Умный человек отличается от мудрого готовностью ответить на любой вопрос.
Первый вопрос, который мне задают, когда узнают, что я занимаюсь астрологией: "Ты в это веришь?" Или в усиленном варианте: "Как ты, математик, представитель самой точной в мире науки, можешь в это верить?"
Чтобы ответить, мне приходится объяснять человеку, что такое статистическая достоверность и чем она отличается от математического понятия истинности, что подавляющее большинство практических важных для человека процессов описываются статистическими
закономерностями и, несмотря на эту "неточность", мы с большой пользой для себя применяем полученные таким образом результаты. Мы принимаем решения на основе
таких характеристик как "стоит" или "не стоит", "процент успеха" и "вероятность
неудачи", "степень опасности" или "достоверность информации". Мы даже не задумываемся при этом, что речь идет о процессах, которые мы не можем
принципиально или технически исследовать так, чтобы
получить строгое "да" или "нет" вместо "стоит" и "не
стоит". Вероятностные процессы и статистические
закономерности вместо строгой причинно-следственной связи используются в квантовой механике, науке об устройстве мира. И используются не потому, что так нравится физикам или их компьютеры слабы, а потому, что такова принципиальная суть процессов, лежащих в
(известной на сегодня) основе мироздания. Если так, то почему от астрологии мы требуем степени точности недоступной сегодня современной физике, биологии, психологии, социологии, и вообще большинству научных дисциплин? Астрология не относится к числу таких
дисциплин, как механика, например, описывающих класс
относительно простых объектов, причем в
предположительных, не существующих на практике,
условиях.
Я не знаю, и никто в точности не знает, почему есть связь энергетических и информационных характеристик объекта со временем и местом начала его самостоятельного существования в среде. Есть много рассуждений и эзотерических откровений на эту тему,
но все они привлекают к объяснению понятие иных планов бытия, существование которых также не может быть доказано строго логически, если оставаться в рамках понятий и возможностей нашего плана бытия, чему порукой, известная в математической логике,
теорема Гёделя о недоказуемости непротиворечивости и
ее следствия. Но такая связь есть. И бесполезно с
этим спорить. Она выявляется с точностью, принятой в
соответствующих науках. Объект может быть любой -
человек, пара, семья, государство, книга, собака и
т.д. Что соответственно требует опираться на уровень
доказательности утверждений, принятый в психологии
личности, парного и семейного психоанализа,
политологии, литературной критике, кинологии.
А
уровень доказательности суждений, принятый в современных гуманитарных дисциплинах, не опирается на математическое понятие истинности. Человечество в своей повседневной жизни не пользуемся этим понятием вообще. Как известно, для того, чтобы опровергнуть утверждение, достаточно одного примера, мы же убеждены, что "исключения только подтверждают
правило" (утверждение абсолютно лишенное смысла с точки зрения математика). Для строгого доказательства утверждения, касающегося множества случаев, необходимо либо проверить каждое из них, либо, отталкиваясь от принимаемых без доказательств утверждений (постулатов) и ранее доказанных утверждений и пользуясь правилами логического вывода
прийти к его истинности (то есть доказать теорему).
Мы же "доказываем" истинность утверждений с помощью частичной экспериментальной проверки, заменяя таким образом "истинность" результата на "статистическую достоверность". Не стоит и говорить о том, что выборка случаев, подвергшихся проверке, является
тенденциозной (зачем далеко ходить, изучим то, что
рядом), то есть говоря языком статистики, "выборка не
является представительной". И такого рода "истины"
являются практическими ориентирами в нашей
повседневной жизни.
Странно, но руководствуясь в целом нечеткой логикой, (где есть смысл в утверждениях "не совсем истинно" или "практически верно" и т.д.), и в жизни делая выводы об истинности и ложности суждений так, как это показано выше, люди часто требуют математически истинных (а даже не статистически достоверных) доказательств там, где подобные методы неприменимы принципиально. Проблема носит название (в психологии) установка, причем установки бывают и социальные
(социально наведенные).