Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Индия - неисчерпаемый источник знаний! Индия с Аюрведа Тур!


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ НЕДЕЛИ

Легендарная Пуна

 

ПУНА (PUNE), второй по величине город Махараштры, лежит на высоте 598 м недалеко от Западных Гхат (известных здесь под названием холмы Сахьядри), на краю Деканских равнин в том месте, где они вытягиваются на восток. Британцы избрали Пуну в 1820 г. в качестве альтернативного штаба Бомбейского Округа, чтобы спасаться в нем от летнего зноя и муссонных наводнений столицы. Их военный городок на северо-западе города все еще используется индийской армией, сохранилось также несколько британских зданий, таких как Зал Совета (Council Hall) и Деканский Колледж. 

Первые поселения на этом месте предположительно датируютя двумя тысячами лет назад, когда между рекой Мулой (Mula) на северо-западе и маленькой речкой Нагзари Нала (Nagzari Nala) на востоке располагался укрепленный город Касба. Занимая стратегическое положение на торговых путях между Деканом и Аравийским морем, город процветал в период раннего индуизма. Под властью маратхов в 16 в. Пуна стала столицей и военным центром независимого штата; так продолжалось до тех пор, пока местные правители не были низложены брахманской семьей Пешва (Peshwa), которая правила Пуной в 18 в. до прибытия британцев. 

С колониальных дней Пуна продолжала развиваться как крупный промышленный город и центр высшего образования. Но для большинства людей, мало знакомых с городом, он известен прежде всего как место пребывания Международной Коммуны Ошо (Osho Commune International), основанной в 1970 г. харизматическим религиозным лидером Бхагваном Раджнишем (Bhagwan Rajneesh), или Ошо (1931 - 90 гг.), чья синкретическая и для многих индийцев скандальная философия жизни привлекла тысячи последователей из Европы и Америки. 

Прекрасная панорама скалистых гор Бхулешвара (Bhuleshwar) и долин, открывающаяся перед вами с вершины холма с одиноким фортом Синхагадом (Sinhagad), до которого легко можно доехать на автобусе из Пуны вознаградит вас за энергичное восхождение к колоритным руинам, вокруг которых некогда разыгрывалась драматическая осада, возглавляемая маратхским военачальником Шиваджи. К северо-востоку от Пуны находится горная станция Махабалешвар (Mahabaleshwar), куда приезжают городские жители из Мумбаи и Пуны, чтобы пожить на природе и глотнуть свежего воздуха, а также насладиться летними фруктами и длительными прогулками. 

Город 
Центр Пуны ограничивает на севере река Мула (Mula), а на западе река Мутха (Mutha) - обе они соединяются на северо-западе у моста Сангам, образуя Мутха-Мулу. Основная торговая зона и большая часть отелей и ресторанов сосредоточены на улицах к югу от железнодорожной станции, особенно вдоль улицы Connaught и дальше на юге - MG Road. Старая часть города Пешва, которая намного интереснее всех остальных, простирается на запад между Дворцом Шаниварвада (Shaniwarwada) и чудесным Музеем Раджи Динкар Келкара (Raja Dinkar Kelkar Museum); на этих узеньких оживленных улочках сохранились старые деревянные wadas, роскошные городские дома, а викторианский круглый Рынок Махатмы Пхуле (Mahatma Phule) всегда кипит деятельностью. 

Музей Раджи Динкар Келкара 
Динкар Гангадхар Келкар (1896—1990 гг.), кроме того, что он был прославленным поэтом маратхи, который публиковал свои произведения под именем Адниатвасс (Adnyatwass), проводил большую часть своей жизни путешествуя и собирая произведения искусств и ремесел со всей страны. В 1975 г. он подарил свою коллекцию правительству Махараштры с целью создания музея, посвященному памяти его сына - Раджи, который умер в возрасте 12 лет. 

Размещенный в огромном особняке старого города по адресу 1378 Shukrawar Peth (автобусы № 72 или № 74 от железнодорожной станции до Рынка Махатмы Пхуле), Музей Раджи Динкар Келкара (ежедневно с 8.30 до 12.30 и с 15.00 до 18.00; 50 руп для иностранцев, 10 руп для индийцев) представляет собой чудесную смесь, когда красота и занимательность сочетается как в произведениях искусства, так и в предметах обычного обихода. В число кухонной утвари, например, входят сосуд для растительного масла из верблюжьей кожи и деревянный инструмент для изготовления лапши, которые, как и некоторые другие индийские принадлежности для приготовления пищи, такие как скребок для кокоса, требуют, чтобы работающий сидел на них верхом. Аксессуары, связанные с жвачкой пан, страстью индийцев, включают контейнеры всевозможных видов, которые только можно вообразить, изготовленные из шелка, дерева, меди и серебра; одни изображают животных или рыб, или сделаны в форме яйца и украшены изящной филигранью, другие представляют собой сверхпрочные коробки, сконструированные таким образом, чтобы выдерживать постоянное их использование. Мастерки, щипцы для орехов и ступы не менее замысловаты, а приспособления для раскалывания орехов нередко выполнены в форме любовной пары. Кроме того, в коллекции представлены музыкальные инструменты, превосходные маратхские ткани и костюмы, игрушки, домашние алтари и мебель, туалетные принадлежности, а также модель Дворца Шаниварвада. 

Дворец Шаниварвада 
В центре самой старой части города только внушительные высокие стены Дворца Шаниварвада (ежедневно с 8.00 до полудня и с 14.00 до 18.00; 2 рупии) пережили три пожара в 18 и 19 в. Дворец, основанный Пешванским правителем Баджрао I в 1730 г. и являвшийся главной резиденцией династии Пешва до тех пор, пока в 1817 г. сюда не прибыли британцы, сегодня представляет мало интереса. Вход во дворец через Делийские ворота на севере - одни из пяти ворот по периметру стены, их огромные тиковые двери снабжены ужасными противослоновыми шипами. Внутри, на выцветших фресках изображены Ганапати, Вишну и сцены из Рамаяны. Придворные музыканты некогда играли на верхних балкончиках на барабанах и духовых двойных свирелях shehnais, эта практика снова возобновляется трижды в году: 26 января — в День Республики, 1 мая — в День Рабочих Махараштры и 15 августа — в День Независимости. Интерьер дворца в настоящее время зарос травой, а семиэтажного прежнего здания не существует. Только один из гидов, который обычно бывает на месте после полудня, говорит по-английски. До дворца от остановки в 2 км на юго-запад от железнодорожной станции ходит автобус № 3. 

Пещера Панчалешвара 
Пещера Панчалешвара (Panchaleshvara) расположена на западе от города, сразу на другой стороне реки Мулы, и, что довольно удивительно — в городском районе, в северной части оживленной Jungli Maharaj Road (автобусы № 4, № 16, или № 98). Высеченная в скале таким же образом, как и более сложные варианты пещер в других местах Махараштры, она датируется периодом Раштракута (8 — 9 в.). От тротуара ступеньки ведут на тропу, которая заканчивается в квадратном внутреннем дворике и помещении со статуей Нандии с круглой крышей. За ним находится сама грубо вырубленная пещера с широкими квадратными простыми колоннами. Она не закончена, в ней можно видеть многочисленные зарубки, но, похоже, ею пользовались на протяжении целой тысячи лет. Почти в любое время дня здесь можно видеть местных жителей за молитвой, или дермлющих в тени во время перерывов tiffin на второй завтрак. В центральном алтаре находится шивалингам, а с обеих сторон вспомогательных келий стоят статуи Лакшми, Ганеши, Рамы, его жены Ситы и брата Лакшманы. 

Дворец Ага Кхана и мемориал Ганди 
В 1942 г. Махатма Ганди, его жена Кастурба и другие ключевые фигуры движения за свободу были интернированы во Дворце Ага Кхана (ежедневно с 9.00 до 12.30 и с 13.30 до 18.00; 2 рупии), который расположен в тенистом саду, на другой стороне реки Мулы, в 5 км на северо-восток от центра (автобусы № 1, № 158 и № 156). Ага Кхан передал дворец государству в 1969 г. и сейчас в нем находится маленький музей Ганди, типичный и один из многих подобных музеев по всей Индии, с подписанными фотографиями и простыми комнатами, которые нисколько не изменились с тех пор, как их занимали борцы за свободу. Мемориал за домом посвящен Кастурбе, которая умерла во время этого заключения. В маленьком магазинчике Кхади (Khadi) торгуют тканями ручной работы и товарами, изготовленными деревенскими кооперативами. 

 Необычная индия

Хиджра: полумужчины, полуженщины

 

В Индии  до сих пор существует множество низких, неприкасаемых, презираемых групп. Но к каждой из них относятся по-разному и презирают каждую по-своему. 

Взять хотя бы прачек дхоби и цирюльников мата – их общественный статус низок, но их уважают. Ведь без их услуг невозможно было бы существование высших каст, не соприкасающихся с такой повседневной «прозой жизни», как стирка белья, бритье бороды, стрижка. Низкие касты, занимающиеся уборкой мусора, кожевенными работами, плетением корзин, разделкой туш, необходимы обществу. А вот полукриминальную касту сан-си, представители которой до сих пор промышляют воровством чужих животных, боятся и презирают все. Но, пожалуй, одно из самых сильных потрясений вызывают хиджра, все еще мало изученные этнологами. О них в приличном обществе не принято говорить, интересоваться их жизнью.


– Первые рассказы о хиджра – странных людях, полумужчинах-полуженщинах, которые бродят по улицам городов Северной Индии, попрошайничают, занимаются проституцией, я услышала от моих русских друзей, уже много лет живущих в Дели, – рассказывает С. Рыжакова. – Дмитрий Змеев – профессиональный исполнитель индийского классического танца бхаратнатъям, ученик знаменитой танцовщицы Лилы Самсон, а Светлана Гатина – одна из немногих женщин, играющих на индийском музыкальном инструменте ситаре, изучает классический вокал традиции хиндустани. Инструктируя меня, как себя вести в городе, они рассказывали, конечно, и о хиджра, предупреждали: «Будь осторожна с ними! Эти люди действительно обладают магическими способностями».


Большинство хиджра считают себя занана (на урду это означает «женский, женоподобный», а также – «евнух»). Они имеют женский облик и одеваются «под женщин»: отпускают длинные волосы, носят сари, украшения, обильно пользуются косметикой. В сочетании с высоким ростом, иногда низким голосом, мускулистым телом это производит странное впечатление. Хиджра говорят на языках тех народов, среди которых проживают. Но их почти всегда можно узнать по специфической интонации и особому сленгу, в котором имеется множество пословиц, эвфемизмов, поэтизированных строчек. Бродя по городу, выпрашивая милостыню или выискивая клиента для сексуальных услуг, хиджра ведут себя очень нагло, попрошайничают, пристают ко всем окружающим, особенно к мужчинам.


Происхождение сословия хиджра, вероятно, очень древнее. О них есть сведения в тамильской литературе и в «Махабхарате», куда, как известно, вошло много местных, неарийских сюжетов. В одном из эпизодов «Махабхараты» рассказывается, что Арджуна, один из братьев Пандавов, по жизненным обстоятельствам вынужденный скрывать свой пол, самопроизвольно превратился в женщину или ее подобие. Скрываясь при дворе одного царя, он проводил время на женской половине дворца среди царевен и их подружек, обучал их танцу. Там он носил женские одежды и украшения.


Нынче в многотысячную общину хиджра (считается, что их около 50 тысяч человек) входят гермафродиты, бисексуалы, евнухи, а иногда и люди без сексуальных отклонений. Можно сказать, что хиджра – социальная или религиозно-культовая, с отклонениями от физиологической нормы группа, своего рода каста, имеющая определенный, в целом очень низкий общественный статус, но в то же время пользующаяся специфическим уважением. 
Рождаются гермафродиты, конечно, повсюду, но скапливаются они в основном в северных штатах – Панджаб, Харьяна, Раджастхан, Кашмир. Сексуальные услуги гермафродитов были широко распространены в период империи Великих Моголов: в них влюблялись, про них писали, им посвящали стихи, за ними ухаживали. После падения империи в историю ушли и знаменитые куртизанки тавайф – исполнительницы лирических песен – газелей, и занкха, или хиджра – танцоры и певцы при дворах, судьбы которых часто переплетались.


Другим источником пополнения общины хиджра, помимо гермафродитов, был, по-видимому, класс евнухов в придворной мусульманской культуре. В XVIII–XIX вв. хиджра и евнухи представляли собой разные общины: первые – индуистскую, вторые – мусульманскую. Однако в настоящее время хиджра – индуисты и мусульмане – живут вместе. Численность хиджра в современной Индии точно не установлена, но замечено, что она не снижается.


Хиджра – непременные участники многих религиозных праздников, свадебных и родильных обрядовых действий. Но, как и другие ачхут – «неприкасаемые», – они не входят в магазины, больницы, гостиницы, другие государственные учреждения. У них почти никогда нет паспортов, они фактически не имеют права голоса на выборах. Более того, неофициально им даже запрещено ездить в общественном транспорте. Если водитель и кондуктор посмотрят на это сквозь пальцы, то на вошедшую в автобус хиджра могут наброситься сидящие там женщины, обругать и вытолкать вон.


Известны три вида представителей этой общины. Это хиджра – мужиковатые существа, имеющие женскую грудь и женские половые органы, но грубый низкий голос, мощные мышцы, резкие черты лица. Хиджра – женственные гермафродиты, внешне больше похожие на девушек, они часто не занимаются проституцией, но поют и танцуют. Наконец, аква-хиджра – это гермафродиты, имеющие мужские половые органы. Община хиджра делится на значительно различающиеся в социальном отношении группы. Их четыре, и они по-разному зарабатывают себе на жизнь.


Высокие группы исполняют танцы, их приглашают на празднование рождения и свадьбу, где они благословляют новорожденного или молодую чету, поют и танцуют и где получают дары – бадхаи, обычно деньги, сладости, одежду и зерно. Выступления хиджра несут в себе отчетливую символику плодородия. Средние группы поют и пляшут на площадях и рынках, прислуживают в домах, даже работают поварами. В некоторых городах Индии хиджра владеют общественными банями. 

Низкие группы исполняют грязную работу по домам, самые нижайшие – воруют, занимаются вымогательством, выпрашивают милостыню у прохожих, пассажиров в поездах, в магазинах (за распределением собранных средств следят старшие), приводят клиентов к проституткам. В настоящее время хиджра выступают с танцевальными представлениями на выставках, презентациях, праздниках в колледжах, снимаются в художественных фильмах. Главный принцип социальной организации хиджра – отношения между гуру (учителем) и челли (воспитанницей, ученицей). Эта модель существует в индуистской семейной организации и в системе духовного наставничества в индуизме. 

Гуру понимается как отец, мать или супруг, челла или челли обязаны ему подчиняться, выказывать уважение. Ученицы одного учителя – словно сестры между собой. Хиджра часто называют друг друга диди – «старшая сестра».


Хиджра примыкают к общине под покровительством какого-либо гуру, который в идеальном случае остается таковым на всю жизнь (хотя существует и несколько осуждаемая практика смены учителя, что оформляется небольшим обрядом и выплатой денежной суммы старому учителю). «Учителя» и «ученики» составляют «дома», сходные с кланами. Таких домов у хиджра насчитывается по меньшей мере семь. Главы домов образуют джамат – совет старейшин, который вершит важные для общины дела, принимает новых членов, разрешает конфликты. «Дома» хиджра не находятся в отношении подчинения, иерархии, но каждый имеет собственную легенду, историю происхождения, свои поведенческие нормы. Когда хиджра умирает, похороны организуют члены его «дома».


В последнее время хиджра стали заявлять о себе в обществе. У них существует, хотя и весьма слабая, общеиндийская ассоциация, которая собирается в случае юбилеев или смерти наиболее выдающихся, известных гуру. Появились даже своя партия и профсоюз. В Бомбее организовали государственную службу хиджра, занимающуюся сбором налогов и взиманием долгов. Через некоторое время было отмечено, что работает она чрезвычайно успешно: традиционно индиец никогда не откажет хиджра, это чревато самыми плохими для него последствиями.


Правда, есть и другая примета: если проходящая мимо дома хиджра присела на порог – это приносит в дом радость, процветание. Большой интерес всегда вызывает сексуальная жизнь хиджра. Здесь есть два полюса. С одной стороны, имеются свидетельства об их целомудрии или импотенции, связи с божеством. С другой стороны, хорошо известно, что они заняты в проституции. Повседневная жизнь хиджра связана с «домохозяйством» – коммуной, объединяющей обычно от пяти до пятнадцати человек под одной крышей, под управлением гуру или домохозяина. Все члены семьи должны заботиться о ежедневном заработке, распоряжается которым гуру. Пожилые или больные люди выполняют посильную, обычно домашнюю работу, присматривают за детьми.


Человек, изгнанный из общины (например, за нападение на учителя), лишается средств к пропитанию, не имеет больше возможности продолжать привычную ему работу.  Сила воздействия хиджра на индийцев, их особая сексуальная роль могут быть поняты только в контексте индуизма. Здесь очень значима тема божественной энергии существа, соединившего в себе мужское и женское начало. Хиджра идентифицируют себя с Шивой – амбивалентной фигурой в индуизме, объединяющим в себе (как и сами хиджра) сексуальность и аскетизм.


Главный религиозный объект почитания хиджра – Бахучара мата – одна из локальных форм Дурги, богини-матери индуистского пантеона. Хиджра считают себя орудием этой богини, главный храм которой находится в Аллахабаде (штат Гуджарат). Бахучара мата восседает на ваханс – ездовом животном в виде курицы или петуха. Все домохозяйства хиджра имеют алтарь с изображениями этой богини, которой поклоняются ежедневно. Богам индуистского пантеона посвящают хиджра свою необычную сексуальность, таланты и искусство. 

(По материалам С. Рыжаковой, журнал «Восточная коллекция»)

 НАСЛЕДИЕ ИНДИИ

Индия. Таинство аюрведы

 

Согласно традиции аюрведа считается дополнительной ведой к четвертой самхите – Атхарваведе (в ряде гимнов которой сохранились древнейшие сведения по индийской медицине).

Она делится на восемь разделов-астаньга:

1) шалья – удаление инородных тел (заноз, стрел), гнойных выделений, кровопускание, лечение ран с применением различных инструментов, т. е. область, более или менее соответствующая общей хирургии. Сюда же относилась помощь при родах и выкидышах;

2) шаканья – офтальмология и отоларингология;

3) качукитса– общая терапия;

 4) бхута-видья – лечение психических расстройств, которые, как полагали, являются результатом одержимости злыми духами;

5) каумарабхритья – педиатрия;

6) агадатантра – токсикология;

7) расаяна – фармакология;

8) ваджикарана – изготовление средств, повышающих половую потенцию. Все эти разделы древней медицины, правда в различной степени, получили развитие в Средневековье. 

Самые ранние из дошедших до нас трактатов по медицине – «Сушрутасамхита» («Собрание Сушруты») и «Чаракасамхита» («Собрание Чараки»). Точную их датировку и первоначальный вид по имеющимся в настоящее время данным установить невозможно. Имена Сушруты и Чараки окружены легендами, согласно которым ученые изложили и истолковали в своих сочинениях знания, полученные от мифических учителей, причем первым наставником был Самосущик Брахма (так же, как и в традиции передачи учения упанишад, музыкальной теории и т. п.). В этих самхитах, довольно значительных по объему, медицина предстает как законченная и последовательная система эмпирических знаний и умозрительных рассуждений о различных явлениях строения и жизнедеятельности человеческого организма, нормальных и патологических.


Теоретические положения трактатов Сушруты и Чараки, весьма близкие к идеям философской системы санкхья, опираются на отождествление макрокосма и микрокосма. Человеческий организм, выступающий в качестве аналога вселенной, состоит из тех же пяти элементов: эфира, или пространства (акаша), ветра (вайю), огня (агни), воды (джала) и земли (бхуми), соединенных между собой в различных комбинатах и пропорциях; элемент земли лежит в основе твердых частей человеческого тела, вода – в основе серозных жидкостей и жидких секреций, огонь отождествляется с животной теплотой, ветер является движущей силой жизнедеятельности организма, эфир находится в полых органах. Ветер, циркулирующий в дыхательных и пищеварительных каналах, получил особое название – прана, жизненное дыхание. 
Значительное место в трактатах занимает описание болезней и систематизация их симптомов. Для правильной диагностики рекомендовалось обращать внимание на общее состояние больного, температуру тела, цвет кожи, осматривать язык, выделения, а при назначении лечения – учитывать не только симптомы болезни, но и такие факторы, как время года, темперамент больного, его вес и т. д.


Лечение имело целью восстановить внутреннее равновесие жизненных элементов, поэтому преимущественно назначались лекарства, которые должны были очищать тело и снаружи (ванны, обмывания) и изнутри (рвотные, слабительные). Большая часть лекарств была растительного или животного происхождения, но применялись также минералы, различные соли и окислы. Изготовлялись они в виде настоек, отваров, мазей, пластырей. Значительное место в лечении заболеваний и профилактике отводилось гигиене и диететике.


Наивысшим достижением аюрведы является ее хирургия. Особое внимание ей уделяет Сушрута. В самхитах перечислены около 200 хирургических инструментов – режущих, шприцев, катетеров, зеркал – и даны подробные наставления по их употреблению. Из трактатов явствует, что врачи того времени умели делать очень сложные операции: лапаротомию, камнесечение, наложение внутренних швов, удаление катаракты, искусственное восстановление носа методом трансплантации (в современной медицине он носит название «индийского метода»). Широко применялось хирургическое вмешательство в акушерской практике (эмбриотомия, кесарево сечение и пр.).


Огромная медицинская литература Средневековья включает работы по терапии, этиологии болезней, справочники по составлению лекарств, словари лекарственных растений, сочинения по гигиене и кулинарии, а также объемные компиляции, излагавшие знания по всем отраслям медицины. Большинство из этих работ не отличалось самостоятельностью, исключение составляли только трактаты Канады и Шанкарасены, посвященные специально исследованию пульса как главному методу установления диагноза.


Наряду с сочинениями классической аюрведы в Индии существовала значительная йогическая и тантрическая литература. Она содержала подробное описание различных органов и их функций, но это описание заметно отличалось от того, которое давалось в трактатах аюрведы. Вообще йогическая анатомия и физиология не подчинены цели распознавания и лечения болезни, они служат теоретическим обоснованием определенной практики поведения человека, ведущей к его физическому и психическому совершенствованию.

 


В избранное