Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 970

от 24.10.2021 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Взгляды В.В. Розанова на русских литераторов, и не только... Часть III



Холодность Толстого

"“Религия Толстого” не есть ли “туда и сюда” тульского барина, которому хорошо жилось, которого много славили и который ни о чём истинно не болел. Истинно, и страстно, и лично. В холодности Толстого - его смертная часть".


Самодовольство

"Чему я, собственно, враждебен в литературе? Тому же, чему враждебен в человеке, - самодовольству. Самодовольный Герцен мне в той же мере противен, как полковник Скалозуб.
Счастливый успехами - в литературе, в женитьбе, в службе - Грибоедов, в моём вкусе, опять тот же полковник Скалозуб.
Скалозуб нам неприятен не тем, что он был военный (им был Рылеев), а тем, что “счастлив в себе”. Но этим главным в себе он сливается с Грибоедовым и Герценом".
Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) - поэт, драматург, композитор; дипломат.
Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826) - поэт, декабрист.

Пушкин, Лермонтов, Толстой...

"Пушкин и Лермонтов кончили собою всю великолепную Россию от Петра и до себя.
По великому мастерству слова Толстой только немного уступает Пушкину, Лермонтову и Гоголю; у него нет созданий такой чеканки, как “Песнь о купце Калашникове”, такого разнообразия “эха”, как весь Пушкин, такого дьявольского могущества, как “Мёртвые души”... У Пушкина даже в отрывках, мелочах и, наконец, в зачеркнутых строках - ничего плоского или глупого... У Толстого плоских мест - множество...
Но вот в чём он их всех превосходит: в благородстве и серьезности цельного движения жизни; не в “что он сделал”, но в “что он хотел”.
Пушкин и Лермонтов “ничего особенного не хотели”. Как ни странно при таком гении, но “не хотели”. Именно - всё кончали. Именно - закат и вечер целой цивилизации. Вечером вообще “не хочется”, хочется “поутру”.

"Толстой из этой мглы поднял голову: “К идеалу!”
Как писатель, он ниже Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Но как человек, и благородный человек, он выше их всех... Он даже не очень, пожалуй, умный человек, но никто не напряжён у нас был так в сторону благородных, великих идеалов.
В этом его первенство над всей литературой. При этом как натура он не был так благороден, как Пушкин. Натура - одно, а намерения, “о чём грезится ночью”,- другое. О “чём грезилось ночью” - у Толстого выше, чем у кого-нибудь".


Мережковский

"У Мережковского есть замечательный афоризм:
“Пошло́ то, что по́шло”.
Нельзя было никогда предполагать, чтобы он оделся в этот афоризм. Но судьба сломила его. Что же такое писатель без читателей? Что такое десятки лет гумления таких господ, как Михайловский, Скабичевский, как Горнфельд (Кранифельд?), Иванов-Разумников, и вообще литературных лаптей, сапогов и туфель? И он добровольно и сознательно стал “пошл”, чтобы “пойти”...
И “пошо́л”... Смотрите, он уже сюсюкает и инсинуирует, что Александр I имел “вторую семью”... Такой ужас для декадента, ницшеанца и певца “белой дьяволицы”.
Да, “нам позволено” иметь любовниц, актрис; но, по Мережковскому, народу “с высот власти” должен быть подаваем пример семейных добродетелей. Мережковский, я думаю, и сам не понимает, выражает ли он в своих инсинуациях злость парижских эмигрантов, или он только жалуется, что вообще Александр I допускал в своей жизни отступления от “Устава духовных консисторий”.
И это “по́шлое” его “пошло́”. Теперь он видный либеральный писатель Щедринской Руси, “обличающий” даже недобродетель императоров.
Но Мережковский, при кротких и милых его чертах, никогда не был умён; не был практически, “под ногами”, умён".

"Всё же почему-то, издали и в разделении, я жму ему руку. Мало от кого я видел долгие годы непонятную (для меня) дружбу, которая, казалось, даже имела характер любви. Да простит Бог ему грехи; да простит Он мне мои (против него) грехи. А они есть.
Он - из немногих людей, которых я необъяснимо почему не мог любить. В нём есть много грусти; но поразительно, что самая грусть его холодная. Грусть вообще тепла по природе своей, но у Мережковского она изменила своей природе.
Я думаю, из писателей, писавших в России (нельзя сказать “из русских писателей”), было мало принявших в душу столько печали".
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941) - писатель, поэт, критик, философ, историк, переводчик.

Что это такое?

"Раз пришел в Р[елигиозно]-Ф[илософское] собр[ание] и сел (спиной к публике) за стол (по должности члена). Все уже собрались. “Вчера” была статья против него, и, конечно, её все прочли. Вдруг входит М[ережковский] с своей “Зиной”. Я низко наклонился над бумагой: крайне неловко. Думал:
“Сделаем вид, что не замечаем друг друга”.
Вдруг он садится по левую от меня руку и спокойно, скромно, но и громко здоровается со мной, протягивая руку. И тут же, в каких-то перипетиях словопрений, говорит не афишированные, а простые — и в высшей степени положительные — слова обо мне. Я ушам не верил.
То же было с Блоком: после оскорбительной статьи о нём, — он издали поклонился, потом подошёл и протянул руку. Что это такое — совершенно для меня непостижимо.
М[ережковский] всегда Варю любил, — уважал, и был внутренне, духовно к ней внимателен (я чувствовал это). Я же всем им ужасные “свинства” устраивал (минутные раздражения, которым я всегда подчиняюсь). Потому хотя потом М[ережковский] и Ф[илософов] пошли в «Рус[ское] Сл[ово]» и потребовали: «Мы или он (Варварин) участвуем в газете», т.е. потребовали моего исключения — к счастью, это мне не повредило, потому что финансово я уже укрепился (35 000), — нужно понять это как “выдержанность стиля” (с.-д. и “общественность”), к которой не было присоединено души.
Редко в жизни встретишь любовь и действительную связанность: и имя его, и дух, и судьба — да будут благословенны; и дай Б[ог] здоровья (всего больше этого ему нужно) его “З”".
3ина — 3. Н. Гиппиус (1869–1945), жена Д. С. Мережковского.
Ф. — Дмитрий Владимирович Философов (1872–1940), критик, близкий друг Мережковских.
Варя - Варвара Дмитриевна Бутягина (1864-1923) - вторая “незаконная” жена Розанова.
Варварин — псевдоним Розанова, под которым он печатался в московской газете “Русское слово” с 1906 по 1911 г.

Ода правительству

"Да, русская печать и общество, не стой у них поперек горла “правительство”, разорвали бы на клоки Россию, и роздали бы эти клоки соседям даже и не за деньги, а просто за “рюмочку” похвалы. И вот отчего без нерешимости и колебания нужно прямо становиться на сторону “бездарного правительства”, которое всё-таки одно только всё охраняет и оберегает. Которое ещё одно только не подло и не пропито в России".


О Достоевском

"Достоевский как пьяная нервная баба вцепился в “сволочь” на Руси и стал пророком её.
Пророком “завтрашнего” и певцом “давнопрошедшего”.
“Сегодня” — не было вовсе у Достоевского".


О Герцене

"Чего я совершенно не умею представить себе — это чтобы он запел песню или сочинил хоть в две строчки стихотворение.
В нём совершенно не было певческого, музыкального начала. Душа его была совершенно без музыки.
И в то же время он был весь шум, гам. Но без нот, без темпов и мелодии.
Целый базар в одном человеке. Вот — Герцен. Оттого так много написал: но ни над одной страницей не впадёт в задумчивость читатель, не заплачет девушка. Не заплачет, не замечтается и даже не вздохнёт. Как это бедно. Герцен и богач, и бедняк".


Не читал Щедрина!

"Измайлов (критик) не верит, будто я “не читал Щедрина”. Между тем как в круге людей нашего созерцания считалось бы невежливостью в отношении ума своего читать Щедрина.
За 6 лет личного знакомства со Страховым я ни разу не слышал произнесённым это имя. И не по вражде. Но — “не приходит на ум”.
Тоже Рцы, Флоренский, Рачинский (С. А.): никогда не слыхал.
Хотя, конечно, все знали суть его. Но:
“Мы всё-таки учились в университете”".
Александр Алексеевич Измайлов (1873-1921) - литературный критик, прозаик, поэт.
Николай Николаевич Страхов (1828-1896) - философ, публицист, критик.
Иван Фёдорович Романов "Рцы" (1859-1913) - журналист, критик.
Павел Александрович Флоренский (1882-1937) - священник, философ, учёный.
Григорий Алексеевич Рачинский (1859-1939) - философ, переводчик и религиозный публицист.

О Пушкине

"Пушкин... я его ел. Уже знаешь страницу, сцену: и перечтёшь вновь; но это — еда. Вошло в меня, бежит в крови, освежает мозг, чистит душу от грехов. Его
“Когда для смертного умолкнет шумный день”
одинаково с 50-м псалмом (“Помилуй мя, Боже”). Так же велико, оглушительно и религиозно. Такая же правда".


О Венгерове

"Что я всё нападаю на Венгерова и Кареева. Это даже мелочно...
Не говоря о том, что тут никакой нет “добродетели”.
Труды его почтенны. А что он всю жизнь работает над Пушкиным, то это даже трогательно. В личном обращении (раз) почти приятное впечатление. Но как взгляну на живот — уже пишу (мысленно) огненную статью.
Ужасно много гнева прошло в моей литерат[урной] деятельности. И всё это напрасно.
Почему я не люблю Венгерова?
Странно сказать: оттого, что толст и чёрен (как брюхатый таракан)".
Семён Афанасьевич Венгеров (1855-1920) - литературный критик, историк литературы, редактор.
Николай Иванович Кареев (1850-1931) - историк, социолог.

Гоголь

"Перестаёшь верить действительности, читая Гоголя.
Свет искусства, льющийся из него, заливает всё. Теряешь осязание, зрение и веришь только ему.
Щедрин около Гоголя как конюх около Александра Македонского.
Да Гоголь и есть Алекс[андр] Мак[едонский]. Так же велики и обширны завоевания. И “вновь открытые страны”. Даже — “Индия” есть.
Ни один политик и ни один политический писатель в мире не произвёл в “политике” так много, как Гоголь".


Декабристы...

"Александр Македонский с 30-ти тысячным войском решил покорить монархии персов. Это что нам, русским: Пестель и Волконский решили с двумя тысячами гвардейцев покорить Россию...
И пишут, пишут историю этой буффонады. И мемуары, и всякие павлиньи перья. И Некрасов с “русскими женщинами”".
Князь Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865) - генерал-майор, декабрист.

Михайловский

"Есть люди до того робкие, что не смеют сойти со стула, на котором сел. Таков Михайловский.
(размышляя об удивительном заглавии статьи его — полемика со Слонимским — “Страшен сон (!!!), да милостив Бог”).
Михайловский был робкий человек. Это никому не приходило на ум. Таково и личное впечатление (читал лекцию о Щедрине, — торопливо, и всё оглядывался, точно его кто хватает)".
Леонид Зиновьевич Слонимский (1850-1918) - публицист, экономист, журналист.

Аполлон Майков

"Поэт Майков (Aп. H.) смиренно ездил в конке.
Я спросил Страхова.
— О, да! Конечно — в конке. Он же беден.
Был “тайный советник” (кажется), и большая должность в цензуре.
Это бедные студенты воображают (или, вернее, их науськал Некрасов), что тайные советники и вообще, “чёрт их дери, все генералы” едят всё “Вальтассаровы пиры” (читал в каком-то левом стихотворении: “Они едят Вальтассаровы пиры, когда народ пухнет с голода”)".
Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) - поэт, член-корр., тайный советник 1888.

Профессор в России

"Н.П. Ге говорил о Евг. П. Иванове:
“Вот кто естественный профессор университета: сколько новых мыслей, какие неожиданные, поразительные замечания, наблюдения, размышления”.
Делянов сказал, когда у него спросили, отчего Соловьев (Влад[имир]) не профессор:
“У него мысли”.
Старик, сам полный мыслей и остроумия, не находил, чтобы они были нужны на кафедре. Но ещё удивительнее, что самопополняющаяся коллегия профессоров тоже делает все усилия, чтобы к ним в среду не попал человек с мыслью, с творчеством, с воображением, с догадкой.
Ни Иванов, ни Шперк не могли даже кончить русского университета.
Профессор должен быть балаболка. Это его стиль. И дождутся, когда в обществе начнут говорить:
“Быть умным — это “не идёт” профессору. Он будет чёрным вороном среди распустивших хвост павлинов”".
Николай Петрович Ге (1884-1920) - публицист, искусствовед; внук художника Н.Н. Ге.
Евгений Павлович Иванов (1879-1942) - литератор, друг Блока.
Граф Иван Давыдович Делянов (1818-1897) - с 1882 министр народного просвещения.
Фёдор (Фридрих) Эдуардович Шперк (1872-1897) - философ, литературный критик, публицист.

Фонвизин

"Не надо забывать, что Фонвизин бывал “при дворе”, — видал лично императрицу, — и “просветителей” около неё, — может быть, лично с нею разговаривал. Это чрезвычайная высокопоставленность. Он был тем, что теперь Арс. Арк. Кутузов или гр. А. К. Толстой.
Изобразительный талант (гений?) его несомненен: но высокое положение не толкнуло ли его посмотреть слишком свысока на окружающую его поместье дворянскую мелкоту, дворянскую обывательщину, и даже губернскую вообще жизнь, быт и нравы. Поэтому яркость его “Недоросля” и “Бригадира”, говоря о живописи автора, не является ли пристрастною и неверною в тоне, в освещении, в понимании?
“Недоросли” глубокой провинциальной России несли ранец в итальянском походе Суворова, с ним усмиряли Польшу; а “бригадиры” командовали в этих войсках. Каковы они были?
Верить ли Суворову или Фонвизину?"
Граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов (1818-1913) - поэт.
Граф Алексей Константинович Толстой (1817-1875) - поэт, драматург, писатель

Умирающий Рцы

"Мы прощались с Рцы. В прихожей стояла его семья. Тесно. Он и говорит:
— Все по чину.
— Что? — спрашиваю я.
— Когда Муравьёв (“Путешествие по св[ятым] местам”) умирал, то его соборовали. Он лежал, закрыв глаза. Когда сказали “аминь” (последнее), он открыл глаза и проговорил священнику и сослужителям его:
“Благодарю. Все по чину”.
Т.е. всё было прочитано и спето без пропусков и малейшего отступления от формы.
Закрыл глаза и помер.
У Рцы была та ирония, что каким образом этот столь верующий человек имел столь слабое и, до известной степени, легкомысленное отношение к смерти, что перед лицом её, перед Сею Великою Минутою, ни о чём не подумал и не вспомнил, кроме как о “наряде церковном” на главу свою. Сия смерть подобна была смерти Вольтера".
Иван Фёдорович Романов "Рцы" (1859-1913) - журналист, критик, друг Розанова.
Андрей Николаевич Муравьёв (1806-1874) - русский религиозный писатель.

Розанов о себе

"Я самый обыкновенный человек; позвольте полный титул: “коллежский советник Василий Васильевич Розанов, пишущий сочинения”.
Теперь, эти “сочинения”... Да, мне многое пришло на ум, чего раньше никому не приходило, в том числе и Ницше, и Леонтьеву.
По сложности и количеству мыслей (точек зрения, узора мысленной ткани) я считаю себя первым. Мне иногда кажется, что я понял всю историю так, как бы “держу её в руке”, как бы историю я сам сотворил, — с таким же чувством уроднения и полного постижения".


Почему?

"Но вот объяснение, почему славянофильские журналы один за другим запрещались; запрещались журналы Достоевского. И только какая-то “невидимая могущественная рука” охраняла целый ряд антиправительственных социал-демократических журналов.
Почему Благосветлов с “Делом” не был гоним, а Аксаков с “Парусом” и “Днём” — гоним был.
Пожалуй, и я попал: Куприн, описывая “вовсю” публ[ичный] д[ом], - “прошёл”, а Розанов, заплакавший от страха могилы (“Уед[инённое]”), — был обвинён в порнографии".
Григорий Евлампиевич Благосветлов (1824—1880) — журналист, публицист; редактор журналов “Русское слово” и “Дело”.
Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886) - поэт, публицист; газета “Парус” была запрещена после выхода 2-го номера.
Александр Иванович Куприн (1870-1938) - писатель.

Взгляды В.В. Розанова на русских литераторов, и не только... Часть II

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com

В избранное