Здоровье и успех для всех! Питание детей дошкольного и школьного возраста
Питание детей дошкольного и школьного возраста: современные проблемы
Высокая скорость роста, физического и психического развития детей и подростков в сочетании со значительной нервно-психической нагрузкой, обусловленной интенсивным процессом обучения, который, начиная уже с 3-4-летнего возраста, предопределяют необходимость постоянного поступления с пищей комплекса всех незаменимых и заменимых пищевых веществ, включая белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, в т. ч. пищевые
волокна, микронутриенты (витамины и витаминоподобные вещества, минеральные соли и микроэлементы), биофлавоноиды, нуклеотиды и др.
Это требование может быть обеспечено только при условии правильно организованного, рационального (здорового, оптимального, сбалансированного и т.п.) питания детей в ДОУ, школьных учреждениях и домашних условиях. Основные причины рационального питания детей и подростков в организованных коллективах могут быть кратко сформулированы следующим образом:
1. Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей и подростков; 2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины и витаминоподобные вещества, минеральные соли и микроэлементы;
3. Адекватное поступление с пищей некоторых минорных компонентов: различных классов флавоноидов, нуклеотидов и др. 4. Максимальное разнообразие рациона с включением в него всех групп продуктов;
5. Оптимальный режим питания; 6. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
7. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд); 8. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Однако, анализ состояния питания детей в детских дошкольных, и особенно школьных учреждениях,
указывает на существенные отклонения от этих принципов, следствием чего являются значительные нарушения пищевой ценности рационов питания. К числу относятся недостаточное использование в питании некоторых групп продуктов (рыбы, кисломолочных продуктов, овощей и фруктов, растительного масла), избыточное потребление соли, специй, сахара и кондитерских изделий, нарушения режима питания.
В результате дети потребляют недостаточно микронутриентов (витаминов С, В2, А и ?-каротина, кальция, железа, цинка и меди), пищевых волокон и пробиотиков на фоне избыточного потребления легкоусваиваемых углеводов, жира и натрия. Это, в свою очередь, ведет к нарушению адекватного иммунного ответа увеличению числа часто болеющих детей, значительной распространенности анемии, кариеса, остеопороза и др.