История ( http://worlds.ru ):
Саамы [Финляндия http://worlds.ru/europe/finland/]
Лапландия - серебряный край вечной зимы. Царство холода и снега. Здесь деревья,
покрытые хрустальной чешуей, утопают в искрящихся сугробах. Слепая луна заменяет
солнце. А скованное морозом небо рождает таинственные всполохи.
Статья: Саамы http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=867
Сайт: Вокруг Света## http://www.vokrugsveta.com.ua
Лапландия - серебряный край вечной зимы. Царство холода и снега. Здесь деревья,
покрытые хрустальной чешуей, утопают в искрящихся сугробах. Слепая луна заменяет
солнце. А скованное морозом небо рождает таинственные всполохи. Это Похьела -
север, мрачный и суровый край колдунов и ведьм, земля саамов - коренных жителей
Финляндии.
Первые поселения саамов появились на севере страны еще 5 000 лет назад. Старожилы
Лапландии сумели приручить норовистых оленей и познать тайны природы. Их шаманы
видели будущее и знали прошлое. Из большого бубна, обтянутого оленьей кожей и
украшенного магическими символами, они извлекали глухие звуки, а сами начинали
напевать странные и дикие мелодии. Когда присутствующие на магическом действе
люди достигали нужного состояния, близкого к гипнотическому сну, шаман доставал
оленью косточку и бросал ее на плоскость бубна. Знак, на который падала косточка,
рассказывал о том, что ждет племя или его отдельного представителя в будущем.
Саамским шаманам приписывали невероятные способности, например будто умеют они
летать и перевоплощаться, а в нужный момент и вовсе испариться.
Мистическая слава шаманов перекинулась на весь народ. Конец колдовству и язычеству
саамов положили шведы. В 1670 г. Габриэль Тудерус, исповедывающий лютеранство,
приказал разрушить и сравнять с землей все культовые постройки коренного населения.
Шаманство было запрещено. Всех, кто осмеливался взяться за колдовской бубен,
жестоко наказывали. В Лапландии возводились деревянные церкви. А саамов почти
насильно обращали в новую, цивилизованную веру. Но полностью истребить дух далеких
предков шведам не удалось. И по сей день лапландцы с трепетом относятся к культовым
местам своих прародителей. Эти места называют "сейта", что означает священная
земля. Сейтой становились скалы и озера странной формы. Считалось, что все необычное
есть знак свыше. Остров Укко на озере Инариньярви является одним из самых загадочных
священных мест. Таинственный остров почти никогда не видно с берега, хотя находится
он недалеко. Не смогли увидеть его и мы из-за плотного тумана, который бережет
секреты Укк
о. На острове вплоть до седины прошлого века совершались жертвоприношения языческим
богам. И это наряду с христианством. А соседний с Укко островок был кладбищем.
Сегодня лапландцы неохотно говорят об Укко, а на остров-кладбище сами не плавают
и другим не советуют. Говорят, что это место принадлежит древним духам. Из-за
мистической славы, которая тянется за саамами сквозь века, современные жители
севера Финляндии избегают в разговорах тем, касающихся шаманства и колдовства.
Прочие же традиции, оставшиеся в наследство от древних предков, демонстрируют
с удовольствием.
Многие саамы с помощью этих демонстраций зарабатывают на жизнь. Например, устанавливают
рядом с обычным домом коту, традиционное жилище лапландцев, и проводят в ней
вечеринки, то есть экзотические шоу для туристов. После крепкого мороза оказаться
в теплой, пропахшей дымом коте невероятно приятно. Гостям предлагают саамские
кушанья. Наибольшее удивление, как правило, вызывает грибной суп. Все знают,
что финны не собирают грибов. Объяснение этому очень простое, грибы пища оленей
и отнимать ее у животных нехорошо. Однако на все вопросы про суп саамы лишь улыбаются
и кивают, но о том, откуда взялись в таком случае грибы, ни слова.
Вторым коронным блюдом является копченая красная рыба. То, что она вкусная и
так понятно, но есть одна любопытная деталь. У саамов рыбалка считается женским
делом, так как занятие это требует терпения, а главное - не несет в себе никакой
опасности.
Но гвоздем вечеринки в коте является исполнение ейку, традиционной саамской песни.
Когда сытые гости принимаются за чай, хозяева подбрасывают бревен в костер, достают
бубен и древнее жилище наполняется ритмичными глухими ударами, вслед за которыми
раздаются гортанные звуки. Надо сказать, что ейку - это очень громкая и странная
песня. И первое ощущение от нее - как от разряда молнии. Все вздрагивают, а потом
понимают, что красиво.
Но основные слушатели ейку не гости, а Ку Фа Тар. Ку Фа Тар - это маленький невидимый
для простых смертных народ. То есть, духи, которые помогают саамам в повседневности.
Играют с детьми, оберегают жилище. По легенде, Ку Фа Тар подарили лапландцам
оленей. В благодарность за помощь саамы пели для прозрачных человечков ейку,
в которой рассказывалось о том, что было пережито за день. Вечером все собирались
у костра, чтобы рассказать об охоте или рыбалке. Кто-то один начинал повествование,
другие после каждого куплета старательно выводили ла-ла-ла. Это не припев, а
своеобразное подтверждение всего вышесказанного. Вообще, ейку - это больше чем
песня, это эмоции. С помощью ейку признавались в любви, жаловались, радовались.
Но ее никогда не исполняли на похоронах. Для мертвых только слезы и тишина.
Теперь слова для ейку пишут специально. Но темы неизменно бытовые: про олененка,
про зиму, про дом... Саамы не переводят своих песен. Они предпочитают говорить,
что ейку не имеет ни конца, ни начала, ни рифмы, только чувства. А это главное,
так как словами всего не передать.
Справедливости ради следует заметить, что подобные шоу для туристов проводятся
не только из меркантильных соображений, но и в целях рекламы. Заявки о себе как
о народе. Сегодня на территории Финляндии саамов осталось чуть больше 7 000 человек.
Не удивительно, что представители этого народа так активно подчеркивают свою
национальность, например с помощью одежды. У мужчин это неизменная саамская шапка
с четырьмя концами на макушке и пестрыми ленточками у основания. Экстравагантный
головной убор имеет не менее впечатляющее название - шапка четырех ветров. По
особым случаям в дополнение к шапке надеваются синие штаны и расшитая рубаха
такого же цвета. У женщин головной убор менее оригинальный: обыкновенный кокошник,
который в придачу мало кому идет, так что саамские женщины чаще ограничиваются
синим платьем с яркой оторочкой и широким поясом. Все цвета национального костюма
лапландцев очень символичны. Они вторят цветам саамского флага, где синий - цвет
полярной ночи, а все остал
ьные цвета - краски такого долгожданного и короткого лета. Круг посередине -
это солнце. Саамы считают себя детьми огненного светила, энергия которого позволяет
им преодолевать тягучую и холодную зиму.
===========------------===========
Смешная история ( http://worlds.ru/humour/ ):
Конечно не сейчас. [Израиль http://worlds.ru/asia/israel/]
Израиль...
жена сейчас рассказала из жизни историю...
едут в моните (такси-маршрутке) женщина-олимка (новый репатриант-эмигрант) спрашивает
у водителя ата яхоль (ты можешь?) (типа, остановить) водила-сабр (израильтянин)
оказался с юмором, отвечает - бэтах, шэ яхоль, аваль ле акшав (конечно могу,
но не сейчас...) (имел ввиду конечно, не остановить...) женщина не поняла юмора
и отвечает:
бэтах ше ле акшав, бэ Хайфа... (конечно не сейчас, в Хайфе...) пассажиры лежали...
(для тех, кто в танке, Хайфа - это город)
===========------------===========
СТРАНный анекдот ( http://worlds.ru/anekdot/ ):
Россия http://worlds.ru/europe/russia/
На российской таможне. Таможенник с чисто русским акцентом:
-Парле-ву франсэ?
-NON!
-Шпрехен зи дойч?
-Nein!
-Ду ю спик инглиш?
-Yes!
-Хреново...
===========------------===========