Специалисты из Рочестерского университета и университета Вандербильта обнаружили, что дети с плохим зрением ощущают улучшение после всего 8 часов занятий с применением видеигр, ориентированных на их сверстников.
Число различных улучшений зрения вследствие игротерапии стало для ученых приятным сюрпризом. Также как и то, что результаты нестандартного врачевания закрепились надолго.
По словам профессора Дуйе Тадина из Рочестера (США), дети со значительными нарушениями зрения очень часто прилагают большие усилия, чтобы смотреть и видеть прямо перед собой, и при этом падает способность к периферическому обзору. Это становится проблемой, которую не стоит игнорировать, поскольку именно периферическое зрение обычно менее всего страдает при визуальных нарушениях у юных пациентов.
Несколько лет назад стало известно, что компьютерные и приставочные игры в жанре «экшн» могут улучшить зрительное восприятие у тех, кому это нужно. Поэтому американские ученые разработали ряд чисто детских видеоигр, играя в которые, мальчики и девочки должны концентрировать внимание на всём игровом поле, а не на какой-либо его части. Проверив терапевтический эффект таких «игрушек» на пациентах школьного возраста, специалисты убедились, что они способны улучшить зрительное восприятие почти на 50 процентов, что само по себе – феноменальный результат.
Игры, разработанные в Рочестере и Вандербильте, лишены элементов виртуального насилия и не требуют особо скоростной координации движений глаз и рук.
В эксперименте приняло участие 24 пациента в возрасте от 8 до 18 лет с низким уровнем зрения, которые учатся в школах для слепых и слабовидящих детей в штатах Оклахома и Теннесси. Тестирование показало, что эти учащиеся недостаточно пользуются периферическим зрением, из-за чего оно у них – хуже, чем могло бы быть при их состоянии здоровья.
Медики предположили, что занятия со специально подобранными видеоиграми, требующими усиленной работы периферического зрения, могут привести к быстрым позитивным результатам.
Школьников распределили на три группы. Члены контрольной группы играли в несложную разновидность «Тетриса», вторая группа «резалась» в «Ratchet & Clank» (игра для “Плейстейшн”, доступная в торговой сети), а третья компания тестировала специальную терапевтическую игровую программу, придуманную детскими офтальмологами. Чтобы периферическое зрение было задействовано в максимальной мере, игровой видеоряд проецировался на достаточно большой и широкий экран.
В лечебной игре задачей являлся визуальный контроль за несколькими объектами, расположенными в различных местах игрового поля, а также готовность к реакции на неожиданные события, происходящие на периферии экрана.
В целом занятия на игровых тренажерах во всех группах заняли 8 часов чистого времени. Значительные зрительные улучшения были отмечены у детей из второй и третьей группы, игравших в «экшн».
Что это за улучшения? Во-первых, слабовидящие школьники научились чётче воспринимать движущиеся объекты на удалённой периферии зрения. Во-вторых, они стали быстрее обнаруживать нужные предметы в беспорядке (например, степлер или бутылочка с лекарствами на столе, заваленном бумагами и другими канцелярскими мелочами). Всё это приятно удивило экспериментаторов, которые повторно протестировали некоторых участников опыта год спустя и убедились, что достигнутые игровой терапией результаты стабилизировались.