Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мастера и шедевры

Выпуск №142. 8 февраля 2005г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 39.
"Алексей Саврасов".

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

С Саврасова появилась лирика в
живописи пейзажа и безграничная
любовь к своей земле... Да,
Саврасов создал русский пейзаж.
И. Левитан


Белокаменная Москва встречает утро благовестом.
Тянутся в небо сизые дымы.
В синих стоячих лужах бродят пухлые облака, натыкаясь на золотые маковки церквей.
Низко над землей с визгом носятся стаи стрижей.
Парит.
Быть грозе.
Ярко-желтый домик потонул в белой кипени черемухи. В окнах алая герань. Ветер колышет кружевные занавески, раскачивает клетку с канарейкой, тревожит ржавый скрипучий флюгер. В саду поет малиновка...
В маленьком доме сегодня праздник. У хозяина - купца третьей гильдии Саврасова Кондрата - родился сын.
Нарекут его Алексеем.
В приходе Николы Мученика, что у Яузы, 24 мая 1830 года появился новый прихожанин.
Доволен, не скрывает радости Кондрат Артемьевич. Есть наследник! Будет кому продолжать торговое дело. Не бог весть какая негоция - сбыт глазета, кистей с бахромой, со шнурами. А все же коммерция!..
А там, глядишь, подрастет сынок, и, неровен час, можно рискнуть затеять дело посерьезней, дело, которое наверняка будет поприбыльнее.
Но откуда было знать ликовавшему Кондрату Артемьевичу, что все его расчеты пустые?
Что Алешка, его кровинушка - блажной, и не выйдет из него купца...
Что будет он бродить, долговязый и потерянный, шататься по слободе, глазеть на реку или валяться часами и смотреть в небо...
И мать будет только качать головой и тяжело вздыхать:
„Пустоцвет".
Нет, не могли понять родители Алексея, в каком особенном, дивном мире жил их сын.
Как жадно впитывал он в себя пение весенних вод, шорох берез, грачиный грай!
Как чутко слышало его сердце разговор молодого месяца и звезд, трубные звуки утренней зари, тихую беседу ивы с рекою!
Он рано прикоснулся к прекрасному.
Ему открылось все колдовство простого, будничного, он узнал радость познания красоты.
Пройдет много лет, выпадет на долю Алексея много испытаний, прежде чем накопленное еще в юности богатство души найдет выход в творениях простых и волшебных... Но это все очень далеко.
А пока суровый отец, открыв пристрастие сына к рисованию, жестоко наказывал его.
Сын изгнан на холодный чердак, где упрямо рисует, рисует, рисует.

...Зябкое утро. На Яузе гнилой туман. Алеша торопливо вышел издому. Скользит под ногами мерзлая булыга. Морозит. Алексей шагает по Солянке.
Долговязый, нескладный, с большим свертком под мышкой.
Пасмурно.
В серой мгле тускло подмигивают фонари.
- Эй, вьюноша, - хрипит торговка снедью, - иди, на грош горла отрежу.
Алеша улыбается и убыстряет шаг.
Пахучий пар валом валит из распахнутых дверей кабака.
Багровые блики горят в черных лужах.
В густом тумане бродят босяки и нищие.
Галдят извозчики, горланят торговки студнем, ливером, рваниной.
Думал ли четырнадцатилетний Саврасов, что через полвека он, прославленный художник, академик, но уже позабытый и одинокий, будет толкаться с этими босяками и нищими по Солянке и Хитровке?..
Китай-город. Белые древние стены.
Никольские ворота. Лавочки, лавочки, лавочки... Каких только диковинок не сыщешь тут! Яркие лубки с пожаром Москвы и гравированные портреты генералов с нафабренными усами. Тут же рядом Василиса Прекрасная и Еруслан Лазаревич и сотни пестрых картин, малеванных масляной краской.
Вот и знакомая лавка.
Алексей неспешно разворачивает сверток. Лавочник пересчитывает картины. „Извержение Везувия", „Восход", „Закат солнца на море"... всего двенадцать.
- Шесть рублей за дюжину, - осклабясь, цедит торгаш.
Алеша спешит домой. Он несет выручку.
Он горд.
Хотя знает цену ходовому товару. Он просто хочет доказать родителям доходность своей профессии.
Но его ждут грозный отец и холодный чердак.
Скоро друзья, чуть ли не с полицией, спасут Алешу от мерзлого чердака и устроят его в Училище живописи.
Так начинал Саврасов тернистый путь в искусстве.

...Промелькнули годы учения. Добрые наставления Карла Рабуса, преподавателя живописи. Бесконечные копии с классических оригиналов. Компоновка романтических сюжетных пейзажей. Изучение техники. Штудии, штудии.
А как же с тем запасом душевных замет, которым владел Алексей Саврасов с детства? Они были почти не тронуты.
Слишком далека была академическая школа от каждодневного бытия, от живой природы.
В 1850 году молодой Саврасов получает звание неклассного художника. Он многое умеет.
Одна из первых работ вне школы, написанная в 1851 году, - большая картина „Вид на Кремль в ненастную погоду".
Пейзаж романтический. Налицо все атрибуты „возвышенного" стиля первой половины XIX века. Бурное небо, гонимые порывом ветра облака. Пышные кроны деревьев, убогий шалаш. В общем, холст наполнен весьма банальными деталями, обычными для полотен романтиков.
Но что волнует нас и заставляет все пристальней вглядываться в картину молодого художника - это Кремль.
Древний, белокаменный.
Как сказочный корабль, расправив белые паруса храмов, горделиво и неспешно приплыл он к зеленым берегам Москвы-реки и бросил на реку серебряные отсветы. Так тривиальный романтический мотив получил новое звучание. Двадцатилетний художник остро чувствовал красоту, но еще робко подходил к своей, "саврасовской" теме.
„Степь днем". Этот пейзаж - новое слово в живописи. Лучезарное, широкое приволье напоено светом и радостью. Бескрайние дали тают в жарком мареве.
Где-то в голубой выси вьется жаворонок.
Это был стихийный, интуитивный пленэризм. Казалось, что вот-вот наблюдения, труд и духовная одержимость художника дадут плоды самого высокого качества.
Саврасов окончательно найдет себя - Саврасова.
Но судьбе угодно было распорядиться по-другому.
В 1854 году президент императорской Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна посетила Москву.
Она удостоила своим вниманием Училище живописи, ваяния и зодчества и заметила талант Алексея Саврасова.
Засим последовало милостивое приглашение, читай - приказ, немедля ехать в Петербург, а оттуда в окрестности Ораниенбаума и Петергофа, где располагались владения ее высочества.
Далее все пошло как в сказке.
Молодой мастер приступил к выполнению высокого заказа - запечатлеть "виды" дач на берегу Финского залива.
На годичной выставке Академии художеств в октябре 1854 года были экспонированы два полотна Саврасова - "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и „Морской берег в окрестностях Ораниенбаума".
Стоит ли говорить, что эти работы понравились Марии Николаевне?
И поэтому...
В 1854 году, 30 ноября, Алексей Саврасов получает звание академика живописи. Звание, которого не был удостоен Карл Брюллов, потрясший Европу. Молниеносный взлет мог вскружить голову человеку и более зрелому, и Саврасов поддался круговерти успеха, светских комплиментов, аристократических похвал.
Долгие годы в списках работ живописца будут фигурировать копии с „Видов Ораниенбаума", ландшафты владений других сиятельных заказчиков.
Молодой академик завален работой.
Его доходы растут, он становится модным.
Кисть его блещет виртуозностью, холсты импозантны. В них есть и хлесткость почерка и даже щегольство.
В них есть все, кроме правды.
Высокие заказчики в восторге, но муза художника чахнет в богатых имениях.
Вскоре умирает старый учитель Саврасова Рабус, человек и художник большой совести. Освобождается должность в Училище живописи, и Саврасова назначают на его место. 12 мая 1857 года он произведен в чин титулярного советника.
Алексей Кондратьевич начинает ухаживать за дочерью крупного московского купца - любителя живописи и древности Карла-Эрдмана Герца.
Вскоре он женится на Аделаиде-Софье Герц.
Заколдованный круг успехов, удач, возвышений замыкается.

А как живопись? А как же заветный клад, который, несмотря ни на что, хранит душа художника?
Новая семья предъявляет свои счеты, свою власть, диктует свои вкусы. С легкой руки Герца в творчестве Саврасова на много лет укрепилось влияние Калама, швейцарского живописца, не лишенного эффектности, но совершенно чуждого русской школе.
Все быстрее и быстрее крутится колесо московской суеты. Саврасов преподает, исполняет десятки заказов, поддерживает светские связи.
Его супруга требовательна и капризна.
Живописец еле успевает фабриковать салонные пейзажи.
Но, несмотря на внешнее благополучие, Саврасов тоскует, он рвется к природе.
Его душа требует иной пищи, а неумолимая проза жизни возвращает его к мольберту с очередным „Видом швейцарских Альп".
Кризис назрел.
Надвигался взрыв, бунт, способный нарушить привычный ритм жизни, размеренную цепь полуудач, полувосторгов, полусчастья...
„Имея частное поручение исполнить рисунки и картины зимнего пейзажа на Волге, покорнейше прошу Совет уволить меня от службы на пять месяцев с 1 декабря 1870 года".
Перо остановилось...
Саврасов поправил очки и вздохнул. Как трудно было решиться на этот шаг!
Ведь только недавно ему казалось, что он должен быть занят этими нудными, неотложными делами.
Что вся эта спешка, эта ежедневная карусель и есть та единственная жизнь, к которой он, Саврасов, призван.
Но вот на днях он прочел, что Мольер сказал однажды окружавшим его друзьям, захлопнув книги Платона и Теренция:
„Достаточно с меня этих образцов; теперь я смотрю в себя и вокруг себя". И Саврасов решился... Почти пятнадцать лет, по существу, потеряны. Если не счесть нескольких пейзажей, писанных с ощущением природы России.
Накануне нового, семьдесят первого года, не слушая плача жены, ропота знакомых, ворчания друзей, Саврасов, забрав семью, покидает Москву. Кто мог предполагать, что этот нелепый, как казалось многим, поступок принесет быстро столь нежданные-негаданные плоды.
Живописец приезжает в Ярославль. Волжское приволье вдохнуло новые силы. Он пишет саженное полотно "Вид Волги под Юрьевцем", которое принесло ему первую премию на выставке в „Обществе любителей художеств".
Но не этот холст (который, к великому сожалению, исчез бесследно) произвел переворот в русской живописи.
После короткого пребывания в Москве, он уехал снова на Волгу, в Костромскую губернию, в село Молвитино.
Саврасов начал небольшое полотно, которое утвердило его имя на века.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...




Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.chedevri
Отписаться

В избранное