Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мастера и шедевры

Выпуск №143. 14 февраля 2005г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

Празднование Дня Святого Валентина продолжается!

Дорогие друзья!

Союз писателей Москвы и издательство "Эльф ИПР" приглашают Вас на презентацию интернет-проекта ИМЕНА ЛЮБВИ. Презентация состоится 15 февраля 2005г. в 18:30 в музее В.В.Маяковского по адресу:

101000, Москва, Лубянский проезд, 3/6, проезд до ст. метро "Лубянка", "Китай-город".

В программе презентации:

Встреча с авторами и креативной командой проекта;

Kонцерт, в котором примут участие автор и исполнитель Виктор Попов, Алексей Караковский и рок-группа "Каникулы", Семён Ильягуев и синтез-проект "Ничего личного", гитарист Дмитрий Григорьев, пианист Евгений Слабиков, танцор Дмитрий Змеев;

Вы увидите фрагменты спектаклей коллективов театрального училища им. Б.В.Щукина и гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина.

Во время презентации пройдёт награждение победителей фотоконкурса "Толстый и тонкий".

Завершит программу дружеский фуршет.

Вход свободный.

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 39.
"Алексей Саврасов"
(окончание).

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

„Грачи прилетели". Прошло более ста лет с того дня, когда этот маленький холст был показан на I Передвижной выставке в Москве в 1871 году.
Эта картина была в то время лучшим ответом на призыв Чернышевского: „Прекрасное - есть жизнь".
Одним из первооткрывателей этой новой красоты в русской пейзажной живописи, красоты простой и активной, стал Саврасов! Он нашел в себе силы сбросить тяжкий груз живописных условностей и, что самое главное, дать наконец простор приобретенному еще в юности чувству музыки русской природы.
Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. Там всегда людно.
„Грачи прилетели".
Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина.
Ваш слух уловит музыку весны.
Звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон.
Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра и тихий благовест.
В серой стене зала будто вырублено светлое окно.
Полотно решено в тончайшем валере.
Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов.
Солнце скрылось.
Но его лучи пробивают легкую пелену и бросают сложные серо-голубые тени на снег.
Живопись холста многослойна.
Цветная мозаика в светах пастозна и доведена до эмалевой плотности. Несмотря на необычайно точное общее звучание полотна, художник прибегает к ювелирной деталировке картины, которую можно рассматривать часами в упор.
Пейзаж до предела обжит.
Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах. Все, от исхоженного сырого наста до искореженных берез, все свидетельствует о неумолимом влиянии времени.
Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика, мерцает весеннее солнце.
Каждая пядь картины выстрадана влюбленным в природу России поэтом-художником, и эта его пристрастность передается вам, и вы дышите этим еще морозным, колючим воздухом.
Вы слышите пение весны.
Весь холст полон удивительного внутреннего движения.
Бегут, бегут тени по снегу, дрожат отражения в темных проталинах, еле колышутся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака.
Мерцают дали, кое-где поблескивая старым серебром.
В картине нет манеры, нет эффектных ударов кисти, нет претендующих на виртуозность приемов.
Язык холста прост до изумления, он почти (да простят меня стилисты) коряв.
Это озарение, когда многолетняя школа, заученность руки - все уступает биению сердца и тому восторгу, который сопровождает рождение шедевра.
Саврасов - лирик, и его "Грачи" - пример проникновения в самую суть, душу русской природы.

...Отшумели вернисажи, разошлись зрители. Попробуем разобраться в звучании "Грачей" тогда, в далекую пору. Век назад.
Крамской пришел в восторг от картины. Оценивая пейзажи Передвижной, он писал, что на всех иных полотнах есть „вода, деревья, даже воздух", а душа есть только в „Грачах".
Но не все так верно оценивали „Грачей".
В „Московских ведомостях" некий В. В. писал:
„Хорошенький вид уже чернотой краски дает чувствовать влажность только что сброшенной зимней одежды. Вы как будто чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны".
Вот, как говорится, когда белое видят черным.
Ведь даже сегодня, через сто лет, „Грачи" поражают своей светлой гаммой, полным отсутствием черноты, удивляют своей цветной мозаикой.
Однако досадно, что подобные оценки, происходящие от слепоты критика, случаются и сегодня.
Но забудем о таких мелочах, хотя они порою бывают довольно болезненны для живущих.
Представьте себе на минуту, каково было читать Саврасову журнал „Дело", где критик, скрывавшийся под псевдонимом Художник-любитель, писал:
„Мы вообще не большие поклонники художников, которые пейзажи избрали своей исключительной и единственной специальностью, и такая односторонность для нас странна... Пейзаж нужен всякому рисовальщику как фон, как декорация для картины, но сам по себе пейзаж бесцелен!"
Итак, „Грачи" отправились в свой вечный полет... Но вернемся к автору холста, к его печалям и редким радостям.
Пора высшего творческого взлета Саврасова, пора создания „Грачей", отмечена событиями трагическими.
В 1871 году в Ярославле скончалась новорожденная дочка. Это усложнило отношения с женой, так не хотевшей ехать в провинцию. Вскоре скарлатина уносит вторую маленькую дочку - Наденьку.
Эти несчастья глубоко, трагично потрясли живописца.
Он возвращается в Москву.
Но как ни велико горе, а жизнь не остановишь.
И снова замелькали пестрые и пустые дни московских забот, заказов, никчемных долгов.
Трудно, очень трудно после высокого поэтического взлета „Грачей" опускаться на грешную землю.
Но ничего не попишешь.
И все же семидесятые годы отмечены необычайным творческим накалом. Саврасов не теряет высокой требовательности к себе.
Он изгоняет навсегда из своих заказных работ швейцарские мотивы в духе Калама и салонные „виды" имений вельмож. Он предпочитает творчески повторять „Грачей" либо писать картины русской природы.
Семидесятые годы были годами подъема в творчестве мастера. После „Грачей" он создает ряд полотен, среди них „Проселок" (1873), „Радуга" (1875) и „Домик в провинции" (1878).
В эти сложные годы Саврасов отвечает на все трудности работой и работой. Он как бы переносит всю борьбу с жизненными передрягами в свои картины, изображая в них неуемную борьбу света и тени, солнца и надвигающейся грозы.

„Проселок", пожалуй, самый значительный холст после "Грачей". Если колорит „Грачей" - серебристо-перламутро»ый, то живописный строй „Проселка" - золотисто-жемчужный.
Каким поэтическим ощущением природы надо обладать, чтобы увидеть в липкой грязи размытого ливнем проселка сказочный по красоте, сверкающий мир. Чудо! Только так можно назвать этот холст Саврасова, способный выдержать соседство с любым полотном прославленных барбизонцев.
Загадочно отсутствие техники мастера. Порою она почти топорна (да простят меня еще раз строгие знатоки стиля). Но в этом, наверное, и есть предельная откровенность и динамичность почерка живописца.
В каком-то хаосе буквально нашлепанных красок рождается чудо пленэра.
Но когда вы вглядитесь попристальней, то обнаружите тайную мудрость направления мазков, напряженность красочного слоя в светах, тончайшие лессировки в тенях.
Саврасов обнаруживает в этом холсте раскованность мастерства или, если хотите, ремесла живописца.
Потому так трепетно живет и дышит эта картина.
Мы явственно слышим пение жаворонка, голос горячего ветра, тот нестройный шум и гул, который свойствен нашим просторам.
Мы видим мир живой, полный терпких запахов, борьбы яркого света и теней, полный симфонического звучания.
Саврасов бесхитростно передал то, что до него было видано сотнями художников, - русскую природу...
„Жизнь почти всех великих людей была более трудной, более несчастной, чем жизнь других людей".
Эти слова Эжена Делакруа вспоминаешь не раз, изучая трагическую биографию Саврасова.
К концу семидесятых годов тучи над головою Алексея Кондратьевича сгустились. В свое время у художника отобрали казенную квартиру. На просьбу пейзажиста о возвращении квартиры Совет училища ответил отказом.
От Саврасова уходит жена и забирает детей.
Художника настигает недуг - он начинает слепнуть...
Все эти невзгоды приводят живописца к тяжелой психической депрессии.
Мастер бесконечно одинок в шумном и суетливом мире.
Его уже не согревает даже горячая любовь учеников.
Он начинает дичиться людей, все реже посещает училище.
Несчастья сломили богатырскую натуру.
Трагический финал назревал.
„Господину преподавателю Училища живописи, ваяния и зодчества, академику, надворному советнику Саврасову.
По распоряжению Совета, имею честь уведомить, что 22 мая с, г. Советом Общества Вы уволены от ныне занимаемой должности".
Так коллеги Саврасова решили судьбу одного из самых талантливых художников того времени.

Рдяный свет вечерней зари разлился по небу. Осколки заката опрокинулись в зловонные лужи Хитровки.
Из отверстых пастей кабаков валил смрад.
Лиловые тени сумерек бродили по мокрой булыге.
Призрачные фигуры босяков растворялись в навалившемся мраке.
Зажглись фонари.
По кривому переулку неверным шагом шел высокий мужчина. На его сутулые плечи накинута хламида. Широкополая шляпа, большая всклокоченная седая борода, бледное лицо с горящими впалыми глазами.
Алексей Саврасов... Вот уж скоро десять лет, как изгнанный из училища академик живописи каждодневно обивает пороги кабаков и ночлежек.
„Отрущобился", - говорили люди.
Говорили, вздыхали и ахали... А Саврасов голодал.
Торговал за бесценок картинами и копиями со своих старых холстов. Никто серьезно и не пытался помочь ему.
И он погибал на глазах всей Москвы.
- Куда? Куда уйти от этой ярмарки? - говорил мастер своему ученику Коровину. - Кругом подвал ... я там хожу.
Саврасов был мягок и крайне деликатен. Он смирился со своей страшной участью.
"Я перешагнул Рубикон жизни", - любил говорить художник. Жутко было слышать эти слова от живого человека.
Пятнадцать лет (после увольнения из училища) медленно угасал некогда сильный человек.
Наконец наступил финал...
В отделении для бедных Второй градской больницы скончался Алексей Кондратьевич Саврасов.
Шел 1897 год.
Завершился тернистый путь великого страдальца.
Угас один из самых светлых и добрых талантов России.
Саврасов был могуч от природы. Его здоровья хватило бы на десяток обыкновенных жизней.
Но он жег свечу с двух сторон.
Был беспощаден к себе, совестлив и сурово-правдив.
Ненавидел подлецов и лгунов, был неуживчив, предельно откровенен. Его искренность и открытость целиком отражены в его творениях. Язык его живописи понятен любому обитателю планеты сегодня, вчера и вечно...
На Ваганьковском кладбище кроме родных гроб провожали двое - Павел Михайлович Третьяков и отставной солдат, швейцар Училища живописи, ваяния и зодчества Плаксин.
Первый открыл Саврасову двери в бессмертие, купив на I Передвижной его шедевр „Грачи прилетели". Второй затворил за изгнанником дверь его любимого училища, где Саврасов проработал четверть века и откуда был выброшен на улицу, оставив после себя таких учеников, как Левитан и Коровин.
На другой день после трагических похорон Саврасова кому-то в училище стало не по себе, и посему в этом здании немедля была совершена панихида по „почившем в бозе рабе божьем, бывшем преподавателе училища, академике живописи А. К. Саврасове".
Перед началом панихиды директор, сиятельный князь А.Е.Львов, произнес прочувствованную речь, в которой, не жалея слов, воспел усопшего живописца как гордость России и закончил эпитафию так:
„Нам больше, чем кому-либо, подобает помолиться за упокоение души его".
Трудно понять, чего больше было в этих словах - ханжества или цинизма.
Одно было ясно. Никакие словеса и молитвы не могли смыть позора с власть предержащих, которые хладнокровно допустили гибель одного из даровитейших людей России.
И эта вторая панихида - лишь яркое тому подтверждение.
Но не князьям Львовым было судить меру таланта Саврасова.
Это сделал народ!

Придите в любой день в Третьяковку, зайдите в маленький зал. Вновь станьте возле картины „Грачи прилетели", и вы увидите море чувств - любви, благодарности, нежности, оцищенных к самому несчастному и самому счастливому из певцов России - Саврасову.
В левом нижнем углу холста еле заметна стершаяся надпись: „Молвитино 1871. Саврасов".
Молвитино.
Что говорит непосвященному это название?
Что такое в масштабе страны село под Костромой?
Малая точка на карте.
И однако, в истории русской живописи Молвитино - веха.
Прошло более ста лет со дня рождения „Грачей". Бесконечно далеко то время. Наверное, не уцелел ни один домик, давно сгнили заборы, может быть, спилили на дрова березы...
Но жив тот благословенный мартовский миг, который озарил душу Саврасова и был запечатлен, как бы остановлен им на холсте.
И вот сегодня мы дышим молвитинским воздухом той поры, мы слышим мелодичную песнь России.
"В России природа поет", - говорил Саврасов.
Идут и идут тысячи, десятки, сотни тысяч людей через маленький зал Третьяковки, останавливаются надолго у картины „Грачи прилетели" и уходят просветленные, приобщившись к прекрасному.

Сегодня пейзаж, написанный рукой художника-реалиста, - это не просто картина для украшения интерьера квартиры или экспозиции музея.
Это - целебное, душеспасительное средство от многих стрессов, инфарктов и прочих заболеваний, вызванных нашим высоко-технически оснащенным веком.
"Есть в светлости осенних вечеров умильная таинственная прелесть..."
Прочтите эти строки Тютчева...
В них не названы ни Русь, ни березки, ни раздолье, но в музыке стиха слышится все.
Тишина распаханных полей.
Угасающая заря.
Тонкий, мерцающий серп молодого месяца.
Притихшие белоствольные рощи.
В этом - магия поэзии.
Вечная красота художественного слова.
Современны ли эти стихи?
Едва ли сегодня возникнет у кого-нибудь подобный кощунственный вопрос.
Думается, давно уже улеглись нелепые страсти, и стало ясно, что Пушкин, Тютчев, Блок, Есенин - это не „музейные реликвии", а трепетная плоть русской лирики, вечно юная, живая.
Ныне все поняли, что русская классическая поэзия и живопись такие же ценности, как сам воздух, которым мы дышим, что их надо охранять так, как неукоснительными государственными законами охраняются от бесхозяйственного хищнического отношения наши леса, реки, птицы.
Ведь существует Красная книга, где перечислены все редкие, уходящие от нас виды живого мира, которые надо строго оберегать.
Почему же мы так нелепо порою рассуждаем о художниках, которые эту нашу милую русскую природу прославили, воспели с любовью, великим тщанием.
Неужели только лишь потому, что теперь никому уже не снится так мастерски, поэтично написать пейзаж, как это делали Саврасов или Левитан?
Тогда пора произнести суровую правду, сказать откровенно, что и в XX пеке, в эпоху научно-технической революции, надо уметь не забывать традиции великих пейзажистов, от Констебля, Коро, Клода Моне, Сислея до наших чудесных мастеров - Васильева, Куинджи, Поленова, Левитана... умевших с филигранным мастерством отражать малейшие нюансы состояний природы. Очевидно, сегодня надо искать новую красоту пейзажа в еще более трепетном ощущении вечно юного лика природы, а не в огрубленных схемах, якобы дающих некий обобщенный лик земли нашей.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...




Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.chedevri
Отписаться

В избранное