Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 971

от 28.10.2021 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Взгляды В.В. Розанова на русских литераторов, и не только... Часть IV



О Гоголе

"“Анунциата была высока ростом и бела, как мрамор” (Гоголь) — такие слова мог сказать только человек, не взглянувший ни на какую женщину, хоть “с каким-нибудь интересом”.
Интересна половая загадка Гоголя. Ни в каком случае она не заключалась в он[анизме], как все предполагают (разговоры). Но в чём?
Он, бесспорно, “не знал женщины”, т. е. у него не было физиологического аппетита к ней. Что же было?
Поразительна яркость кисти везде, где он говорит о покойниках. “Красавица (колдунья) в гробу” — как сейчас видишь. “Мертвецы, поднимающиеся из могил”, которых видят Бурульбаш с Катериною, проезжая на лодке мимо кладбища, — поразительны. Тоже — утопленница Ганна. Везде покойник у него живет удвоенною жизнью, покойник — нигде не “мёртв”, тогда как живые люди удивительно мертвы. Это — куклы, схемы, аллегории пороков. Напротив, покойники — и Ганна, и колдунья — прекрасны и индивидуально интересны. Это “уж не Собакевич-с”.
Я и думаю, что половая тайна Гоголя находилась где-то тут, в “прекрасном упокойном мире”, — по слову Евангелия:
“Где будет сокровище ваше — там и душа ваша”.
Поразительно, что ведь ни одного мужского покойника он не описал, точно мужчины не умирают. Но они, конечно, умирают, а только Гоголь нисколько ими не интересовался. Он вывел целый пансион покойниц, — и не старух (ни одной), а все молоденьких и хорошеньких.
Бурульбаш сказал бы:
“Вишь, турецкая душа, чего захотел”.
И перекрестился бы.
Кстати, я как-то не умею представить себе, чтобы Гоголь “перекрестился”. Путешествовал в Палестину — да, был ханжою — да. Но перекреститься не мог. И просто смешно бы вышло. “Гоголь крестится” — точно медведь в менуэте.
Животных тоже он нигде не описывает, кроме быков, разбодавших поляков (под Дубно). Имя собаки, я не знаю, попадается ли у него.
Замечательно, что нравственный идеал — Уленька — похожа на покойницу. Бледна, прозрачна, почти не говорит, и только плачет. “Точно её вытащили из воды”, а она взяла да (для удовольствия Гоголя) и ожила, но самая жизнь проявилась в прелести капающих слез, напоминающих, как каплет вода с утопленницы, вытащенной и поставленной на ноги.
Бездонная глубина и загадка".


Об интеллигентах

"...да, я нахожу лучше стоять полицейским на углу двух улиц, — более “гражданским”, более полезным, более благородным и соответствующим человеческому достоинству, — чем сидеть с вами “за интеллигентным завтраком” и обсуждать чванливо, до чего “у нас всё дурно” и до чего “мы сами хороши”, праведны, честны и “готовы пострадать за истину”...
Боже мой: и мог я несколько лет толкаться среди этих людей. Не задохся, и меня не вырвало.
Но, слава Богу, кой-что я за эти годы повидал (у В[ергеж]ской). Главное, как они “счастливы” и как им “жаль бедную Россию”. И икра. И двухрублевый портвейн".
(читая Изгоева о Суворине, “Русская Мысль”: “сын невежественной попадьи и николаевского солдата, битого фухтелями”).
(Уверен, что этот Изгоев, почему-то никогда не смотрящий прямо в глаза, знает дорожку к Цепному мосту)".

Ариадна Владимировна Тыркина (1869-1962) - писательница, журналистка, кадет; псевдоним А. Вергежская.
Арон Соломонович Ланде (1872-1935) - юрист, публицист, кадет; псевдоним Александр Самойлович Изгоев.

Пустозвонство

"Герцен напустил целую реку фраз в Россию, воображая, что это “политика” и “история”...
Именно он есть основатель политического пустозвонства в России. Оно состоит из двух вещей: 1) “я страдаю”, и 2) когда это доказано — мели какой угодно вздор, всё будет “политика”.
Т. к. все гимназисты страдают у нас от лени и строгости учителей, то с Герцена началось, что после него всякий гимназист есть “политик”, и гимназисты делают политику.
Это не вообще “так”, но в 9/10 — так".


Цензоры

"Цензор только тогда начинает “понимать”, когда его Краевский с Некрасовым кормят обедом. Тогда у него начинается пищеварение, и он догадывается, что “Щедрина надо пропустить”".
Андрей Александрович Краевский (1810-1889) - издатель, редактор, журналист.

Толстой и Достоевский

"Толстой удивляет, Достоевский трогает.
Каждое произведение Толстого есть здание. Что бы ни писал или даже ни начинал он писать (“отрывки”, “начала”) — он строит. Везде молот, отвес, мера, план, “задуманное и решённое”. Уже от начала всякое его произведение есть, в сущности, до конца построенное.
Достоевский — всадник в пустыне, с одним колчаном стрел. И капает кровь, куда попадает его стрела.
Достоевский дорог человеку.
Вот “дорогого”-то ничего нет в Толстом. Вечно “убеждает”, ну и пусть за ним следуют “убеждённые”. Из “убеждений” вообще ничего не выходит, кроме стоп бумаги и собирающих эту бумагу, библиотеки, магазины, газетного спора и, в полном случае, металлического памятника.
А Достоевский живет в нас. Его музыка никогда не умрёт".


О гимне

"Однажды ввечеру Государь Николай Павлович проходил по дворцу и услышал, как великие княжны-подростки, собравшись в комнату, поют “Боже Царя храни”. Постояв у отворенной в коридор двери, — он, когда кончилось пение, вошел в комнату и сказал ласково и строго:
“Вы хорошо пели, и я знаю, что это из доброго побуждения. Но удержитесь вперёд: это священный гимн, который нельзя петь при всяком случае и когда захочется, “к примеру” и почти в игре, почти пробуя голоса. Это можно только очень редко и по очень серьезному поводу”".


Рассказ Кускова (Пл. А.)

“Все жалуются, что полиция притесняет бедных обывателей и стесняет гражданскую свободу. “Задыхаемся”. “Держи и не пущай”.
Раз я зашёл в далёкую улицу, панель — деревянная, и бредёт мне навстречу пьяная баба. Только у неё, должно быть, тесёмки ослабели, и подол спереди был до земли. Как она все «клюкала» вперёд, то и наступала на подол. Он её задерживал, и в досаде она поддергивала (его) вверх. Но юбка отделилась от кофты, и она, не замечая, дергала сорочку. Дальше больше: и я увидел, что у неё пузо голое. Юбку совсем она «обступала» книзу, и она сползла на бедра, а рубашку вздёрнула кверху.
От омерзения я воскликнул стоявшему тут же городовому:
"Что же ты, братец, смотришь: отведи её домой или в участок".
Сделав под козырек действ[ительному] стат[скому] советнику (Кус[кову]), городовой отвечал:
"Никак нет-с, ваше высокоблагородие. Нельзя-с. Она сама идёт, и я не могу её взять, потому нам приказано брать, только если пьяный лежит"”.
Платон Александрович Кусков (1834-1909) - поэт, философ, переводчик.

"Смазали хвастунишку по морде — вот вся “История социализма в России”".


"Неужели Пушкин виноват, что Писарев его “не читал”?"
Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) - критик.

Чужие вещи

"Зонт у меня Философова, перламутровый ножик (перочинный, прелестный) от Суходрева [Всеволода Михайловича], теперь палка от Тычинкина [Константина Семёновича].
Она грязная (он). — Тем лучше. Это в моём стиле.
У Фил[ософова] зонт был с дырочкой. Но такая прелестная палка, чёрная с рубчиками, не вертлявая (полная в теле) и необыкновенно легкая.
Эти декаденты умели выбирать необыкновенно изящные вещи. Простые и стильные".
Константин Семёнович Тычинкин (1865-1925?) - преподаватель, сотрудник “Нового времени”.

Ещё о Гоголе

"План “Мёртвых Душ” — в сущности, анекдот; как и “Ревизора” — анекдот же. Как один барин хотел скупить умершие ревизские души и заложить их; и как другого барина-прощалыгу приняли в городе за ревизора. И все пьесы его, “Женитьба”, “Игроки”, и повести, “Шинель” — просто петербургские анекдоты, которые могли быть и которых могло не быть. Они ничего собою не характеризуют и ничего в себе не содержат.
Поразительная эта простота, элементарность замысла; Гоголь не имел сил — усложнить плана; романа или повести в смысле развития или хода страсти — чувствуется, что он и не мог бы представить, и самых попыток к этому — в черновиках его нет.
Что же это такое? Странная элементарность души. Поразительно, что Гоголь и сам не развивался; в нём не перестраивалась душа, не менялись убеждения. Перейдя от малороссийских повестей к петербургским анекдотам, он только перенёс глаз с юга на север, но глаз этот был тот же".


О семье

"Ни Новосёлов, ни Флор[енский], ни Цвет[ков], ни Булгаков, которые все время думают, чувствуют и говорят о церкви, о христианстве, ничего не сказали и, главное, не скажут и потом ничего о браке, семье, о поле.
Вл[адимир] Соловьев написал “Смысл любви”, но ведь “смысл любви” — это естественная философская тема: но и он ни одной строчки в десяти томах “Сочин[ений]” не посвятил разводу, девственности вступающих в брак, измене, и вообще терниям и муке семьи. Ни одною строчкой ей не помог.
Когда я издал два тома “Семейного вопроса в России”, то на книгу не только не обратили никакого внимания, но во всей печати о ней не было сделано ни одной рецензии и ни одного указания или ссылки.
“Семейного вопроса в России” и не существует. И семья насколько страшно нужна каждому порознь, настолько же вообще все, коллективным национальным умом, коллективным христианским умом, собирательным церковным сердцем — к ней равнодушны и безучастны".
Михаил Александрович Новосёлов (1864-1940) - писатель, публицист, издатель.
Сергей Алексеевич Цветков (1888-1964) - историк литературы, библиограф.
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) - философ, экономист, богослов.

О революциях

"Революции происходят не тогда, когда народу тяжело. Тогда он молится. А когда он переходит “в облегчение”... В “облегчении” он преобразуется из человека в свинью, и тогда “бьёт посуду”, “гадит хлев”, “зажигает дом”. Это революция.
Умиравшие от голоду крестьяне (где-то в Вятке) просили отслужить молебен. Но студенты на казенной стипендии, естественно, волнуются.
А всего больше “были возмущены” осыпанные золотом приближённые Павла 1-го, совершившие над ним известный акт. Эти — прямо негодовали. Как и гвардейцы-богачи, высыпавшие на Исаакиевскую площадь 14-го декабря. Прямо страдальцы за русскую землю".


Просто клиника

"...да Писарев и “Современник” и есть Нат-Пинкертон. Так же просто, плоско, такая же “новая цивилизация” и приложение “последних данных науки”. И всё — так же решительно и смело. Непонятно, чему Чуковский стал удивляться".
(клиника Ел[ены] П[авловны]: Чуковский год назад читал об этом лекцию: “Откуда увлекаются Нат-Пинкертоном?”).

Елена Павловна (1806-1873) - великая княгиня, урождённая Friederike Charlotte Marie Prinzessin von Württemberg, супруга великого князя Михаила Павловича (1798-1849); в 1885 году в Петербурге открыт Клинический институт имени Ел. П.

"Кроме воровской (сейчас) и нет никакой печати. Не знаю, что делать с этой “6-ой державой” (Наполеон)".


Мошенники

"Достоевский, который терся плечом о плечо с революционерами (Петрашевский), — имел мужество сказать о них: “мошенничество”. — “Русская революция сделана мошенниками” (Нечаев, “Бесы”).
Около этого приходится поставить великое SIC!"
Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821-1866) - философ-утопист.

Террористы

"Революционеры берут тем, что они откровенны. “Хочу стрелять в брюхо”, — и стреляет.
До этого ни у кого духа не хватает. И они побеждают.
Но если бы “черносотенник” (положим, генер[ал] М[акаров], бывший на разбирательстве Гершуни) прострелил на самом суде голову Гершуни, не дожидаясь «вынесения приговора» суда, — если бы публика на разбирательстве первомартовцев, перескочив через барьер, перестреляла хвастунишек от Желябова до Кибальчича (“такой учёный”), то революционеры, конечно, все до одного и давно были бы просто истреблены.
Карпович выстрелил в горло [на самом деле - сзади в шею] Боголепову — “ничтоже сумняся”, не спросив себя, нет ли у него детей, жены.
“В Шлиссельбург он явился такой радостный и нас всех оживил”, —
пишет в воспоминаниях Фигнер.
Но если бы этой Фигнер тамошняя стража “откровенно и физиологически радостно” сказала, что вы теперь, барышня, как человек — уже кончены, но остаетесь ещё как женщина, а наши солдаты в этом нуждаются, ну и т. д., со всеми последствиями, — то, во-первых, что сказала бы об этом вся печать, радовавшаяся выстрелу Карповича? во-вторых, как бы почувствовала себя в революционной роли Фигнер, да и вообще продолжали ли бы революционеры быть так храбры, как теперь, встретя такую “откровенность” в ответ на “откровенность”?
Едва ли".
Александр Александрович Макаров (1857-1919) - государственный секретарь 1909-1911; министр внутренних дел 1911-1812; министр юстиции и генерал-прокурор Сената 07.07-20.12.1916.
Григорий Андреевич Гершуни (1870-1908) - террорист, эсэр.
Николай Павлович Боголепов (1847-1901) - ректор Московского университета 1883-1887 и 1891-1893; министр народного просвещения 1898-1901.
Пётр Владимирович Карпович (1874-1917) - террорист, член РСДРП.
Вера Николаевна Фигнер (1852-1942) - террористка ("Народная воля", эсэрка).
Андрей Иванович Желябов (1851-1881) - террорист ("Народная воля").
Николай Иванович Кибальчич (1853-1881) - террорист ("Народная воля").

Ещё о Фонвизине

"Фонвизин пытался быть западником в “Недоросле” и славянофилом в “Бригадире”. Но не вышло ни того, ни другого. Побывав в Париже и “само собою русский дворянин”, — он не был очень образован. Дитя екатерининских времен, ещё очень грубых. Без утончения.
Комедии его, конечно, остроумны и, для своего времени, гениальны. Погодин верно сказал, что “Недоросля” надо целиком перепечатывать в курсы русской истории XVIII века. Без “Недоросля” она непонятна, некрасочна. Безымянна. Но в глубине вещей весь вообще Фонвизин поверхностен, груб, и, в сущности, не понимает ни того, что любит, ни того, что отрицает. Влияние его было разительно, прекрасно для современников, и губительно потом.
Поверхностные умы схватились за его формулы, славянофилы за “Вральмана”, западники и очень скоро нигилисты за “Часослов”, и под сим благовидным предлогом русская лень не хотела западных наук и пересмеяла свою церковь (богослужение, молитвы). От “Ну, почитаем из Часослова, Митрофанушка!” (Кутейкин) и идет дикое “жезаны” и “жеможаху” Щедрина, и всё лакейское оголтение русского духа, который побороть был бессилен образованнейший Рачинский (С. А.), Одоевский, Киреевские".
Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) - учёный, педагог, просветитель.
Князь Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) - писатель, издатель, общественный деятель.
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) - философ, лит. критик, публицист; славянофил.
Пётр Васильевич Киреевский (1808-1856) - писатель, переводчик, археограф, фольклорист.

Взгляды В.В. Розанова на русских литераторов, и не только... Часть III

(Продолжение последует, если читатели сочтут тему достаточно интересной; пишите хотя бы два слова)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com

В избранное