Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Увлекательные истории о странах мира Выпуск от 18.12.04


Информационный Канал Subscribe.Ru

История ( http://worlds.ru ):

Корейские дворяне     [Корея http://worlds.ru/asia/korea/]

Корейские дворяне, янбаны, на протяжении столетий были образованной правящей
элитой страны. В конце позапрошлого века все сословные привилегии в Корее были
упразднены. Однако янбаны стараются жить так, как жили их предки – и даже зарабатывают
на этом деньги.

Статья: Корейские дворяне    http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=2834

Сайт: Вокруг Света## http://www.vokrugsveta.com.ua

Корейские дворяне, янбаны, на протяжении столетий были образованной правящей
элитой страны. В конце позапрошлого века все сословные привилегии в Корее были
упразднены. Однако янбаны стараются жить так, как жили их предки – и даже зарабатывают
на этом деньги.

В мире немало городов, чей возраст исчисляется тысячелетиями. А вот деревень
c семисотлетней историей раз-два и обчелся. Тем более населенных сплошь потомками
дворян.

Одна такая деревня называется Хахве и расположена она на востоке Южной Кореи,
километрах в двадцати от крупного города Андон.

Выглядит она почти так же, как в середине XVI века. Конечно, никто не станет
утверждать, что всем этим домам по полтысячи лет — и крыши у них много раз перекрывали,
и подгнившие балки постепенно заменяли, но целиком никогда не перестраивали.

Принадлежат здешние усадьбы потомкам корейских дворян — янбанам. В средние века
янбаны были высшим образованным сословием, из которого выходили чиновники, управлявшие
королевством Чосон — так называлась Корея с конца XIV до начала XX века. За службу
король жаловал им земельные наделы, иногда с крепостными крестьянами, и освобождал
от налогов. Личность янбана и его жилище были неприкосновенны. В XVII—XVIII веках
янбаны составляли примерно пять процентов всего населения страны. Это очень много.
В России, к примеру, численность потомственных дворян никогда не превышала одного
процента.

В одном из таких домов в середине XVI века жил министр королевского двора Ю Сон
Ён. Его потомки живут здесь и сейчас. Правда, занимаются они не государственными
делами, а спокойно выращивают овощи и без ложной скромности демонстрируют свой
быт туристам.

Семья Ю Сон Сук живет в Хахве почти шесть с половиной веков, практически со времени
основания деревни.

Ю Сон Сук: «Сама я всю жизнь безвыездно прожила здесь. Дети, их у нас двое, учатся
в университете в городе Андон. Когда закончат его, вернутся домой, а на работу
будут ездить в Андон».

Восьмидесятипятилетней матери Ю Сон Сук работать в огороде уже не по силам. Теперь
у нее много свободного времени, можно и с соседками поболтать, и в карты с ними
перекинуться.

Хотя ничем кроме сельского хозяйства и домашней работы Ю Сон Сук в жизни не занималась,
облик и манеры у нее какие-то не крестьянские. Что и неудивительно, ведь она
принадлежит к дворянскому роду. В семьях янбанов детям всегда старались дать
хорошее образование.

Упор делался на изучение китайского языка. Знание китайского и умение читать
книги китайских мудрецов — главное, что отличало янбана от простолюдина.

Когда в пятнадцатом веке был изобретен корейский алфавит хангыль, янбаны отнеслись
к нему с презрением. Они из принципа его не учили и пренебрежительно называли
«женскими закорючками».

Сословие янбанов стало приходить в упадок во второй половине XIX века, когда
в стране было отменено крепостное право, а затем и все сословные привилегии.
Окончательный удар нанесло янбанам насильственное присоединение Кореи к Японии
в 1910 г. Японцы свергли последнего корейского императора и конфисковали в свою
пользу лучшие сельскохозяйственные угодья.

Многим янбанам, чтобы добыть себе пропитание, пришлось заняться обработкой земли.
Впрочем, янбаны не видели в этом ничего зазорного. Конфуцианство, а в его традициях
воспитывались дети из высшего сословия, труд земледельца ставит очень высоко.
А вот торговлю янбаны считали занятием для себя недостойным. В старину за него
даже лишали дворянского достоинства.

И сегодня янбаны деревни Хахве выращивают рис и овощи. Но теперь это уже отнюдь
не главный источник их доходов.

В середине 70-х жители Хахве заключили договор с государством: они обязались
сохранять в первозданном виде облик деревни и вести традиционное хозяйство, а
взамен получили значительные налоговые льготы. Деревню стали посещать туристы.
Часть выручки от продажи билетов поступала общине. Суммы это были небольшие.
Но после того как в 1999 г. здесь побывала английская королева Елизавета II,
число приезжих сильно возросло.

Теперь с легкой королевской руки деревню Хахве посещает приблизительно 1 000000
человек в год. Билет стоит около доллара, община с каждого получает сорок центов
— за год выходит четыреста тысяч. Эта сумма распределяется между жителями деревни
— их всего-то двести шестьдесят человек, — а частью тратится на общественные
нужды.

Теперь непременным украшением янбанской усадьбы стала спутниковая антенна. Да
и автомобили мне здесь попадались все больше не дешевые.

Преодолев отвращение к торговле, благо сегодня за нее дворянского звания теперь
не лишают, потомки янбанов понаоткрывали магазинчиков и неплохо зарабатывают
на сувенирах.

Ю Сан Вон, продавщица сувениров:



— А что вы делали до открытия магазина?



— Сорок лет назад я вышла замуж и стала заниматься хозяйством и детьми. А до
того вместе со всеми работала на рисовых полях. Двадцать лет назад мы с мужем
открыли этот магазин и больше в поле не работаем, только в огороде.

Среди множества безделушек привлекают внимание выставленные на самом видном месте
деревянные маски. Их можно увидеть и в других районах Кореи, но родом они отсюда,
из окрестностей Андона.

Предназначены маски не для того, чтобы вешать их на стену, как, естественно,
поступают иностранцы. В этих масках выступают участники так называемой андонской
пляски в масках. По сути, это целая пьеса с не слишком пристойным сюжетом. Ее
персонажи – чванливый янбан, надутый ученый, тоже из янбанов, его недотепа слуга,
хитрый мясник, нечестивый монах, бедная вдова, наивная невеста… Каждому положена
своя маска.

В прежние времена эти представления пользовались у крестьян огромным успехом.
Мясник, естественно, обводит янбана с ученым вокруг пальца и выставляет их в
самом нелепом виде. Не то чтобы добродетель торжествует, но все равно приятно
посмеяться над тем, кому в повседневной жизни отдаешь половину урожая и перед
кем обязан снимать шляпу.

Рё Дон Чул, исполнитель роли янбана: «Над моим персонажем, янбаном, крестьяне
смеялись от души, но смех этот не был злым. Благодаря таким представлениям снималась
напряженность между разными слоями деревенского общества».

Когда-то представления в масках устраивали только по праздникам или в дни, назначаемые
шаманами. Теперь его показывают туристам каждые выходные.

Один из организаторов этих представлений, профессор Ким Вон Гил, принадлежит
к старинному янбанскому роду. Живет он в уединенной усадьбе в горах, километрах
в семидесяти от деревни Хахве.

В повседневной жизни Ким Вон Гил, конечно, носит современную одежду, но по праздникам
и по случаю приезда гостей облачается в ханбок – традиционный наряд янбанов.

Профессор Ким преподавал историю корейской литературы в Сеульском университете.
Но в 1995 г. на реке, у которой стояла его родная деревня, собрались строить
плотину. И тогда Ким Вон Гил оставил университетскую кафедру и пять лет жизни
положил на то, чтобы перенести в горы, на двести метров выше будущего водохранилища,
родовую усадьбу.

В его усадьбе я в этот раз и ночевала, в совсем непривычной для себя, но вполне
привычной для янбана, как прочем, и для большинства корейцев, обстановке. В моей
спальне есть стол, стул, но нет кровати. Спать пришлось на полу, а выспалась
лучше, чем на любой кровати. Наверное, все дело в чистом горном воздухе и полнейшей
тишине.

На следующий день погода выдалась хорошая, поэтому завтрак накрыли во дворе.
Меня удивило обилие поданных в такой ранний час блюд – тем более что я читала,
что янбаны всегда славились в Корее умеренностью в еде.

— Всегда в Корее так много на завтрак едят: и суп, и рис, и закуски, и рыба?
Очень всего много.

— Ну почему же много? Обыкновенный завтрак.

Профессор объяснил, что в старой Корее число подаваемых на стол блюд было строго
регламентировано. У крестьян оно не могло быть больше шести, а у янбанов меньше
девяти.

— Как по-корейски будет «бон аппетит»?



— Хурлыбурлы.



— Хурлыбурлы!



— Я ночевала в такой совсем маленькой комнатке. Для кого она раньше предназначалась?

— Ха-ха-ха, для слуг!



Ким Вон Гил с женой ведут достаточно замкнутую жизнь. По хозяйству им помогает
одна служанка. В случае надобности они приглашают работника из соседнего поселка.
Сегодня хозяин как раз попросил его подрезать ветки, нависшие над оградой.

Построек в усадьбе не много — хозяйский дом, кухня, помещение для прислуги, где
я ночевала, библиотека, она же павильон уединенных размышлений — отсюда хорошо
любоваться озером … Современные душ и туалет умело спрятаны на задворках, где
совсем не бросаются в глаза.

Над входом надпись китайскими иероглифами: «Да прибудут мир и покой в этом доме».
На дверях — тоже иероглифы, «тигр» и «дракон», стерегущие хозяев от несчастий.

Предки профессора Кима не занимали высоких государственных должностей, зато среди
них было много ученых и каллиграфов. Искусство это раньше ценилось в Корее очень
высоко.

Выдающимся каллиграфом был дед профессора. Он украсил ширмы, которых всегда много
в традиционном корейском доме, китайскими стихами, которые написал предок профессора
в тринадцатом поколении.

Вплотную к усадьбе примыкает бывшая деревенская школа. В ней многие поколения
Кимов учили деревенских детей. Деревянные колонны, поддерживающие кровлю, украшены
китайскими иероглифами. Оказалось, это стихи, написанные все тем же предком профессора.
Теперь школа превращена в своего рода гостиницу. Здесь любят проводить время
художники, писатели, музыканты, университетские преподаватели.

Янбаны не кичатся своим дворянским происхождением – они им с тихим достоинством
гордятся. Как гордятся янбанами и большинство корейцев, для которых они — живое
культурное наследие страны. И если даже многие из янбанов зарабатывают тем, что
следуют обычаям предков, это нисколько не умаляет их достоинства.


===========------------===========
Смешная история ( http://worlds.ru/humour/ ):


Вон Катя!! [Израиль http://worlds.ru/asia/israel/]

история была рассказана мне одной престарелой родственницей Катей, к-рая проживает
в Израиле. Одна ее знакомая с мужем летела в Израиль из Нью-Йорка с их семилетней
внучкой. Была договоренность, что Катя встретит их в аэропорту в Израиле во что
бы то ни стало. Рейс был прямой Нью-Йорк -Израиль без всяких промежуточных посадок.
Надо сказать что ни знакомая, ни ее муж не знают ни иврита, ни английского- лишь
ее внучка хоршо знает иврит-но... ребенок, что с нее взять? И вот приземлились
они, входят в аэропорт ну и, соответственно, там толпа встречающих и эта знакомая
в каждом втором лице узнает Катю и, беспрестанно дергая своего мужа за рукав,
сообщает:" Вон Катя, вон Катя. Да вон она, я ее узнала! Катя!" и так в течение
часа пока толпа встречающая этот рей с не рассосалась. Катя так и не пришла...
Все это чрезвычайно удивило знакомую и она стала посылать свою внучку к полицейскому,
чтоб он во всем разобрался, вдруг что случилось. Девочка подошла к полицейскому


через некоторое время сообщив бабушке, что она не понимает ни слова из того что
он ей говорит. Тогда подошла бабушка и стала ему тыкать в лицо загранпаспортом,
билетами и пр. документами, потверждающими что они, мол, прилетели в Израиль
и т. д. Полицейский или таможенник(не знаю точно) удивился, и все-таки смог донести
до их сведения, что Израиль- это конечно хорошо, но в данный момент знакомая,
ее муж и внучка находятся в аэропорту в Афинах. Издерганный муж счел своим долгом
устало спросить:"Дорогая, как же ты смогла узнавать Катю здесь, в Афинах, когда
она сейчас сходит с ума в аэропорту в Израиле."
===========------------===========
СТРАНный анекдот ( http://worlds.ru/anekdot/ ):


Ирландия http://worlds.ru/europe/ireland/

Приезжает американец в Ирландию. Там на какой-то глухой улице к нему сзади подходит
какой-то тип и, ткнув ему ствол в спину, спрашивает:

- Ты католик или протестант?

Американец думает: "Если скажу, что католик, он может оказаться протестантом,
и наоборот". И решает схитрить:

- Я не католик, и не протестант, я иудей!

- Вау! Я, наверное, самый счастливый палестинец в Ирландии!!
===========------------===========


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.worlds
Отписаться

В избранное