья. Вспомним про знаменитую ленинскую кухарку. Между тем, как Владимир Ильич, будучи отличным управленцем, писал буквально следующее: "Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Берешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато оно было немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту" (ПСС, т. 34, стр. 315). В этом ленинском высказывании основную нагрузку несет именно требование отказа от иллюзий, будто управлять государством могут только исключительно высокооплачиваемые чиновники, ликвидация этого исключительного права элиты управлять жизнью народа и страны. Пятое. Дабы реализовывать предыдущий тезис, вводилось назначение и отчетность чиновников и исполнительных лиц перед Советами, установление партмаксимума - ограничение зарплаты руководителей-членов партии и др. заработной платой квалифицированных рабочих. (С другими принципами можно ознакомиться в ленинской работе "Черновой набросок проекта программы" (глава "Десять тезисов о Советской власти") (ПСС, т. 36, стр. 71-73) и другие работы.) Теперь, вооружившись некоторыми азами теории, разработанной уже после 1905 года, вернемся к истории рождения Первого Совета, из которой в основных чертах эти выводы и были сделаны. Предпосылки всеобщей стачки События января 1905 года, кровавая расправа с рабочими в Петербурге послужили началом первой русской революции. К этому времени безуездный город Иваново-Вознесенск (Шуйского уезда Владимирской губернии) был уже известным промышленным центром и обладал достаточным опытом борьбы рабочего класса. Десятки тысяч рабочих работали по 11,516 часов в сутки при заработках от 7 до 20 рублей в месяц. При этом плата за комнату составляла не менее 5 рублей, так что жить приходилось скученно, по несколько семей, а то и десятков человек в одном помещении. Отношения на производстве отмечались хамским обращением со стороны администрации, хозяев, широко используемой системой штрафов и арестантских комнат, тяжелейшими условиями труда и беспросветной жизнью вне производства. Достаточно сказать, что в самом Иваново при 54 тыс. работающих не было ни одного книжного магазина, ни одной народной библиотеки, ежегодно порядка 500 детей не принимались в школы из-за отсутствия свободных мест (еще большее число не могло идти учиться по причине бедности, необходимости приступать к работе в семье или на фабрике). Зато главным развлечением рабочих, организованным буржуазией, были более 200 кабаков и питейных дворов. К 1905 году Ивановские рабочие уже имели не только опыт борьбы, но и крепкую организацию революционных социал-демократов под руководством большевиков. В Северном союзе РСДРП(б), под чье влияние попадали Ярославская, Костромская, Владимирская губернии, работали такие известные революционеры, как Ф.Самойлов, М.Фрунзе, Н. Бауман, М. Багаев, О. Варенцова и др. Численность организации только Ивановского центра достигала почти пятисот активных, хорошо организованных (в основном по производству) профессиональных революционеров. Интересной особенностью ивановской организации, которую отметил М. Фрунзе, было то, что в отличие от столичных организаций на руководящих партийных постах здесь находились, главным образом, рабочие. (Фрунзе писал, что "Будучи знаком до сих пор с жизнью и составом петроградской и московской организаций, я не наблюдал там такого явления. Правда, и там выделялись из рабочей среды масса передовых и очень активных и талантливых работников, но они как-то растворялись и стушевывались наряду с многочисленными работниками, выделенными в этих центрах интеллигенцией" - Здесь и далее ссылки по истории Первого Совета взяты из издания: "XXV лет РКП(б). Сборник воспоминаний Иваново-Вознесенских подпольщиков. 1923 г.") Именно большевики помогли сформулировать и выдвинуть 16 требований к хозяевам фабрик, в т. ч. 8-часовой рабочий день, повышение зарплаты на 60 процентов, отмена штрафов и обысков, введение детских яслей и времени матерям для кормления, образование комиссий по трудовым спорам, увольнение наиболее хамски себя ведущих мастеров и управляющих и т. д. Надо сказать, что основные экономические требования очень быстро были дополнены политическими свободы собраний, печати и распространения листовок, права объединения в профсоюзы, свободы устраивать стачки, а через какое-то время, и требования выборов учредительного Собрания и отмены самодержавия. По отзывам очевидцев настроение в городе можно было охарактеризовать состоянием кипящего котла. Час пробил 12 мая 1905 года было объявлено решением большевистской организации началом стачки. Требования были оформлены в виде призыва Северного комитета к всеобщей стачке, адресованного рабочим Иваново-Вознесенска, в котором содержались такие слова: "Не хватает сил терпеть больше! Оглянитесь на нашу жизнь: до чего довели нас наши хозяева! Нигде не видно просвета в нашей собачьей жизни! Довольно! Час пробил! Не на кого нам надеяться, кроме как на себя. Пора приняться добывать себе лучшую жизнь! Бросайте работать, присоединяйтесь к вашим забастовавшим товарищам. Выставляйте 26 (уже дополненных - авт.) требований, изданных нашей группой. Присоединяйте к ним, кроме того, свои местные, частные требования! Собирайтесь для обсуждения ваших нужд в городе и за городом". 13 мая бастовало уже 32 тысячи рабочих. Проводились невиданные массовые митинги в центре города, у городской управы. Выработанные требования были вручены старшему фабричному инспектору. Ошарашенные от такого количества народа представители власти заявили, что не могут разговаривать сразу со всеми. И тогда ивановские рабочие начали свои знаменитые собрания на лугу у маленькой речушки "Талка". Были доработаны выдвинутые требования, предъявленные фабрикантам. Их можно было разделить на пять групп: 1) нормирование рабочего времени; 2) заработная плата (минимум 20 рублей в месяц); 3) взаимоотношения рабочих и фабричной администрации; 4) санитарно-гигиенические условия труда; 5) требования общеполитического характера. Одним из первых было коллективно принято решение об образовании денежного фонда для ведения борьбы с хозяевами предприятий и властями. Но самое основное событие заключалось в том, что, разбившись на лугу по кружкам (а здесь были десятки тысяч рабочих: и каждый кружок образовался по производственному признаку, представляя фабрику или комбинат того или иного хозяина), в каждом кружке рабочие приступили к избранию своих представителей. Избрание проходило открытым голосованием, пропорционально численности работающих на том или ином предприятии. Каждая кандидатура тщательно и всесторонне обсуждалась. Говоря современным языком, были альтернативы, отводы, конкуренция кандидатов и идей. Всего было избрано 150 депутатов, которых тогда называли "Собрание депутатов". Позже стали называть: "Совет уполномоченных в Иваново-Вознесенске", а затем Совет Рабочих Депутатов. Из 150 рабочих депутатов две трети составляли большевики. Было избрано 17 женщин. А 15 мая в небольшом одноэтажном доме мещанской управы состоялось первое заседание Первого Иваново-Вознесенского Совета Рабочих Депутатов. На этом заседании был избран Президиум Совета, а также организованы секции: по охране города, которая имела рабочую милицию (рабочая милиция устанавливала порядок на сходках и демонстрациях, не допускала без ведома Совета работу на предприятиях); финансовую секцию, в задачи которой входило изыскание средств и оказание материальной помощи нуждающимся рабочим и их семьям. Всего через финансовую секцию за время стачки прошло около 13 тыс. рублей. Порядок выдачи средств был таков: нуждающиеся рабочие обращались непосредственно к своему депутату, а тот после изучения дела предоставлял сведения в финансовую секцию. Деньги вносились авансом в общество потребителей, а оттуда рабочие получали продукты по чекам финансовой секции. На молоко для детей до 3-летнего возраста родители получали деньгами. Были организованы группы типографского обеспечения, потребкооперации, народного суда и др. Совет заявил губернатору и фабрикантам, что при условии невмешательства в ход забастовки войск и полиции, он гарантирует спокойствие в городе. Таким образом, Совет стал пользоваться авторитетом не только в городе, но и за его пределами. Он был выбран как бы для переговоров, но очень быстро перешел к управлению всей жизнью и борьбой. В городе практически установилась ситуация двоевластия. Позже, описывая эти первые опыты, Владимир Ильич писал: "Эти органы создавались исключительно революционными слоями населения, они создавались вне всяких законов и норм всецело революционным путем, как продукт самобытного народного творчества, как проявление самодеятельности народа, избавившегося или избавляющегося от старых полицейских пут. Это были, наконец, именно органы власти, несмотря на всю их зачаточность, стихийность, неоформленность, расплывчатость в составе и в функционировании. По своему социально-политическому характеру, это была, в зачатке, диктатура революционных элементов народа" (ПСС, т. 12, стр. 317). Общие требования Надо отметить, что господа фабриканты, заводчики и губернатор, как люди весьма неглупые, с первых же дней образования Совета поняли опасность такой организации и внесли предложение о готовности немедленного начала переговоров, но с условием, что каждый заводчик будет вести переговоры со своими депутатами. Рабочие же, наоборот, дружно придерживались формулы "все со всеми", понимая, что, раздробив, их по частям обязательно запутают, обманут, запугают, подкупят. Совет уполномоченных, опираясь на всю рабочую массу, не допускал дробления сил и крепко держал руководство в своих руках. Он заставлял считаться с собой не только фабрикантов, местную полицию, но и губернатора. Так губернатор Леонтьев неоднократно вынужден был просить совет рабочих депутатов разрешить поставить нескольких человек-рабочих в типографию для печатания объявлений и его, губернатора, распоряжений. Обращались в Советы и фабриканты за разрешением пропустить через некоторые технологические процессы товары, которые были оставлены в незавершенном производстве и которые могли погибнуть. Совет разрешал, если соглашались пойти на работу сами рабочие, но только с таким условием, чтобы заработная плата поступила в стачечный фонд. О том смятении, которое вызвала стачка среди капиталистов, недвусмысленно и откровенно высказался в своем письме к родственнику фабрикант Бурылин: "То, что произошло, не поддается описанию. Невиданная картина событий. Я лишен кучера, сам кипячу чай, с фабрики последнего сторожа сняли, сам охраняю фабрику. Начальство растерялось. У наших нет единого мнения (здесь и далее выделено авт.). Мое честное убеждение надо поскорей идти на небольшие уступки рабочим требованиям. Нам угрожают колоссальные убытки Мне известно из достоверных источников, что руководители забастовки люди приезжие, с образованием, руководят хлестко. Чувствуется в городе двоевластие. Рабочие не хотят договариваться на своих фабриках, выставляют общие требования". Несмотря на то, что ряд фабрикантов предлагали пойти на некоторые уступки, большинство, все же, по совету с губернатором отказались удовлетворить требования бастующих. При этом использовались такие отговорки как, например: "продолжительность рабочего дня рассматривается в общегосударственном порядке". Пункты о минимуме заработной платы, об уничтожении штрафов и обысков были отвергнуты без всяких мотивировок, а на требования обустройства яслей хозяева отвечали, что "находим сие крайне затруднительным". На пункты об уничтожении фабричной полиции, тюрем (кутузок) при фабриках, о невмешательстве начальства и войск в дела рабочих, о политической свободе и праве объединяться в союзы, об устройстве рабочих касс взаимопомощи, фабриканты отвечали: "Не подлежит нашему обсуждению". Интересно, что к этому моменту рабочие уже требовали установления празднования 1 мая, на что хозяева ответили: "празднование 1 мая, ввиду большого числа у нас праздников, находим неудобным". Университет борьбы Далее власти идут на применение силовых методов с привлечением присланных из столицы пехотных батальонов и казачьих сотен. Идут аресты, столкновения. Рабочие обращаются с петицией к министру внутренних дел. При этом Совет не строил никаких иллюзий, но это обращение разоблачало царское правительство, как верного защитника интересов помещиков и капиталистов. Для всех становилось ясным, что правительство Николая кровавого стоит не на стороне народа. Массово организованной политической борьбе рабочих под руководством большевиков анархиствующие элементы, поддерживаемые властями, пытались противопоставить индивидуальный террор, экспроприации, бандитский клич: "Грабь, бей, режь!" На что большевики отвечали, что, конечно, легче напасть на отдельного мелкого лавочника, ограбить частную квартиру, чем вести организованную классовую борьбу со всем классом капиталистов и помещиков. Легче напасть на отдельного агента царской власти, чем напасть на царское самодержавие в целом, организовать массы для свержения царизма. Попытки дискредитировать рабочую стачку, изобразить ее как некий "беспорядок", который надо ликвидировать с помощью вооруженной силы, по большому счету провалились. Ф. Самойлов по этому поводу писал: "В городе в это время наблюдался порядок, какого еще не было никогда до забастовки. Не видно было пьяных, не наблюдалось ни драк, ни скандалов, ни азартных игр, которые Совет тоже воспретил". По распоряжению Совета в городе были закрыты все винные лавки. Поскольку манифестации в городе были затруднены, рабочие собирались за городом, у реки Талка, организовав там крепко спаянный пролетарский лагерь со своим управлением и дисциплиной, за нарушение которой виновные подвергались строгой каре: выставлению перед всей массой на трибуну и выяснению содеянного проступка. Такое наказание считалось очень суровым, и люди как огня боялись публичного выговора перед массой. Лагерь у Талки превратился в своеобразный рабочий университет, где с раннего утра до позднего вечера проходили обучения, обсуждения, работа Совета и его секций и т. д. Были и часы досуга, в которые рабочие пели, в т. ч. революционные песни. В одной из любимых под названием "Зимушка", были такие строчки: На столбе висит корона, С точки зрения поэзии, может быть, и не шедевр. Но зато слова четко показывают, что веры в батюшку-царя у рабочих не осталось. В начале июня хозяева объявили локауты. 3 июня силами казаков и пехоты устроили кровавое побоище в лагере на Талке, после чего сопротивление перешло в прямое противостояние с использованием баррикад, булыжников как оружия пролетариата, устаревшего и малочисленного, но все же имеющегося, оружия в основном, револьверы допотопной системы "Бульдог", поджогов фабрик, а также усадеб и дач фабрикантов. Встретив такое сопротивление, 11 июня губернатор вновь разрешил собрания на Талке. 13 июня фабриканты пошли на предложение частичных экономических уступок: 10-процентное повышение к зарплате, 10-часовой рабочий день плюс еще кое-что по мелочи. 16 июня губернатор доносил товарищу министру внутренних дел: "По полученным мною агентурным сведениям, агитаторы и руководители сходок, за невозможностью удержать солидарность толпы одними экономическими требованиями, за последние два дня вновь принялись за политические и антиправительственные речи, пока встречающие сочувствие в массе забастовщиков. Производство арестов агитаторов я признаю невозможным, пока толпа будет так сплочена". Из этой записки видно, что с нарастанием стачки росла как сплоченность рабочих, так и их политизация. Массы проходили университет борьбы. Однако, силы бастующих были на исходе, и 27 июня совет уполномоченных выносит решение: "Ввиду того, что 47 дней забастовки истощили наши силы, мы решили стать на работу с тем, чтобы, подкрепив свои силы, вновь начать борьбу за свои права". На разных фабриках приступали к работе в разные сроки, поскольку некоторые фабриканты не хотели идти даже на столь мизерные согласованные уступки. Официальным днем окончания стачки считается 23 июля. (Работа возобновилась на всех фабриках, кроме фабрик Фокина, П.Дербенева, Бакулина и Ямановских двух заводов.) Даже по данным старшего фабричного инспектора Владимирской губернии, всего стачка охватила 34 предприятия, продолжалась 72 дня, и приняли в ней участие только в самом областном центре 29068 рабочих, в т. ч. 11277 женщин и 2482 подростка. Всего же по всей губернии на разных этапах в стачке приняли участие свыше 70 тыс. рабочих. Длительная тяжелая борьба не прошла бесследно. Она закалила рабочих и подготовила их к будущей, еще более упорной борьбе. Как писал Ф. Самойлов, " Чувствовалось что-то новое, небывалое. Прежняя приниженность и забитость во внешнем виде рабочего-массовика исчезли. Особенно это наблюдалось в отношении рабочих к представителям фабричной администрации. Авторитет царя и бога, управляющих, директоров сильно пошатнулся Совершенно исчезло трусливое раболепство перед этими лицами, отвешивание им при каждом появлении поясных поклонов, на которые последние раньше даже не считали нужным отвечать". Уроки борьбы Ивановских рабочих большевики учли на конференции партийной организации, проведенной тем же летом в Костроме. А в дни декабрьского вооруженного восстания в Москве боевая дружина текстильщиков Иваново-Вознесенска, Шуи, Кохмы во главе с М.Фрунзе оказывали помощь московским рабочим - участвовали в баррикадных боях. Советы - Первого Совета Говоря о значении опыта Первого Совета и советов вообще для сегодняшнего дня России, прежде всего нужно исходить из печального, но действительного факта что, в основном сопротивление сводится пока к уличным массовкам и выдвижениям очередных требований в адрес президента и правительства. Организованной коллективной борьбы на фабриках, заводах, иных предприятиях пока мало (тем более политической борьбы). Более того, наиболее разветвленные по отраслям и регионам (шмаковские) профсоюзы (ФНПР) не только сдерживают эту борьбу, но и заключили политические контракт с партией власти "Единой Россией". Из политических организаций, считающих себя левыми и коммунистическими, организацией рабочего и профсоюзного движений занимаются лишь две-три. В первую очередь РКРП-РПК и классовый профсоюз "Защита". Их успехи пока можно назвать скромными. Из оппозиционных депутатов Государственной Думы, а их, не в пример шести большевикам царской думы, сегодня во много раз больше (47 членов фракции КПРФ плюс 40 из фракции "Родина"), организацией рабочего сопротивления занимаются лишь два-три депутата. Если кто-то и подключается к этой теме, то, в основном, на уровне составления писем, жалоб, обращений в суд или к прокурору с требованиями соблюдения законности. Организацией собственной борьбы самих рабочих, самих широких масс трудящихся, сегодняшняя думская оппозиция не занимается. Таким образом, опыт Первого Совета должен подсказывать, советовать нам, коммунистам XXI века: а) подход к решению вопроса: что мы хотим построить и б) подход к решению вопроса: как это сделать. Особо опасен Здесь полезно вспомнить, что в наиболее известном примере классовых боев новейшей истории России выборгском противостоянии, рабочие Целлюлозно-бумажного комбината не ограничились простым сопротивлением хозяевам, требованиями зарплаты, сохранения рабочих мест и выполнения инвестиционных обещаний плана приватизации. Работники Комбината перешли в наступление и взяли на себя функцию управления производством. Они выкинули очередных претендентов на собственность ЦБК за ворота, выбрали собственный управляющий орган во главе с директором, образовали народное предприятие, учредителем которого выступила профсоюзная организация. Рабочие запустили основную бумагоделательную машину, которая стояла до этого более двух лет, сумели организовать финансирование оборотных средств в счет будущих поставок продукции, а также сбыт готового продукта. Кроме этого возобновила работу заводская столовая, нормализовалась работа котельной, отапливающей поселок с символическим названием Советский. Областные и государственные власти, надо понимать, отлично видели опасность такой организации трудящихся. Сегодня люди замахнулись на право управлять своим заводом, завтра захотят сами определять порядок жизни своего поселка, города, страны. Задумываются над возвращением в государственную собственность заводов, фабрик, электростанций, топливно-энергетического комплекса, транспорта и т.д. А это уже, караул, Советская власть возвращается! Именно поэтому, за чрезвычайную опасность примера власти и хозяева комбината с такой жестокостью расправились с народным предприятием. Были привлечены силы отряда "Тайфун", специализирующегося на конвоировании особо опасных заключенных и подавлении волнений в тюрьмах. Впервые в новейшей истории России в рабочих стреляли здесь, на Выборгском ЦБК, 13 октября 1999 года. Стреляли по очагам зарождающихся Советов, как наиболее опасного для буржуазного строя процесса самоорганизации борьбы трудящихся. Без борьбы нет победы В свое время Владимир Ильич, работая над второй Программой партии, теоретически допуская возможность временных поражений и откатов назад, писал: "наша партия не откажется от использования и буржуазного парламентаризма, если ход борьбы отбросит нас назад, на известное время, к этой, превзойденной теперь нашею революцией исторической ступени. Но во всяком случае и при всех обстоятельствах партия будет бороться за Советскую республику, как высший по демократизму тип государства и как форму диктатуры пролетариата, свержения ига эксплуататоров и подавления их сопротивления" (ПСС, т. 36, стр. 58). Без борьбы победы не бывает. Это основной опыт Советов - боевой организации пролетариата. * * * * * * * Российские продукты не пускают в магазины Опытом Москвы по созданию интегрированных агрохолдингов заинтересовался федеральный центр Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев обвинил во вторник розничные торговые сети в сговоре с целью недопущения российских продуктов на прилавки. Это случилось в ходе заседания правительства Москвы, посвященного подъему сельского хозяйства Российской Федерации. Присутствие федерального министра, а также столь странная тема для городского правительства объясняются желанием распространить опыт Москвы по использованию агрохолдингов в деле снабжения населения продовольствием если не на всю Россию, то хотя бы на Центральный федеральный округ. Алексей Гордеев считает, что необходимо не только воспользоваться опытом российской столицы, но и подготовить соответствующий закон, который бы запрещал розничным сетям дискриминировать продукцию отечественного сельского хозяйства. "Взаимоотношения крупных торговых сетей с иностранным капиталом - я не буду их называть, потому что их и так все знают, - становятся серьезной проблемой, - сообщил Алексей Гордеев членам московского правительства, комментируя продовольственную безопасность страны. - Они действуют по сговору. Приведу только несколько требований к поставщикам, которые эти сети устанавливают. Это торговая наценка не ниже 20%, иногда доходящая до 60%, отсрочка платежа на шесть месяцев, отдельная плата за рекламу, причем не рекламу товара, а рекламу торговой сети, а также плата за вхождение в сеть в размере 100 тыс. долл.". Все эти требования, по мнению министра сельского хозяйства, ограничивают доступ к покупателям российских производителей. Продукция последних же, по мнению г-на Гордеева, более качественна и полезна для здоровья. "Мы проводили анализ мяса цыплят, поставляемых в Россию из США, - заявил министр. - Эти цыплята получают 13 различных вакцин, среди которых есть и антибиотики. Российским цыплятам вводят всего три вакцины, причем антибиотики у нас запрещены. А в Бразилии, откуда мы поставляем кур, вообще придумали инъекции, увеличивающие массу туши на 20%. Это же вода и крахмал. Как российским товаропроизводителям бороться с этим?" На этот вопрос министр получил ответ от московского мэра, который припомнил историю введения запрета на торговлю "ножками Буша" в российской столице. "Когда мы приняли решение отказаться от "ножек Буша", посол США направил мне не совсем этичное письмо, в котором требовал отменить запрет, - поведал свою историю Юрий Лужков. - Я ему ответил. Кратко. И он замолк. Повторных обращений не было". Тут Юрий Лужков понял, что сказал что-то не то и поспешил исправиться: "Я перечислил ему (послу) более двадцати ингредиентов, которые содержатся в "ножках Буша" и не пригодны для употребления в пищу", - пояснил Лужков. Но столичному градоначальнику уже никто не поверил. Представить себе краткий ответ, состоящий из перечисления двух десятков ингредиентов куриных окорочков, смогли немногие. Впрочем, Алексей Гордеев не проявил желания взять на вооружение именно эту тактику Москвы в борьбе с засильем импортных продуктов. Ему больше понравилась идея создания интегрированных агрохолдингов, включающих в себя все стадии производства: от выращивания бычков до поступления готовой колбасы на оптовые базы Москвы. "Создание агрохолдингов является важной государственной задачей, - сказал Алексей Гордеев. - Они обеспечивают город качественным продовольствием, а также способны поднять российское сельское хозяйство, поскольку обеспечивают справедливое распределение прибавочной стоимости по всей цепочке". По мнению Юрия Лужкова, эта система будет наиболее эффективной, если в нее включить не только производство мяса, то есть животноводство, но и производство кормов. Для этого столичный градоначальник предлагает начать выращивать кукурузу и сою на территории Рязанской области. "Я ожидал воспоминаний о Хрущеве, - заявил Юрий Лужков. - Однако его подвели руководители областей, которые, стремясь угодить генеральному секретарю, пытались выращивать кукурузу в Архангельской области. Сегодня есть гибриды, - я подчеркиваю, не генетически модифицированные виды, а именно гибриды, - кукурузы, которые имеют более короткий вегетативный период и подходят для выращивания в более северных регионах. А сою вообще в Канаде выращивают. У нас же почему-то этим занимаются только южные республики. Соя вполне может быть продвинута до уровня Рязанской области. Если мы решим эту проблему, то у нас появится собственная кормовая база. А также исторический оптимизм в деле обеспечения населения России продовольствием". Алексей Гордеев, впрочем, и этой идеи не одобрил. Он настаивал на том, что для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо сделать две вещи. Во-первых, принять закон, который бы регулировал деятельность розничных сетей, чинящих препятствия российским товаропроизводителям. Собственно, министр предложил Москве разработать этот закон и выйти с законодательной инициативой в Госдуму, обещая при этом всемерную помощь своего ведомства. Во-вторых, он предлагает создать некий единый координационный центр, в который войдут представители мэрии Москвы, министерства сельского хозяйства, а также представители крупнейших действующих агрохолдингов. Этот центр мог бы не только координировать всю деятельность по созданию агрохолдингов, но и привлекать финансовые средства. Присутствовавший на заседании полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко предложил также привлечь к этому процессу федеральные бюджетные средства и (при том условии, конечно, что Юрий Лужков не возражает) создать окружную программу. Программа, по мнению г-на Полтавченко, должна также включать и создание собственной розничной сети, которая могла бы помочь министру сельского хозяйства решить его проблемы с уже существующими сетями. Юрий Лужков пошел дальше и предложил создать еще и общественную организацию "наподобие РСПП". "Это серьезные люди (главы агрохолдингов - RBC daily), их интересы и задачи отличны от задач олигархов, они ближе к земле", - извинился московский мэр за только что предпринятую попытку создания еще одного профсоюза крупных бизнесменов. Rbc Daily, Отдел экономики, Елена Тофанюк, 24.11.2004 * * * * * * * Царь-Холод, или Почему вымерзают русские Сергей Кара-Мурза, Сергей Телегин Продолжение (начало в выпусках рассылки от 23 и 30 мая, 6, 13,20, 27 июня, 4, 11, 18, 25 июля, 1, 8, 15, 22, 29 августа, 5, 12, 19, 26 сентября, 3 и 10 октября 2005 г., No.No. 226-246) Заключение Мы рассмотрели судьбу одной из важнейших в России систем жизнеобеспечения всех граждан страны, живущих в городах и поселках, - теплоснабжения. Это - большая отрасль народного хозяйства, со сложной технологией производства, транспорта и распределения продукта. Отрасль, в которой работает 2 миллиона человек. Исторически, начиная с 1920 г., теплоснабжение в городах России сложилось как централизованное, с выработкой большей части тепла на ТЭЦ как побочного продукта при производстве электроэнергии. Этот принципиальный технологический выбор позволил надежно снабжать жилища теплом, получить большую экономическую выгоду, резко сократить число работников и оздоровить экологическую обстановку в городах. В то же время централизованное теплоснабжение, как большая и сложная техническая система, требовала для своего существования надлежащего управления, обеспечения ресурсами и выполнения регулярных работ по содержанию и ремонту. В ходе реформы, начатой в СССР и РФ в 1991 г., была предпринята попытка перестроить всю систему теплоснабжения как одну из институциональных матриц советского жизнеустройства, несовместимых, по разумению реформаторов, с принципами либерального, рыночного, гражданского общества (иногда говорилось, несколько торжественно, что эти матрицы "несут в себе ген коммунизма"). "Мягкая" часть системы, действующая в сфере обращения, сравнительно легко поддалась усилиям реформаторов. Отрасль была расчленена на множество независимых организаций (акционерных обществ, муниципальных предприятий и т.д.), было ликвидировано Министерство коммунального хозяйства, бывшее ранее единым органом управления и технической политики. Было проведено акционирование, причем созданные фирмы были пущены в "свободное плавание" почти в буквальном смысле голыми - они получили основные фонды по балансовой стоимости, без амортизационных отчислений, по своим размерам сравнимых со стоимостью основных фондов. Государство стало постепенно "уходить из ЖКХ", меняя принципы финансирования и сокращая долю бюджетных дотаций в возмещении расходов на содержание системы и перекладывая эти расходы на население. Быстро повышались цены и тарифы. Значительно снизилась, по сравнению с другими отраслями, заработная плата работников ЖКХ, что, в сочетании с либерализацией управления (точнее, с устранением технологической дисциплины), привело к быстрому ухудшению кадрового потенциала. Менее успешными были программы по приватизации жилищного фонда и отделению объектов ЖКХ от производственных предприятий (хотя в отношении объектов теплоснабжения и здесь произошли большие изменения). "Жесткая" часть системы теплоснабжения, ее материально-техническая база, предусмотренным в программе реформ изменениям поддавалась с трудом. Для ее модернизации по западным образцам требовалось строить новые технические системы, а для этого у реформаторов не было ни средств, ни идей, ни воли. Их помыслы и навыки не выходили за рамки сферы обращения. Главным изменением политики в техническом плане стало прекращение работ по содержанию и плановому ремонту технической базы теплоснабжения - ТЭЦ, котельных и теплосетей. Предусмотренные при введении в строй всех этих объектов амортизационные отчисления в сферу ЖКХ не возвращались, плановая замена изношенных трубопроводов с 1991 г. не проводилась, прокладка новых теплосетей быстро сокращалась, а потом прекратилась вовсе. Назвав себя правопреемником СССР и приняв в наследство от него государственные теплосети протяженностью 183,3 тыс. км, государство РФ негласно и без всякого диалога с обществом прекратило выделение средств для содержания этой технической системы. Поскольку речь идет о технической системе, абсолютно необходимой для физического выживания населения и обеспечения безопасности страны, бездействие правительства в деле поддержания надежного теплоснабжения следует считать преступным. Но этот вывод, при власти данного правительства, остается в области "свободы мнений". За 12 лет проведения этой вполне осознанной технической политики износ теплосетей и ряда других технических устройств теплоснабжения достиг критического уровня, число отказов и аварий стало нарастать в геометрической прогрессии. К настоящему моменту, как сказано в официальном документе, речь идет о техносферной катастрофе, приобретающей характер национального бедствия. Такова объективная реальность, которая является результатом исключительно действий и бездействия той власти, которая с 1991 г. проводит эту "рыночную реформу". Иных причин этой техносферной катастрофы не существует, в нет вины ни Маркса, ни Сталина, ни Брежнева. В ней не виноваты внешние враги, как это было в случае техносферной катастрофы 1941-1945 гг. В ней нет вины природных стихийных сил. Надо подчеркнуть, ч го нынешнее критическое состояние технической базы теплоснабжения уже имеет именно объективный характер и не может измениться в лучшую сторону само собой или под влиянием действий в сфере идеологии, расстановки кадров, форм собственности и т.д. Вышли из-под контроля процессы, подчиняющиеся законам движения материи (снижение прочности и разрывы труб в результате коррозии). Законы эти были известны экспертам правительства досконально, и никакой неожиданности результат принятых правительствами реформаторов решений не представлял. Взять эти процессы снова под контроль можно только действиями в материальной сфере - в сфере труб, задвижек, насосов и котлов. Зимой 2002/03 г. крупные аварии и отказы теплоснабжения произошли в 30 регионах РФ. Вслед за этим прошла серия интенсивных совещаний, после которых руководство правительства и Госстроя РФ, представители администрации президента РФ сделали заявления, которые в совокупности представляют план действий в области теплоснабжения. План этот сводится к следующему: 1. Полное разгосударствление теплоснабжения и его перевод на рыночную основу - передача ЖКХ в ведение местных властей, установка счетчиков тепла, прекращение дотаций ЖКХ как отрасли, полная оплата тепла его потребителями (с дотациями небольшому числу крайне неимущих граждан). 2. Реформа РАО ЕЭС с приватизацией генерирующих тепло предприятий (ТЭЦ); либерализация цен на энергоносители с доведением их до мирового уровня. 3. Переход от централизованного теплоснабжения к индивидуальному (домовым или поквартирным котельным). Таким образом, главные два пункта программы целиком посвящены изменениям в сфере обращения и полностью игнорируют состояние материально-технической базы существующей системы теплоснабжения. Никакого импульса к восстановлению технической системы эти два пункта не содержат. Третий пункт прежде всего означает, что реформаторы принципиально отказываются от восстановления и дальнейшего содержания той реально единственной системы теплоснабжения, которой располагает Россия и которая находится при последнем издыхании. Иными словами, действий по срочному ремонту изношенных теплосетей ни государство, ни собственники производственной базы страны предпринимать не будут. Это - главный смысл плана действий в материально-технической сфере. Взамен, исключительно в качестве утешения тем избирателям, которые просят "навеять им сон золотой", жителям предлагается покупать и устанавливать в своих жилищах индивидуальные отопительные устройства - согласно своей покупательной способности. Никаких заявлений о намерении правительства принять финансовое участие в создании новой технической системы сделано не было. Не было приведено и расчетов ее стоимости - для страны и для каждого отдельного индивида, как не сказано было и о возможных сроках реализации этой программы и о том, как будет организовано отопление жилищ в "переходный период". В действительности предложение гражданам ставить себе "поквартирные мини-котельные" в экономическом и техническом плане есть полная нелепость и служит лишь недобросовестной отговоркой, чтобы уйти от объяснения с обществом по существу проблемы. Правительство решило подсластить пилюлю. В заявлениях некоторых официальных лиц вскользь было сказано, что индивидуальные отопительные системы можно, разумеется, установить только на строящихся домах, а имеющийся жилой фонд для этого не приспособлен. Это значит, что ежегодно на новую систему теплоснабжения сможет в лучшем случае переходить лишь около 1% существующих ныне жилищ, - квартиры, купленные представителями состоятельного меньшинства. Остальные жилища практически остаются без надежного теплоснабжения. Из всего этого следуют два вывода относительно теплоснабжения и как абсолютно необходимой системы жизнеобеспечения населения, и как институциональной матрицы жизнеустройства России. Одной из тех матриц, которые реформаторы посчитали несовместимыми с тем общественным строем, что они пытаются установить в РФ. Выводы эти таковы: Система хозяйства и управления, созданная в ходе реформы, не позволяет ни собрать ресурсы, ни организовать производственные усилия, достаточные для того, чтобы построить и пустить в ход новую систему теплоснабжения, альтернативную советской системе и обеспечивающую теплом население страны в тех же масштабах, что и советская. Создание новой, рыночной институциональной матрицы в сфере теплоснабжения оказалось невозможным. Система хозяйства и управления, созданная в ходе реформы, не позволяет содержать в дееспособном состоянии и стабильно эксплуатировать систему теплоснабжения, унаследованную от советского строя. Сохранение старой, нерыночной институциональной матрицы в сфере теплоснабжения оказалось невозможным. Строго говоря, если принять во внимание критическое значение теплоснабжения в нашей стране, уже из этого можно сделать такой общий вывод: Система хозяйства и управления, созданная в ходе реформы, несовместима с жизнью населения и страны. Действительно, за 12 лет колоссальных усилий, снизив уровень производства вдвое, сократив реальные доходы большинства граждан втрое и бросив на алтарь реформы около 10 миллионов преждевременно угасших жизней, реформаторы привели в полную негодность унаследованную от СССР систему теплоснабжения, отказались ее восстанавливать - и в то же время не могут построить новую систему, по западным образцам. Но население жить без отопления не может, независимо от степени его приверженности к рынку и демократии. Следовательно, реформа, сломав прежнее жизнеустройство, привела страну в такое состояние, при котором жизнь населения в его нынешних размерах невозможна. Дилемма, перед которой стоят граждане РФ, проста - допустить массовое вымирание населения или изменить тот общественный строй, что возник в результате реформы. Однако поднимемся в нашем рассмотрении на уровень выше, чтобы проверить этот наш предварительный вывод. Допустим, в сфере теплоснабжения, в отношении именно этой одной институциональной матрицы реформа потерпела неудачу, но остальные большие технические системы успешно перестроены и обещают в достаточно короткие сроки дать на рыночных принципах такой большой экономический и социальный эффект, что появится отсутствующий сегодня источник ресурсов для ударного построения новой системы теплоснабжения или возрождения старой. Если бы были основания верить такому прогнозу, то был бы и какой-то смысл дать реформаторам новый кредит доверия, перетерпеть несколько холодных зим у "буржуек", а потом помянуть тех, кто перетерпеть не смог и не дожил до нового теплого быта уже с новой системой отопления. Так можно ли поверить этому прогнозу (которого, кстати, правительство вовсе не решается дать - это наш прием "усилительного анализа"). На основании достаточно широкого изучения того, что произошло за последние 12 лет с другими большими техническими системами страны, мы можем утверждать, что приведенный выше умозрительный оптимистический прогноз неверен. Данные об изменениях в материально-технической базе жизнеустройства страны за 1970-2001 гг. приведены в работе "Белая книга: экономические реформы в России. 1991-2001" (М., 2002). Попытка реформирования всех больших технических систем привела к результатам, поразительно похожим на те, которые имели место в теплоснабжении. В качестве успешного примера приводят создание мобильной телефонной связи. Вряд ли этот пример может поколебать общий вывод - систему эту ни по своим масштабам, ни по социальной значимости нельзя отнести к большим техническим системам, подобным теплоснабжению или сельскому хозяйству. Кроме того, мобильная связь надстраивалась на почти готовую инфраструктуру, созданную в советское время. Судьба теплоснабжения - совершенно типичный пример, и причины того, что с ним произошло, носят фундаментальный характер. Каковы главные последствия реформы в интересующем нас здесь разрезе? В системе высшего порядка по отношению к теплоснабжению, в ЖКХ в целом, положение точно такое же. Идет быстрое ветшание жилищного фонда, и его выбытие не покрывается новым строительством. В критическом состоянии находятся и другие, кроме отопления, важнейшие системы жизнеобеспечения - водопровод и канализация. Источников отечественных средств для восстановления и содержания этих систем нет, и местные власти прибегают к растущим внешним заимствованиям под высокий процент и под залог недвижимости. Это - порочный круг, говорящий о безысходности ситуации в рамках нынешней экономической системы. В главных производственных системах и на транспорте идет быстрое старение и деградация основных фондов. Коэффициент их обновления снизился с 7-10% до 1% и не имеет тенденции к росту. Происходит выбытие основных фондов или снижение их технического уровня. Изношены до критического уровня оборудование промышленности, подвижной состав транспорта, флот, парк строительных и сельскохозяйственных машин. Снизилось плодородие почвы из-за прекращения или резкого сокращения мелиоративных работ (известкование и удобрение), более чем вдвое сокращено поголовье скота, ухудшился генофонд скота и культурных растений из-за сокращения селекционной работы. Даже в самых прибыльных сырьевых отраслях практически прекращена геологоразведка, так что работа этих отраслей продлится только до исчерпания разведанных и обустроенных в советское время месторождений. Все это в совокупности представляет собой массивный неумолимый процесс, на фоне которого отдельные редкие достижения являются несущественными и не формируют противоположной тенденции. Вопреки расчетам реформаторов, не происходит существенных отечественных и иностранных инвестиций в основные производственные фонды, вследствие чего ни о какой реальной перестройке прежних институциональных матриц и создании принципиально новых больших технических систем не идет и речи. Отдельно следует сказать о двух больших технико-социальных системах, абсолютно необходимых и для длительного существования страны, и для выхода из кризиса - армии и науке. Это - две большие институциональные матрицы, которые создавались в течение трех веков и сохранили свой культурный "генотип". Учитывая их системообразующую роль в становлении и сохранении российской цивилизации, их перестройке было уделено исключительно большое внимание. В результате усилий реформаторов к настоящему времени подорвана материально-техническая и кадровая база обеих систем. Науки в дееспособном состоянии РФ сегодня не имеет. Это не означает гибели науки, т.к. большинство лабораторий и научных школ перешли в "дремлющее" состояние (вроде "спор"), в котором повышается вероятность выжить в условиях скудного обеспечения ресурсами. Впрочем, и споры не вечны, так что возможность пережить "переходный период" зависит от его продолжительности. При созданном за годы реформы порядке большая наука в РФ не может существовать - реформаторы не смогли сохранить полученного ими в наследство от советского строя мощного научного потенциала. В то же время они не смогли создать и какой-то новой, альтернативной научной системы. Сохранение в РФ нынешнего режима означает полную ликвидацию российской науки. Точно так же не имеет сегодня РФ и боеспособной армии. Режим Ельцина - Путина оказался не в состоянии не только модернизировать, но и сохранять, воспроизводить те мощные вооруженные силы, которые он унаследовал от СССР. Защита страны от возможной агрессии сейчас основана только на устрашающем воздействии остатков советского ракетно-ядерного "щита", технические возможности которого также будут исчерпаны в недалеком будущем. Там, где глубже прошел процесс реформирования, более очевидны и процессы деградации. Ликвидация единой государственной компании "Аэрофлот" привела к такому снижению экономических показателей, что из-за роста тарифов объем пассажирских перевозок упал в 4,5 раза, а отечественная авиационная промышленность потеряла заказчика и оказалась на грани полного уничтожения. Напротив, железные дороги, оставаясь до настоящего времени единой государственной системой, сумели в гораздо большей степени сдержать и рост тарифов, и падение объема перевозок. Видимо, грядущая реформа Министерства путей сообщения прикончит и эту отрасль. Из всего этого можно сделать общий окончательный вывод. Пришедший в 1991 г. к власти политический режим декларировал как цель своих реформ замену больших технико-социальных систем советского типа иными системами - более "правильными" и эффективными, основанными на рыночных принципах ("как на Западе"). За прошедшие 12 лет реформ обнаружилось с полной достоверностью, что этот режим не обладает созидательным потенциалом для решения этой задачи. Подорвав к тому же хозяйство и допустив разворовывание национального богатства, этот режим лишился и финансовых средств для какого бы то ни было большого строительства. Ни одной большой технической системы нового типа создать он не может. В то же время этот политический режим допустил расхищение средств, предназначенных для поддержания в дееспособном состоянии главных систем жизнеобеспечения и безопасности страны, которые он унаследовал в исправном виде от СССР. В результате все эти системы эксплуатировались 12 лет самым хищническим образом, на износ, и сегодня все они находятся на грани остановки или даже техносферной катастрофы. Режим не имеет ни средств, ни навыков, чтобы хотя бы использовать доставшиеся ему готовые системы. Следовательно, этот режим принципиально нежизнеспособен. Он не может поддерживать, с разумными изменениями, старого жизнеустройства - и не может создать никакого нового жизнеустройства. Он может существовать только за счет растраты и истощения накопленных ранее ресурсов - земли и месторождений, заводов и вооружения, здоровья и жизни самих граждан. Как только большие технические системы, на которых держится страна и жизнь ее населения, придут в полный упадок и остановятся, этот режим рухнет. От рассудительности граждан, их способности предвидеть ход событий и заблаговременно готовиться к этой катастрофе зависит, рухнет ли он в опасных конвульсиях или будет демонтирован и перестроен разумным образом, без лишних травм. * * * * * * *
На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:
На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ. Заходите - вас будут рады видеть! * * * * * * *
Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru. Удачи вам и счастья! |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.econometrika Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||