История ( http://worlds.ru ):
Азулейжу [Португалия http://worlds.ru/europe/portugal/]
Умение расписывать керамику португальцы переняли у арабов. Но они пошли дальше
учителей и стали создавать из узорчатых керамических плиток сюжетные картины.
Многие дома в Лиссабоне и Порту украшены такими красочными панно. Увлекло это
искусство и жителей португальских колоний. Даже в далеком Макао есть целая улица
керамических картин.
Статья: Азулейжу http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=2221
Сайт: Вокруг Света## http://www.vokrugsveta.com.ua
Умение расписывать керамику португальцы переняли у арабов. Но они пошли дальше
учителей и стали создавать из узорчатых керамических плиток сюжетные картины.
Многие дома в Лиссабоне и Порту украшены такими красочными панно. Увлекло это
искусство и жителей португальских колоний. Даже в далеком Макао есть целая улица
керамических картин.
Разные народы украшают свои дома по-разному. Португальцы, к примеру, отдают предпочтение
ярким керамическим панно, которые они называют азулейжу. Встретить такие панно
можно и в других странах: в Италии, Испании, Греции, но в Португалии они попадаются
на каждом шагу и зачастую определяют лицо города. До XIX века увидеть азулейжу
в Португалии можно было только внутри домов, но никак не снаружи. Облицовывать
же фасады впервые догадались в Бразилии, а в окрестностях Лиссабона и Порту это
поначалу посчитали дурным вкусом. В XIX веке вкусы резко поменялись. Пристрастившись
к облицовыванию фасадов, португальцы всегда стремились сделать их как можно более
яркими, четко следуя одному правилу: чем ярче дом, тем ярче жизнь.
Многочисленные колонии Португалии не могли не перенять искусство азулейжу. Не
только в Бразилии, но даже в Юго-Восточной Азии в Макао сохранились замечательные
керамические панно. Китайские мастера не копировали слепо европейские образцы,
они создавали свои оригинальные произведения. Как ни широко распространено искусство
азулейжу в Португалии, корни его испанские или, если уж совсем точно, арабские.
Когда-то керамические панно привозили в Лиссабон и Порту с юга Испании, из Севильи.
А там эта техника появилась благодаря маврам-завоевателям изгнанным с Пиренейского
полуострова только в конце XV века. Само слово "азулейжу" арабского происхождения.
"Ал-зулайша", или "зулейжа", значит "гладкий камень". Но мавр сделал свое дело
и ушел, а азулейжу осталось. И сегодня ассоциируется оно не с Испанией, а исключительно
с Португалией.
Цветовая гамма, техника росписи, сюжеты от века к веку менялись, поэтому украшающие
португальские дома азулейжу замечательно разнообразны. Более того, они могут
служить своеобразным учебником истории. Керамисты изображали на своих полотнах
битвы и морские сражения, походы великих португальских мореплавателей, картины
придворной жизни. Не чурались они и жанровых сцен. Часто азулейжу представляют
собой иллюстрацию к какому-нибудь расхожему изречению или пословице. Например,
к такой: "Дьявол подстерегает тебя за каждой дверью".
Панно украшает гербовый зал летней резиденции португальских королей в городе
Синтра. Этот дворец включен в список мирового наследия ЮНЭСКО. Пол в его капелле
выложен азулейжу, изготовленными мастерами из Севильи пять столетий назад.
В Лебедином зале дворца можно увидеть старинные азулейжу в мавританском стиле.
Стены же Гербового зала представляют собой традиционные бело-голубые керамические
панно. Сюжеты здесь почти исключительно светские, что для Португалии не характерно.
Азулейжу обычно посвящали библейским героям. Что естественно для страны, где
большинство населения - ревностные католики.
Среди азулейжу можно встретить какое угодно сочетание цветов, но наиболее встречаемое
- это сочетание белого и голубого, и дело здесь не столько в Португалии, сколько
в Китае. Оказавшись там впервые в начале XVII века, португальские мореплаватели
были буквально потрясены китайским фарфором, который был выдержан именно в бело-голубых
тонах. Вернувшись на родину, португальцы привезли с собой не только уникальные
экземпляры фарфора, но и моду на бело-голубую расцветку в европейской керамике.
Во время землетрясения 1755 г., практически стершего с лица земли португальскую
столицу, были уничтожены многие керамические полотна. Но лиссабонцы уже не могли
представить свою столицу без ярких керамических картин. Плитки, из которых составлялись
азулейжу, тогда стали называть "помбалиньи", в честь маркиза Помбала. Этот министр
короля Жозе I много сделал для восстановления города и возрождения производства
расписной керамики. В XIX веке оформились два направления азулейжу: "стиль северян",
то есть Порту, второго по величине города Португалии, и "стиль лиссабонцев".
Южане - народ темпераментный и любят все большое и яркое. Поэтому от некоторых
столичных азулейжу рябит в глазах. В Порту они выдержаны в гораздо более строгом
стиле.
Производство азулейжу - занятие весьма прибыльное. На фабрике "Виува Ламего",
расположенной в пригороде Синтры, работает немногим более ста человек. Заправляет
тут всем сеньор Дуарте Гарсиа: "Нашей фабрике скоро исполнится сто шестьдесят
лет. Был момент, когда ее чуть было не пришлось закрыть. Появился пластик, и
началось повальное им увлечение. Он казался более современным и стоил относительно
дешево. Но, слава богу, люди быстро поняли, что керамика - во многих случаях
материал незаменимый. Да и забывать традиции португальцы не хотят". Материалы
для приготовления смеси, из которой делается плитка, поступают на фабрику из
разных провинций Португалии: Алентежу, Рибатежу, Алгарве, Минью. В сухую смесь
добавляют воду, и специальный миксер превращает все это в тестообразную массу.
Ее формуют и отправляют в печь на первичный обжиг. Затем керамическую плитку
покрывают тонким слоем эмали.
Теперь, чтобы плитка превратилась в азулейжу, ее необходимо расписать. На данном
этапе в процесс создания азулейжу вступают художники, которые переносят на керамическое
полотно заранее нарисованный эскиз. В среднем на создание одного рисунка размеров
полтора метра на пятьдесят сантиметров уходит два дня. Расписанные плитки подвергаются
окончательному обжигу - теперь их можно отправлять заказчику. Лет сто назад созданием
азулейжу занимались исключительно ремесленники. Среди них встречались замечательные
мастера, и все же на старых панно мы находим часто повторяющиеся орнаменты и
сюжеты.
Сегодня росписью керамики, как правило, занимаются профессиональные художники.
Даже крупные живописцы с удовольствием выполняют заказы на роспись азулейжу.
Они, как правило, сами выбирают темы для будущих панно. Что касается их менее
именитых коллег, то им приходится считаться со вкусами клиентов. Дуарте Гарсиа:
"В наши дни приходят самые разные заказы от самых разных людей. Популярность
азулейжу уже давно перешагнула границы Португалии. К примеру, недавно поступил
заказ от японцев. Они просят сделать азулейжу в виде стилизованного государственного
флага Японии - красное солнце на белом кафельном фоне". В наши дни темами азулейжу
все чаще становятся приключения: разных бэтменов, суперменов, людей-пауков и
прочих мутантов, призванных защищать добро и справедливость. Но так было всегда
- каждое поколение стремится запечатлеть на керамических панно своих героев.
Потому традиция азулейжу и остается живой.
===========------------===========
Смешная история ( http://worlds.ru/humour/ ):
Компьютер - домашнее животное [Израиль http://worlds.ru/asia/israel/]
Не претендуя на истинность, тем не менее хочу поведать о удивительной истории,
как нельзя лучше характеризующую Израиль с комичной стороны. Известно, что Израиль
- страна больше религиозная, чем светская. Существуют датишники , религиозные
люди, буква в букву выполняющие все законы торы, которые запрещают практически
любые действия в субботу. Т.е. буквально нажать кнопку лифта, включить телевизор...
Все нельзя. Ну закон есть закон, тут уж ничего не скажешь, на том стоим. В Израиле
много IT компаний, есть западные, есть местные. Одна западная компания, обладающая
солидной распределенной сетью во многих странах, основала филиал в Израиле и
наняла на работу сисадминами кого? правильно датишников. Ну свезло в этом смысле
очень, т.е. все ребята в субботу сказали шефам - работать мы не будем, не по
закону это, расходится с религией, шабат - дело святое. А серверам как известно
не прикажешь - они могут и в субботу упасть, что-то надо делать. Уволить админов
и найти новых - профсоюз вставит по самые помидоры, да и не жить им потом в Израиле
с такой репутацией. Методологи и идеологи долго морщили ум и таки родили гениальную
формулировку, которая всех устроила.
По закону в шабат (субботу) есть одно исключение - в экстренных ситуациях можно
заботиться о родных и близких, и также о домашних животных. Сервер был приравнен
к домашнему животному. Ну, собственно, чем не животное, если многим компьютер
семью заменяет. Такие дела.
===========------------===========
СТРАНный анекдот ( http://worlds.ru/anekdot/ ):
Лихтенштейн http://worlds.ru/europe/liechtenstein/
- Почему в Люксембурге не любят играть в футбол?
- Очень неудобная игра: посильнее ударил по мячу и за ним надо бежать то в Бельгию,
то в Германию, а то и во Францию...
===========------------===========
Буду рад, если Вы пришлете интересные истории, ссылки, фотографии, предложения