Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 968

от 16.10.2021 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Взгляды В.В. Розанова на русских литераторов, и не только... Часть I



Краткое предисловие

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист.
Прежде чем предоставить слово В.В. Розанову я хотел бы дать некоторое представление об этом человеке. Некоторое.
Это был очень плодовитый литератор, затронувший своими произведениями множество актуальных тем и задевший, а иногда и оскорбивший, множество почтенных людей. Мол, не в духе был, когда писал. И в литературной критике к Розанову и его произведениям относились или с уважением, или (что чаще) поносили различными эпитетами и добивали разбором его взглядов.
Для начала я приведу несколько положительных отзывов о творчестве В.В. Розанова.
Вот, например, Д.В. Философов в рецензии на книгу В.В. Розанова “Около церковных стен” (1905-1906) написал:
"Как бы ни относиться к идеям Розанова, нельзя не поддаться обаянию его стиля. Тут Розанов истинный творец новых ценностей. Трисотэны всех толков, конечно, найдут много “ошибок” и неловкостей в стиле Розанова. Читатель, привыкший к чтению наших интеллигентско-газетных статей, теряется, читая Розанова. Так цветист, ярко индивидуален его стиль. При нашей тенденции к “обобществлению” не только орудий производства, но и орудий мысли - слова - резкая индивидуальность языка запугивает и мешает оценить значение Розанова в истории русской речи.
После Пушкина, Тургенева, Достоевского, когда, казалось, русский язык достиг предела своей яркости и богатства, Розанов нашёл новые его красоты, сделал его совсем иным, - и притом без всякого усилия, без всякой заботы о “стиле”. Флобер иногда целыми днями бился над одной фразой. Так же упорно работали над языком Тургенев, Мопассан. Розанов его творит бессознательно, по вдохновению, как по наитию он творит и свои самые драгоценные идеи. Иногда он с поразительной непринужденностью выступает в публику “не причесавшись”, не смущаясь теми условными законами “приличия”, которыми связаны даже самые радикальные представители русского общества. За это он не раз - и довольно заслуженно - встречал упрёки в цинизме, в “юродстве”, в “неграмотности”. Но Розанова не переделаешь. Заставить его переделать свою статью нельзя никакими силами. Он написал её как написалось, и никакие её исправления, даже технические, невозможны".
Дмитрий Владимирович Философов (1872–1940) - критик, публицист и общественный деятель.
Трисотэн - персонаж “Учёных женщин” Мольера, глупый поэт-педант, правильнее - Триссотен.
Триссотен - считается, что первоначально имя это звучало Трикотен, тем самым прозрачно намекая на прототипа - аббата Котена. Форма Триссотен, утратив это сходство, приобрела зато каламбурную окраску (“трижды дурак” от фр. sot - глупый).
Шарль Котен (1604—1682) — французский писатель, аббат.
А.К. Закржевский в книге “Карамазовщина” (1912) писал о Розанове:
"Вот философ, который весь вышел из Карамазовщины, из адского кипения жизни, из неотравленного колодца таких глубин, о которых нам, современникам, может быть, и не снилось ещё!...
Несомненно, он от Фёдора Павловича [Карамазова], плоть от плоти, кость от костей его, это может быть возмужавший и созревший монашек Алёша, может быть перешедший границу тридцатилетнего возраста Иван, может быть углубившийся и побывавший около очагов культуры - Дмитрий...
Творчество Розанова, его душа до того усложнены, до того уклончивы и многообразны, что в одной статье невозможно дать определённой характеристики, нельзя охватить всего Розанова. Много у него различных ликов, и маски его бесчисленны. До сущности же докопаться трудно, а если и постигнешь её, - то она сейчас же станет новой маской, и снова таинственно засмеётся и снова исчезнет во тьме. И вот это-то и есть то, что я особенно ценю в этом художнике".
Александр Карлович Закржевский (1886-1916) - литератор и критик.
Ф.Ф. Куклярский в книге “Осужденный мир. Философия человекоборческой природы” (1912) пишет:
"Розанов - типичный аналитик христианства, причём анализ его с годами всё более углубляется, принимает всё более и более интимный характер и, вместе с тем, всё более сосредотачивается на ненормальных и тёмных чертах христианского откровения. В этом последнем отношении Розанов является прямым продолжателем Константина Леонтьева, с той, однако, разницей, что Леонтьев сатанизировал христианство во имя отрицания человека, тогда как Розанов сатанизирует его путем апелляции к натуральным родовым инстинктам человека".
В одном из писем Куклярский писал Розанову:
"Могу без обиняков сказать, что я - ярый противник христианства и, пожалуй, Христа, но не знаю, насколько моя платформа близка к Вашей. Кроме Л. Шестова и Вас я не вижу вокруг себя никого, кто мог бы сказать мне несколько утешительных слов".
А вот и розановская характеристика корреспондента:
"Куклярский Фёд. Фёд. (совершенно - оказалось - невозможный господин) лет 26-28-24? Очень красив, изящен: но “Дай денег”".
Фёдор Фёдорович Куклярский (1870-1923) - философ.
Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) - философ, писатель, дипломат.
Лев Исаакович Шестов (1866-1938) - философ, эссеист.
В СССР сочинения Розанова не издавались, и в Большой Советской Энциклопедии (1-е издание) В.В. Розанов вообще не упоминается - видимо, из-за своей реакционности и контрреволюционных взглядов.
Во 2-м издании БСЭ о В.В. Розанове написано довольно резко:
"...русский критик, публицист, философ-идеалист. Р[озанов] являлся врагом материализма и революции, выступал в защиту самодержавия и религии, проповедовал идеализм и мистику. Эстетич[еские] взгляды Р[озанова] были выражением декадентства 90-900-х гг. В книге “Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского с приложением двух этюдов о Гоголе” (1894) Р[озанов] возвеличивал реакционные стороны творчества Достоевского, искажал наследие Н.В. Гоголя. Розанов печатался в буржуазных периодических изданиях различных направлений (“Новое время”, “Русское слово”, журнал “Мир искусства и др.”)".
Как видите, и Ф.М. Достоевскому досталось, и упомянули его даже без инициалов.
В 3-м издании БСЭ тональность статьи о В.В. Розанове несколько изменяется:
"С кон[ца] 1890-х гг. Р[озанов] - видный журналист позднеславянофильского толка, сотрудник журн[алов] “Русский вестник” и “Русское обозрение”, один из ведущих публицистов “Нового времени”. Статьи Р[озанова] вызывали резкую критику со стороны революционных марксистов (см. В.И. Ленин, ПСС, т. 25, с. 172). Сознательная беспринципность и двусмысленность его высказываний была с осуждением встречена либералами. Выступая, как правило, с шовинистических позиций, Р[озанов], однако, не был последоват[ельным] охранителем..."
И на том спасибо.
Моё знакомство с творчеством В.В. Розанова произошло в далёком 1991 году, когда вышел в свет двухтомник его избранных произведений, изданный невиданным для нашего времени тиражом в 60 000 экземпляров. Мне удалось раздобыть это издание, так что я сразу же с карандашом в руке начал его читать, оставив на полях множество отметок. Недавно эти книги попались мне на глаза, я просмотрел отмеченные места и решил некоторые из них представить вашему вниманию в надежде, что своеобразный взгляд Розанова на окружающий мир может оказаться интересным и моим современникам. А некоторые высказывания Василия Васильевича остаются актуальными и в наши дни.
Итак, даю слово Василию Васильевичу Розанову.

Краткий обзор русской литературы XVIII-XIX веков

"Наша литература началась с сатиры (Кантемир), и затем весь XVIII век был довольно сатиричен.
Половина XIX века была патетична.
И затем, с 60-х годов, сатира опять первенствовала. Но никогда не была так исключительна, как в XVIII.
Новиков, Радищев, Фонвизин, затем через 1/2 века Щедрин и Некрасов, имели такой успех, какого никогда не имел даже Пушкин. В пору моих гимназических лет о Пушкине даже не вспоминали, – не то, чтобы его читать.
Некрасовым же зачитывались до одурения, знали каждую его строчку, ловили каждый стих.
Я имел какой-то безотчетный вкус не читать Щедрина, и до сих пор не прочитал ни одной его “вещи”. “Губернские очерки” – я даже самой статьи не видел, из “Истории одного города” прочел первые 3 страницы и бросил с отвращением. Мой брат Коля (учитель истории в гимназии, человек положительных идеалов) – однако, зачитывался им и любил читать вслух жене своей. И вот, проходя, я слыхал:
“Глумов же сказал...”
“Балалайкин отвечал...” -
и отсюда я знаю, что это – персонажи Щедрина. Но меня никогда не тянуло ни дослушать, что же договорил Глумов, ни самому заглянуть. Думаю, что этим я много спас в душе своей.
Этот ругающийся вице-губернатор – отвратительное явление. И нужно было родиться всему безвкусию нашего общества, чтобы вынести его. Позволю себе немного поинквизиторствовать: ведь не пошёл же юноша-Щедрин по судебному ведомству, в мировые посредники, не пошёл в учителя гимназии, а, как Чичиков или Собакевич, выбрал себе “стул, который не проваливается” – министерство внутренних дел. И дослужился, т.е. его всё “повышали”, до вице-губернатора: должность не маленькая. Потом в чём-то “разошелся с начальством”, едва ли “ратуя за старообрядцев” или “защищая молодых студентов”, и его выгнали. “Обыкновенная история”...
Он сделался знаменитым писателем. Дружбы его искал уже Лорис-Меликов, губернаторы же были ему “нипочём”.
Какая разница с судьбой Достоевского".
Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) - поэт-сатирик и дипломат.
Николай Иванович Новиков (1744-1818) - издатель, журналист, просветитель.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) - писатель, поэт, философ.
Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) - писатель, драматург.
Михаил Евграфович Салтыков (1826-1889) - псевдоним Николай Щедрин; писатель, журналист, редактор “Отечественных записок”; рязанский с 1858 и тверской с 1860 вице-губернатор.
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) - поэт, журналист, редактор-издатель.
Николай Васильевич Розанов (1847-1894) - старший брат В.В. Розанова.
Михаил Тариэлович Лорис-Меликов (1824-1888) - граф 1878; российский государственный деятель; министр внутренних дел 1880-1881.

Илья Ефимович Репин

"Какая ложная, притворная жизнь Р[епина]; какая ложная, притворная, невыносимая вся его личность. А гений. Не говорю о боли: но как физически почти невыносимо видеть это сочетание гения и уродства.
Тяжело ли ему? Я не замечал. Он кажется вечно счастливым. Но как тяжко должно быть у него на душе.
Около него эта толстая красивая женщина, его поглотившая – как кит Иону: властолюбивая, честолюбивая и в то же время восторженно-слащавая. Оба они погружены в демократию и – только и мечтают о том, как бы получить заказ от двора. Точнее, демократия их происходит от того, что они давно не получают заказов от двора (несколько строк в её мемуарах).
И между тем он гений вне сравнений с другими, до него бывшими и современными.
Как это печально и страшно. Верно, я многого не понимаю, так как это мне кажется страшным. Какая-то “воронка в глубь ада”..."
Илья Ефимович Репин (1844-1930) и его вторая жена Наталья Борисовна Нордман-Северова (1863-1914), писательница.
Из заметок Розанова:
"Репин И[лья] Еф[имович] производит на душу мою прямо какой-то ужас с форнариной своей. Давит, давит, - плоско, глупо, страшно. Задыхаюсь, “пустите вон”. А - гений? Какое чудо. И - страх...
Северова-Нордман, форнарина Репина, почему-то рисуемая им со спины “за литературными занятиями”. Спина у неё действительно похожа на (её) лицо, и она - выразительна".


Н.Г. Чернышевский

"К Чернышевскому я всегда прикидывал не те мерки: мыслителя, писателя... даже политика. Тут везде он ничего особенного собою не представляет, а иногда представляет смешное и претенциозное...
Уже читая его слог (я читал о Лессинге, т.е. начало), прямо чувствуешь: никогда не устанет, никогда не угомонится, мыслей – чуть-чуть, пожеланий – пук молний. Именно “перуны” в душе...
Нелепое положение полного практического бессилия выбросило его в литературу, публицистику, философствующие оттенки, и даже в беллетристику: где не имея никакого собственно к этому призвания (тишина, созерцательность), он переломал все стулья, разбил столы, испачкал жилые удобные комнаты, и, вообще, совершил “нигилизм” – и ничего иного совершить не мог..."
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) - писатель, журналист, философ.

Башкирцева

"Секрет её страданий в том, что она при изумительном умственном блеске – имела, однако, во всём только полу-таланты. Ни – живописица, ни – учёный, ни – певица, хотя и певица, и живописица, и (больше и легче всего) учёный (годы учения, усвоение лингвистики). И она всё меркла, меркла неудержимо..."
Мария Константиновна Башкирцева (1860-1884) - русская художница.

Пестель и Кутузов

"Конечно, не Пестель-Чацкий, а Кутузов-Фамусов держит на плечах своих Россию, “какая она ни есть”. Пестель решительно ничего не держит на плечах, кроме эполет и самолюбия. Я понимаю, что Фамусов немногого стоит, как и Кутузов – не золотой кумир. Но ведь и русская история вообще ещё почти не начиналась. Жили “день за днём – сутки прочь”..."
Павел Иванович Пестель (1793-1826) - полковник, декабрист.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745-1813) - граф 1811; светлейший князь 1812; генерал-фельдмаршал; полный кавалер ордена Святого Георгия.

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com

В избранное