[friend] статья ИНТЕРНЕТ ЗАТЯГИВАЕТ НЕ ТОЛЬКО БОЛЬНЫХ, НО И ВРАЧЕЙ
Кто и почему прибегает к помощи виртуальной медицины
Все больше людей в России обращаются к услугам виртуальных докторов,
получая заочные медицинские консультации по интернету. В стране действует
несколько сотен медицинских сайтов, и самые крупные из них посещают более
миллиона человек в месяц.
По наблюдениям врачей, дающих подобные консультации, подавляющее
большинство их виртуальных пациентов не обращаются за помощью очно.
Приемно-сортировочный пункт
"Мне не хватает воздуха. Зеваю и не могу зевнуть, страшно даже куда-то
далеко из дома идти. Валидол помогает, временно после него дышится
нормально. Продолжается это 3-й день. Что это может быть?" Кибердоктор
советует этому посетителю сайта "Недуг.ру" лично обратиться к врачу и не
увлекаться валидолом. Однако пациент не удовлетворен: "До врача еще 1,5
дня, выходные. Может быть, посоветуете, что делать?" На этом диалог
обрывается, и судьба больного так и остается неизвестной.
Подобные ситуации на медицинских порталах встречаются довольно часто, и
это говорит о том, что даже в критических случаях многие люди предпочитают
не вызывать "скорую", а отправить сигнал SOS в интернет. И все же,
согласно статистике посещений, большая часть виртуальных пациентов
нуждается в не столь срочных консультациях сексопатолога, гинеколога,
диетолога. Типичный вариант: "Я на диете уже 2 недели. Утром и вечером
ем
диетический йогурт, днем салат с оливковым маслом (помидор, огурец, 1/2
авокадо, оливки, консервы - рыба тунец, лук, чеснок, соль, перец). 3 раза
в день пью очищающий чай (правда, с шоколадом). Нормальная ли это еда?"
"Лечиться и лечить по интернету - это абсурд, - считает отоларинголог
Константин Злотников, который в своей реальной жизни заведует отделением
ведомственной больницы Центросоюза РФ. - Можно дать ответы на конкретные
вопросы, скорее даже не чисто медицинские, а бытовые, или посоветовать,
к
какому специалисту и куда именно лучше обратиться с данной проблемой".
Главная, по его мнению, функция виртуальной медицины в России - служить
для больных своего рода "приемно-сортировочным пунктом". По статистике,
значительная часть посетителей (около 30%) обращаются с вопросами в
медицинские сайты потому, что не знает, куда идти со своей проблемой.
Однако он и его коллеги отмечают, что за последнее время резко увеличилась
другая категория интернет-пациентов - наши бывшие соотечественники,
живущие за рубежом, и те, кто находится там в командировке. И те, и другие
стараются избежать ненужных расходов. Причем командировочные чаще всего
пишут в чрезвычайных случаях, чтобы определить, нужно ли обращаться за
очной помощью немедленно или с этим можно повременить до возвращения
домой.
Лучше, чем ничего
Сам Злотников консультирует на портале "03.ру", который является одним
из
самых крупных в России, уже четвертый год и тратит на это занятие от
нескольких минут до часа в день, в зависимости от сезона. Говорит, что
это
"чистый альтруизм", поскольку за интернет-консультации врачи ничего не
получают, а рассчитывать на рост частной практики не стоит - по его личной
статистике, примерно один из пятидесяти пациентов обращается лично.
Это подтверждает его коллега по сайту, кардиолог, кандидат медицинских
наук Илья Егоров: "За три года работы на портале я всего несколько раз
встречался с виртуальными пациентами лично, хотя по телефону разговаривал
со многими. Так что рентабельность нулевая. На нашем портале консультируют
несколько десятков врачей (как раз недавно с некоторыми из них мы впервые
встретились и наконец познакомились "в реале"), и многие, возможно, пришли
в надежде, что, рекламируя себя или свое учреждение, удастся заработать.
Но эта надежда не оправдалась, зато осталось удовлетворение от того, что
можешь чем-то помочь людям. В основном ради этого все и тратят свое
время".
Егоров тоже считает, что кибердоктор может лишь помочь больному
сориентироваться, но он не должен назначать конкретные препараты. Хотя
сам, являясь специалистом по старческим порокам сердца, однажды сделал
исключение из этого правила и помог пожилой женщине из Львова, страдающей
тяжелой сердечной недостаточностью (удалось продлить ей жизнь на несколько
месяцев). Правда, пошел на это лишь потому, что за консультацией
обращалась не она сама, а ее сын - врач, отчаявшийся найти поддержку у
коллег из своего города и подробно информировавший об изменениях в
состоянии матери.
И все же в интернете можно встретить конкретные рекомендации по лечению.
"Врач, который не видит пациента, - не лучший вариант. Но иногда лучше,
чем ничего" - такую позицию занимают многие виртуальные доктора. Они
считают, что интернет-медицина в России во многом является компенсацией
недостатков медицины реальной. Сегодня в сельской местности появились
компьютеры, но нет врачей-специалистов. Кроме того, и городские, и
сельские врачи ошибаются, как, например, в этом случае: "У моей свекрови
(ей 60 лет) гипертония, по назначению врача она принимает эналоприл,
капотен, каптоприл. Я слышала про бальзам "Долголетие", скажите, что это
за бальзам?" Виртуальный доктор: "Все эти лекарства одного класса. Их
нельзя принимать одновременно, иначе почки могут не выдержать!"
Проверь своего доктора
Между тем в США, по данным журнала Annals of Oncology, виртуальные
пациенты чаще всего используют интернет именно для того, чтобы сверить
диагноз, поставленный их лечащим врачом. А нередко в этом участвует и сам
врач. По мнению создателя Partners Telemedicine - интернет-службы
нескольких крупных американских клиник, доктора Джозефа Кайдера, любой
больной имеет право проверить своего врача. По системе Кайдера, врач
вместе с пациентом составляет вопросы для виртуального доктора и прилагает
к ним все необходимые документы. А британский сайт DoctorInternet прямо
призывает: "Узнайте другое мнение из Англии!", правда, не бесплатно, за
консультацию нужно заплатить 30 фунтов стерлингов.
Такое возможно при совершенно другом уровне и интернет-медицины, и
медицины реальной. Для этого, с одной стороны, в виртуальное общение
должно быть вовлечено как можно большее число врачей, а с другой - доступ
к консультированию и отбор экспертов нужен более строгий. У нас сегодня
консультировать может, по сути, любой. Большинство сайтов, за исключением
нескольких крупных и серьезных порталов, разрешают анонимам отвечать на
вопросы - таким образом, консультация превращается в форум. Да и
авторизованные доктора иногда забывают об этике: "Уважаемый Марк! У вас
проблем выше крыши, лечить их надо многоэтапно. Амоксициллин лучше не
заменять, а принимать по 1 грамму (а не по 1 таблетке) 2 раза в день, 7
дней".
По мнению Ильи Егорова, отбор очень важен. "Случайные и не обладающие
альтруизмом доктора очень скоро сами покидают это поприще. Но я помню
случаи, когда с нашего портала удалялись врачи, которые давали
непрофессиональные советы или нарушали этические принципы, - заявил он
"МН". - Причем этому предшествовало общее обсуждение внутри нашего
сообщества". Кроме того, на портале "03.ру" врачи, которые отвечают за
определенный тематический раздел - "конференцию", имеют право и
возможность удалять подобные ответы.
Между тем западный пациент может получить абсолютно виртуальную
консультацию, когда отвечать на его вопрос будет не живой человек, а
машина. Несколько лет назад начали появляться подобные сайты и в России.
Там действует автоматическая тестовая система оценки состояния здоровья
и
постановки диагноза более 200 заболеваний. Они работают по принципу
матрешки, когда, отвечая серия за серией на вопросы компьютера, пациент
каждый раз переходит на более углубленный уровень. Некоторые из них
разработаны по аналогии с известными зарубежными системами
онлайн-диагностики сайтов. Другие - плод отечественного творчества. На
одном из фармакологических порталов, где недавно завели раздел
интернет-диагностики, посетитель должен выбрать на картинке место, которое
у него болит. Вариантов всего шесть - просто и быстро...
Так что пока еще интернет-медицина в России переживает период "дикого
развития" - это признают и сами виртуальные доктора. В сети можно получить
как дельный, так и вредный совет, а этические принципы еще только
устанавливаются. Поэтому те, кто дает онлайновые консультации, рекомендуют
посетителям медицинских порталов: прежде чем задавать вопрос, ознакомиться
с архивом переписки и внимательно изучить досье врачей. А в экстренных
случаях лучше, не теряя времени, обратиться к реальному врачу. Тем более
что квалифицированный интернет-консультант именно это и посоветует.
ДОСЬЕ
"Если бы я узнал, что через интернет можно проконсультироваться у
грамотного врача за деньги, то я..." - такой вопрос с различными
вариантами ответа был задан посетителям медицинского портала
"Medlinks.ru".
Ответы распределились следующим образом:
- сделал бы это - 15,92%;
- сначала узнал бы, помог ли кому этот доктор, и если да, то
консультировался и лечился бы у него по интернету - 8,53%;
- считаю принципиально невозможным консультирование и лечение через
интернет - 35,27%;
- консультирование и эффективное лечение через интернет возможно и
необходимо, если врач квалифицированный, имеется техника для передачи
реальной информации (интернет, сканет, веб-камера и др.) и обе стороны
(врач и больной) согласны - 40,27%.
алексей мурманск
мой skipe aleksmur2
мобильный телефон 8 921 154 30 26
--
Выпуск 2698
Количество подписчиков: 144
Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru