Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мастера и шедевры

Выпуск №144. 22 февраля 2005г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

Сегодня я хочу познакомить вас с интересным человеком - автором сайта Домашний электронный музей шедевров мировой живописи Юрием Карминским.

Не знаю, когда он успевает творить все, что представлено на его сайте, но, поверьте, это очень впечатляет. Более 40 альбомов с картинами художников, около 900 картин, которые вы можете посмотреть и насладиться теми незабываемыми впечатлениями, которые дарит нам приобщение к мировому искусству. Ведь не у каждого имеется возможность побывать во многих странах и посетить не один десяток музеев. Юрий Карминский не только такую возможность предоставляет, но и предлагает создать такой музей у себя дома. Да еще и с возможностью для желающих организовать свой маленький бизнес.

Впрочем, все это и многое другое вы найдете, посетив рекламную страницу этого удивительного сайта. Как это уже сделали многие.

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 40.
"Василий Перов".

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Выдающийся русский живописец XIX века Василий Перов... Великолепная юбилейная выставка его творений была открыта в Государственной Третьяковской галерее. Она посвящалась 150-летию со дня рождения художника. Одиннадцать залов. Более 250 картин, эскизов, этюдов, акварелей, рисунков. Целый мир...
Эпиграфом к выставке могли бы служить слова Гете:
"...Данность, приблизившись, приобретает явность..."
Ушедшее прошлое вдруг возникло выпукло, щемяще-остро. Искусство Василия Перова недаром вызвало тогда у зрителей, видавших Брюллова, Венецианова, Тропинина, Федотова, такой бурный резонанс.
Взлет его славы казался на первых порах феноменальным. Ведь за какие-то пять-шесть лет Перов стал признанным лидером отечественной живописи, предвосхитив во многом успех таких великанов, как Суриков и Репин. А ведь его картины не поражали взор ни форматами, ни ракурсами, ни необыкновенными сюжетами. Но поставленные в них этические вопросы, гуманность задач, общечеловеческие проблемы делают лучшие полотна Перова шедеврами планетарного звучания.
Хотелось бы привести слова, сказанные через целый век с лишним после создания „Тройки", увенчавшей Перова лаврами академика.
"Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного, - писал Шолохов о Шукшине.- И он рассказал о простом, не героическом, близком, так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и тот широкий отклик нашло творчество... в сердцах многих тысяч людей".
Могут удивиться: что общего между актером, писателем Шукшиным и живописцем Перовым?
Жившими в столь разные эпохи.
Искусство правды...
Как безгранично оно и тем более победно.
От могучих гармонических ваяний Баха и Бетховена, бездоннных по глубине философского мировидения, до бесхитростной неаполитанской песенки "О, мое солнце", исполняемой итальянским мальчиком Робертино Лоретти...
От титанических фресок Микеланджело Буонарроти, в которых будто звучит сам голос рода человеческого, до славного „Оленя" Пиросмани, глядящего на вас открыто и весело.
Ведь сочетаются строки Гомера, Данте, Гете с лирическими стихами Блока и Есенина.
Вильям Шекспир и уморительный „Петрушка" - театр.
„Война и мир" Льва Толстого ничуть не отрицает „Бравого солдата Швейка" Гашека.
Искусство - это мир.
Необъятный и непостижимый.

Какая дидактика, риторика, даже самая талантливая публицистика может заменить живые образы, достигающие душ и человека, - разительно выпукло, объемно.
Поистине права народная мудрость: „Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать..."
Взгляните на картины Перова.
Вмиг станет ясно, в какую невозвратную пропасть кануло прошлое. Голос совести, гражданское чувство художника сделали, казалось, невозможное. Пластически совершенно, остро раскрыты будни трудового люда.
Судьбы детей, не знавших детства.
Одна стена выставки во втором зале. Пятнадцать шагов. Несколько полотен. Не ждите в них страстей, эффектов.
Все обыденно.
Скупо.
Правдиво.
И эта истина куда ужаснее любой лжи. Почти во всех холстах царит тишина. Разве вой собаки да голос вьюги нарушают безмолвие. Оно куда пронзительнее шума и грохота, крика.
Широкоизвестные, хрестоматийные, памятные с детства „Тройка", „Проводы покойника", "Спящие дети"... Шедевры.
Вижу, как некто, наморщив нос, молвит вяло:
„Литературность в живописи XX века - моветон. Эти иллюстрации рассчитаны на сентиментального зрителя..."
Не вступая в споры, можно посоветовать прочитать высказывание известного пейзажиста А. А. Киселева, процитированное Репиным в „Далеком близком":
„Пусть новейшая художественная критика упрекает наших художников в идеях... называя эти идеи тенденциями. Мы не имеем причины стыдиться этих тенденций, завещанных ним такими писателями, которым как гениальным художникам поклоняется современная Европа (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Тургенев, Толстой). Тенденции эти не идут вразрез с идеалами нашего искусства. Напротив, они одухотворяют и возвышают его. Чистые от всяких корыстных и эгоистических побуждений, они-то и есть идеалы этого искусства, без которых оно не могло бы и существовать".
Мужественно.
Четко звучат слова мастера-реалиста.
И они полностью относятся к Перову-художнику, запечатлевшему забытое прошлое.

Перов не находил себе места. Бродил, бродил по старым кварталам Москвы. Посещал закопченные шумные мастерские.
Взбирался на чердаки, заваленные рухлядью. Пугал обитателей своим пристальным взором.
Спускался по стертым от времени, осклизлым ступеням в мрачные подвалы. Эти трущобы были заселены трудовым людом.
Везде кишели дети. Оборванные, неухоженные.
Художник искал в этих забытых богом местах героя будущем полотна. Мелькали дни. Картина ждала...
Однажды он зашел в бойкую портняжную, где загроши латала дыры беднота.
Живописец внезапно услыхал сиплый бас:
„Барин, чего забыли в наших краях, а?"
Перов вздрогнул.
Перед ним стоял вальяжный хозяин. Розовая косоворотка. Фуражка с лаковым козырьком, надетая набекрень. Жилетка с золотой цепочкой часов. Хромовые сапоги. Это был поистине „князь" сих мест.
Василий Григорьевич смешался: что он мог сказать? Разве поймет этот ражий детина, как ему нужен „коренник" для „Тройки"? Символ угнетенности юной души.
Наконец судьба будто смилостивилась. Тверская застава... Густая толпа. Гам, крик. Шумиха. Торгуют всяческой снедью Горячий сбитень. Ливер. Семечки. Пестрая карамель.
Перова чуть не сбил с ног парнишка-рассыльный. Бедняга тащил, как гном, огромный тюк.
Мастер вгляделся в его перекошенную потную мордашку.
Опять не он. Задержали на миг зеваки. Полупьяный мужик танцевал „барыню" с медведем. Художник собрался восвояси.
Как вдруг перед ним возникла немолодая крестьянка.
Рядом понуро плелся белобрысый мальчонка...
Это был точно „коренник"!
Долго-долго пытался объяснить перепуганной женщине (а она видела в нем лишь богатого господина в шубе), что ему надо обязательно сделать набросок с ее сынишки.
Не более.
Наконец сговорились.
Студия.
Вскоре малыш оцепенело застыл в позе. Перов спешил, cпешил окончить этюд. Мать сидела в креслах поодаль. Все кругом казалось ей странным и дивным. Особо пугала большая белая женщина из гипса. А со стен не спускали глаз десятки разных бородатых и безусых лиц.
Набросок был окончен.
Потом художник стал вписывать прямо в холст, стоящий на мольберте, образ юнца. Тогда уж материнское сердце не выдержало. Ее кровинушка возник на полотне как живой. Только зачем заставили тащить втроем эти санки с огромной бочкой?.. Ну, барину видней. И женщина вынула скомканный платок. Вытерла глаза.
Прошло несколько лет.
„Тройка" давно-давно была завершена.
Картина ошеломила всех... Перов получил звание академика. Жизнь, работа продолжались... Но художник не забыл того деревенского мальца, который помог ему окончить холст.
„Какова его судьба? - думал Перов. - Что с ним?" - не раз томила мысль. И в одно из таких мгновений... раздался робкий, еле слышный стук. Почти шорох. Василий Григорьевич распахнул дверь. Перед живописцем возникла бедно одетая крестьянка.
Черный платок. Темная душегрейка. Узелок в натруженных руках. Глаза. Глаза светлые, широко открытые. Полные слез.
„Что с вами?" - воскликнул Перов. Он не узнал в постаревшем осунувшемся лице знакомые черты матери „коренника". Но это была она.
Сбивчиво, кратко, трагично прозвучал рассказ. Страшная, неприкрытая правда предстала перед Перовым. Мальчик умер.
- Барин, - прошептала женщина. - Вот деньги. Продала все, что могла. Молю одно: отдай мне лик моего сынка родного. Век буду благодарна.
Перов утешил горемычную мать.

Девизом благородной творческой деятельности Василия Перова могли бы служить сокровенные слова великого Mycopгского:
„Прошло время писаний на досуге: всего себя подай людям - вот что теперь надо в искусстве".
И художник созидал...
Ошеломляет его поразительная, вулканическая работоспособность.
Вернемся на выставку в Третьяковку.
Задумайтесь: ведь все это создано за одну жизнь. За тридцать лет работы... Еще одно чувство неотступно преследует тебя, когда видишь метания, разыскания, бесконечные искания. В них осязаемы непрестанные горестные раздумья. Слышишь тревожное биение горячего сердца живописца-гражданина.
„Истинным поэтом скорби" назвал своего любимого учителя Михаил Нестеров...
И еще пророческие строки неотвязно слышатся в залах экспозиции Перова:
„Чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать, страдать..."
Это сказал Достоевский.
Река жизни неумолима.
Ее поток беспощадно стирает и дробит даже твердые камни.
И тогда они ложатся на дно русла как галька, а порою даже песок.
Но дар особо целиковых, сильных горных пород - устоять, не поддаться нивелирующему, сглаживающему движению воды.
Тогда мы видим вдруг посреди бурного потока гордую скалу, утес с ломаными, резкими отрогами, оставшимися почти в первозданной красоте...
Так и в искусстве.
Надо обладать очень крупным характером, а если xoтите - личностью, чтобы не раствориться, не растерять данных природой свойств.
Нужно, любя и ценя свое время, свой народ, находить свой голос, свою тему.
Так поступали классики мирового и отечественного искусства.
Потому они и остались в памяти человечества...
Но подвиг их жизни, как правило, суров.
Легенды о счастливчиках, пропевших свою песнь, как птичка божья, без заботы и труда, - миф! Кровь и пот, страданье - за счастье творить.
Вот плата за честь называться талантом. За радость, завоеванную в работе, невзгодах, спорах, наконец, борьбе.
Вот правда судьбы любого из великих.
Исключений здесь нет...
Но не все выдерживают напор обстоятельств, стечения роковых эпизодов. Наконец, сам быт предъявляет многие привлекательные и расслабляющие творческий импульс обстоятельства. Непреложна аксиома - искусство требует всего художника.
Полной отдачи.
Тогда оно достигает миллионов сердец.
Но главное, что никогда не надо забывать: творец принадлежит своей эпохе. Любой эгоцентризм дорого обойдется такому лукавцу. Его просто забудут.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.chedevri
Отписаться

В избранное