Григорий Перельман: <Зачем мне миллион долларов? Я могу управлять
Вселенной!>
Григорий Перельман: <Зачем мне миллион долларов? Я могу управлять
Вселенной!>
Уже год, как Григорий Перельман, доказавший теорему Пуанкаре, над которой
бились десятки лет все ученые мира, отказался от присужденной ему премии в
миллион
долларов!
Григорий Яковлевич живет в Санкт-Петербурге, в хрущевке, с мамой, фактически
прозябает в нищете... Но его не интересует то, что интересует обыкновенных
мужчин, - деньги, вино, женщины... Перельман никогда не был женат. Став
<миллионером из хрущоб>, он закрылся от всего света. Живет отшельником,
изредка
выходит с авоськой в магазин. Общается только с единицами приближенных. Не
стрижется, не бреется, не стрижет ногти.
Добиться личной встречи с господином Перельманом не удалось еще ни одному
журналисту. И вот недавно одному счастливчику все же повезло. Он не только
сумел
пообщаться с великим математиком, но и: получил его согласие на съемки о нем
художественного фильма! Мы поговорили с этим достучавшимся до сердца
Перельмана
человеком - исполнительным продюсером кинокомпании <Президент-фильм>
Александром Забровским. А также с его разрешения публикуем фрагменты
интервью Перельмана,
которое тот дал кинокомпании.
- Я специально приехал из Тель-Авива для встречи с математиком, -
рассказывает Александр Забровский. - Я знал, что он ни с кем не общается, но
мы решили
идти до конца. Я связался с еврейской общиной в Санкт-Петербурге. Через нее
мы вышли сначала на маму Григория Яковлевича, оказав ей помощь. А потом мама
поговорила со своим гениальным сыном, хорошо нас охарактеризовала. И
Григорий Яковлевич доверился нам. Он сказал мне, что не общается с
российскими журналистами
из-за неуважительного к нему отношения. Например, в прессе его называют
<Гришей>. И эта фамильярность его обижает. Журналистов занимает: почему
отказался
от миллиона? Не стрижет ногти? А этот человек - философ, гений. Его
интересуют глобальные проблемы: Григорий Яковлевич дал согласие сначала на
встречу
со мной. Я позвонил ему: <Григорий Яковлевич, хочу уточнить место встречи>.
<Сквер напротив Мариинского театра. В двенадцать часов у памятника Глинке>.
Григорий Яковлевич неспешно подошел, присел на скамейку: Сообщения, что по
пятам за Перельманом бродят папарацци, сильно преувеличены. Никто его не
караулил.
Он произвел впечатление абсолютно вменяемого, здорового, адекватного и
нормального человека. Реалистичный, прагматичный и здравомыслящий, но не
лишенный
сентиментальности и азарта: Он твердо знает, чего хочет, и знает, как
добиться цели. Мы проговорили с ним два часа кряду - необыкновенно
интересный собеседник.
Перельман дал согласие участвовать в написании сценария будущего фильма
<Формула Вселенной>. А также, возможно, включим фрагменты его интервью в
фильм.
Сам Григорий Яковлевич выразил желание сотрудничать с профессором
Массачусетского университета Сильвией Назар. Мы вышли на Сильвию и заключили
с ней контракт.
Показали его Перельману. В общем, работа движется. В своем фильме мы хотим
рассказать о сотрудничестве и противоборстве трех основных мировых
математических
школ: российской, китайской и американской, наиболее продвинувшихся по стезе
изучения и управления Вселенной. Американский ученый Гамильтон и российский
Перельман сделали главное - нашли путь к пониманию формы нашей Вселенной.
Фильм - о познании Вселенной и людях, ее познающих. На вопрос, почему
Перельман
отказался от миллиона, он ответил: мол, что такое миллион долларов для
человека, управляющего Вселенной?
ФРАГМЕНТЫ ИНТЕРВЬЮ
<Я умею вычислять пустоты>
- Григорий Яковлевич, еще школьником вы представляли СССР на математической
олимпиаде в Будапеште. И взяли золотую медаль:
- Готовясь к олимпиаде, мы пытались решать задачи, где непременным условием
было умение абстрактно мыслить. В этом отвлечении от математической логики и
был главный смысл ежедневных тренировок. Чтобы найти правильное решение,
необходимо было представить себе <кусочек мира>.
- Не сложновато для школьников?
- Если говорить об условных и безусловных рефлексах, младенец с рождения
познает мир. Если можно тренировать руки и ноги, то почему нельзя
тренировать мозг?
- А не припомните ли какую-нибудь задачу той поры, казавшуюся неразрешимой?
- Неразрешимой: Пожалуй, нет. Труднорешаемой. Так точнее. Помните библейскую
легенду о том, как Иисус Христос ходил по воде, аки посуху. Так вот мне
нужно
было рассчитать, с какой скоростью он должен был двигаться по водам, чтобы
не провалиться.
- Вычисления оказались верными?
- Ну если легенда до сих пор существует, значит, и я не ошибся. Здесь нет
никакой особой загадки. Благодаря нашим учителям мы уже достаточно хорошо
изучили
топологию - науку, позволяющую понять свойства пространства и оперировать
формулами, понимая их прикладное значение, что помогает добиваться быстрых и
точных результатов. Кстати, я тогда не считал победу на олимпиаде каким-то
знаковым событием - это был всего лишь один из многих этапов познания в
любимой
науке.
А вы знаете, что мне пришлось поломать голову, выбирая профессию?
- Как же так?
- Я имел право без экзаменов поступать в любое учебное заведение Советского
Союза. Вот и колебался между мехматом и консерваторией. Выбрал математику:
Мне
сейчас очень интересно вспоминать студенческие годы. Мы так много успевали
тогда: Процесс познания захватывал: Мы забывали о днях недели и времени
года.
- В двадцать с небольшим лет вы сказали новое слово в науке...
- Никаких слов я не говорил: Просто продолжал исследовать проблемы изучения
свойств трехмерного пространства Вселенной. Это очень интересно.
- Пытались объять необъятное?
- Совершенно верно: Только ведь любое необъятное тоже объятно. Диссертацию
писал под руководством академика Александрова. Тема была несложной:
<Седловидные
поверхности в евклидовой геометрии>. Можете представить себе в бесконечности
равновеликие и неравномерно удаленные друг от друга поверхности? Нам нужно
измерить <впадины> между ними.
- Это теория?
- Это уже практика. По какой орбите полетит космический корабль к созвездию
Псов? Какие препятствия встретит на своем пути: Хотите еще проще? Стоит ли
косить
сено между тремя холмами? Сколько людей и машин для этого надо? Министерство
сельского хозяйства, оказывается, ни к чему. Есть формула. Пользуйся.
Считай.
И никакие кризисы тебе не страшны.
- А не схоластика ли это?
- Это колесо, топор, молот, наковальня - все что угодно, но только не
схоластика. Давайте разберемся. Особенности современной математики
заключаются в том,
что она изучает искусственно изобретенные объекты. Нет в природе многомерных
пространств, нет групп, полей и колец, свойства которых усиленно изучают
математики.
И если в технике постоянно создаются новые аппараты, всевозможные
устройства, то и в математике создаются их аналоги - логические приемы для
аналитиков
в любой области науки. И всякая математическая теория, если она строгая,
рано или поздно находит применение. К примеру, многие поколения математиков
и
философов пытались аксиоматизировать философию. В результате этих попыток
была создана теория булевых функций, названных по имени ирландского
математика
и философа Джорджа Буля. Эта теория стала ядром кибернетики и общей теории
управления, которые вместе с достижениями других наук привели к созданию
компьютеров,
современных морских, воздушных и космических кораблей. Таких примеров
история математики дает десятки.
- Значит, каждая ваша теоретическая разработка имеет прикладное значение?
- Безусловно. Для чего столько лет нужно было биться над доказательством
гипотезы Пуанкаре? Попросту суть ее можно изложить так: если трехмерная
поверхность
в чем-то похожа на сферу, то ее можно расправить в сферу. <Формулой
Вселенной> утверждение Пуанкаре называют из-за его важности в изучении
сложных физических
процессов в теории мироздания и из-за того, что оно дает ответ на вопрос о
форме Вселенной. Сыграет это доказательство большую роль в развитии
нанотехнологий.
- Значит, <бодрые> <жизнеутверждающие> доклады <пионеров> этой отрасли:
- Абсолютная чепуха и бессмыслица. Попытка построить дом на песке: Я
научился вычислять пустоты, вместе с моими коллегами мы познаем механизмы
заполнения
социальных и экономических <пустот>. Пустоты есть везде. Их можно вычислять,
и это дает большие возможности: Я знаю, как управлять Вселенной. И скажите
- зачем же мне бежать за миллионом?!
Знания ученого опасны?
Наша Вселенная появилась во время взрыва. Фактически из точки. В точку ее и
можно свести. Как это сделать - знает Перельман. И тут-то возникают новые
вопросы
и проблемы: а что будет, если его знания найдут практическое воплощение?
Представляет ли собой Перельман, а точнее, его знания, угрозу для
человечества?
Ведь если с помощью его знаний можно свернуть Вселенную в точку, а потом ее
развернуть, то мы можем погибнуть либо возродиться в ином качестве?! И тогда
мы ли это будем?! И нужно ли нам вообще управлять Вселенной? Ведь мы и так
уже наш земной шарик беспощадно загадили? Говорят, Перельман и сам понимает
масштаб того, что он открыл. Он сам себя называет <человеком Вселенной>. И,
как говорят, опасается за свою безопасность. Ведь его умная голова, уже
оцененная
в миллион долларов, стоит гораздо больше!
В прошлом году Перельман написал по почте Сильвии Назар, своей соавторше
фильма <Формула Вселенной>, что его американский учитель Гамильтон предложил
ему
навсегда переехать жить в Штаты: Когда он много лет назад в Америке вместе с
Гамильтоном бился над загадкой Вселенной, у него уже была возможность
остаться
в Америке.
Но он вернулся. На Родину, в бедность. И именно здесь на него снизошло
озарение - сделал свое гениальное открытие:
Автор: Анна Велигжанина | Источник:
Комсомольская правда в Украине