Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мастера и шедевры

Выпуск №141. 1 февраля 2005г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 38.
"Николай Ге"
(окончание).

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Огромную роль в судьбе Ге сыграл Толстой, связь с которым крепла год от году и продолжалась до кончины живописца.
Замечательным свидетельством этой большой дружбы осталась переписка. Любовью, заботой о творчестве художника проникнуты письма Толстого.
Он беспокоится, как бы фанатичный Ге, выполняя свой моральный подвиг, совсем не забросил бы живопись:
"...Про нас ничего не знаю. И что-то мне все чудится, что вам было не совсем хорошо и что вы потому мало работали. Не дай бог. Ничто в нашем возрасте так не желательно, как то, чтобы вызревающие на нас плоды без бури и ненастья, а при тишине и солнце, падали мягко один за другим на землю. И вот я под вашим деревом стою, дожидаюсь..."
Ге отвечает Толстому:
"Не смущайтесь, что я на время оставил работу. Я опять принимаюсь, я не могу жизнь, свое сознание отделять от работы. Я столько пережил в это время, столько переродился, что от этой работы только выиграл, ежели бог это позволит, я действительно вас порадую работой художественной. Искренно только и можно работать, по-моему, но еще нужно жить тем, что хочешь сказать..."
И это были не просто слова. Ге пережил на хуторе Плиски свое второе рождение как художник.
Несколько лет творческой немоты напрягли внутреннюю энергию мастера, и в восьмидесятых годах начинается последний, лучший период в его искусстве. Он создает свои шедевры - "Что есть истина?", „Распятие", "Голгофа", чудесные портретные работы.
Подобный поздний взлет живописи доступен только немногим мастерам, способным сохранять в преклонные годы юношеское сердце, глаз ребенка и мудрость.

...Накаленные, словно сплавленные в жарком огне цвета горят на поздних полотнах Ге. Пламя янтарных, золотых, желтых красок соседствует с оранжевыми, пурпурными, рдяными колерами...
Но это не значит, что художник избегает холодных тонов.
Пожалуй, мало у кого из живописцев мира так звучат бирюзовые, лазурные, синие цвета, как у Николая Ге.
В борении холодных и теплых цветов, в борьбе света и тени, в романтической взволнованности композиций весь художник Ге - мятущийся, ищущий.
Его полотна всегда поражают новизной, неожиданностью решения. Нервная, эмоциональная манера письма заставляет зрителя пытаться активно осмыслить сложный язык его картины.
Ярок, не схож ни с кем колорит Ге.
Удивительно точно найдены состояния природы.
Лунная ночь.
Раскаленный полдень. Раннее прохладное утро...
Всегда предельно выражены метафора, символ, задуманные художником. Мужествен, лаконичен почерк его последних холстов.
Ге, пожалуй, как никто в русском искусстве, постиг тайны рембрандтовского колдовства.
В его полотнах разлит поистине магический свет, его образы живут в предельно обостренной, накаленной высокими страстями атмосфере.
Холсты последних лет творчества живописца - симфонии борьбы зла и добра, света и тьмы.
Порою, глядя на творения Ге, будто слышишь музыку Скрябина - гневную, неистовую и нежную...

"Что есть истина?".. Пилат-наместник Рима. В складках белой тоги, облегающей фигуру патриция, все самодовольство Рима - владыки античного мира.
Я слышу топот шлемоблещущих когорт империи, я слышу рев военных труб, стоны рабов и скрежет цепей.
Пилат торжествует. Холеный, источающий благополучие. Полный иронии и скепсиса.
„Что есть истина?" Великий Рим не дал ему ответа.
Неужели этот оборванный нищий, стоящий на пороге лютой казни, может дать ответ?
Льются лучи нестерпимо жестокого солнца на раскаленные плиты мозаичной мостовой. Сверкающий меч света положил грань между жизнью и смертью.
Там, в огнедышащей тени, осужденный пророк.
Взгляд его, испепеляющий, спокойный, поражает, не забывается никогда.
Христос Ге - апостол страждущих и нищих - бесконечно далек от канонических засахаренных изображений Спасителя, принятого церковниками.
И церковники, а вместе с ними власть предержащие восстали.
Победоносцев, обер-прокурор и духовный наставник Александра III, доносил царю, что художник Ге поселился у Льва Толстого. Сошлись два безбожника...
Касательно картины „Что есть истина?" обер-фискал писал, что полотно оскорбляет религиозное чувство и несомненно тенденциозно!
Предложение - убрать с глаз публики картину...
На письме Победоносцева начертана Александром III резолюция: „Картина отвратительная..."
Картину сняли.
Лев Толстой по-другому оценил полотно.
„Достоинство картины, - писал он, - в том, что она правдива (реалистична, как говорят теперь) в самом настоящем значении этого слова. Христос такой, каким должен быть человек, которого мучили целую ночь и ведут мучить. И Пилат такой, каким должен быть губернатор теперь. Ге нашел в жизни Христа такой момент, который важен теперь для всех нас и повторяется везде во всем мире. И это верно исторически, и верно современно..."
Не обошлось и без курьезов. Ге, взбешенный причитаниями светской дамы, сетовавшей, что-де Христос на его холсте „Что есть истина?" некрасив, ответил ей:
„Христос, сударыня, не лошадь и не корова, чтобы ему быть красивым. Я до сих пор не знаю ничего лучше человеческого лица, если оно не урод, разумеется. Да притом человек, которого били целую ночь, не мог походить на розу..."

"...Вся моя работа до сих пор, - пишет Ге за год до смерти, - состояла в том, что я пробовал все то, чего „не нужно делать", и, наконец, дошел до того, что „нужно сделать", что ужасно просто и что стоит очень давно, т. е. что вечно".
В этих строках нет ни тени кокетства художника, знающего себе цену.
Грандиозность духовного горизонта Ге в том, что он был всю жизнь предельно правдив.
Жить для него - это вновь и вновь рождаться в своих полотнах.
И последние его годы отмечены необычайным взлетом творчества. И это озарение подготовлено долгим, мучительным путем осмысления явлений бытия.
„Портрет Наталии Ивановны Петрункевич". Молодая женщина читает книгу у открытого в сад окна.
Как по вечерней глади озера неслышно бегут мимолетные блики плывущих облаков, так и в этом холсте, будто гонимые неумолимым роком, неслышно скользят легкие тени раздумий, печали, мечты...
Это полотно - целый мир.
Бездну ассоциаций, сложную гамму чувств рождает художник, создав внешне статичную композицию. Но покой, с первого взгляда властвующий на холсте, только кажущийся.
В глубоких тенях, в тишине старого дома, в тяжелых складках платья, в самом силуэте женщины неуловимо скрыта напряженность.
Как будто ощущаешь бег неумолимого времени, отсчитывающего меру радостей и невосполнимых потерь.
За окном жизнь.
Скользят по дорожке прозрачные блики солнца. Они зовут нас в глубину сада, в зеленую прохладу деревьев.
Прошелестела страница книги. Вздохнула женщина.
Пробежал ветерок. Зашептали листья…
Неуловимые миги бытия… Где-то в лазоревой выси яростно светит летнее солнце, где-то в просторной степи гудит вольный ветер. Где-то кипит жизнь…
В старом доме тишина.
Пробили часы.
Проскрипел паркет. Кто-то прошел по комнатам.
В саду прокричала кукушка...
Еле заметная, чуть грустная улыбка осеняет юное лицо. Чуть приподняты дуги бровей. Тончайшие интонации чувств ула¬вливает мудрый художник. И эта объемность зрения живописца сообщается нам. Мы начинаем вместе с Николаем Ге бродить по тенистым аллеям запущенного сада, любоваться игрой света и тени, холодных и теплых тонов зелени.
Начинаем зорче видеть чудесный мир, окружающий нас, учимся у живописца доброте, приобщаемся к чувству прекрасного.
Ге бесконечно любил природу. Он часто говорил, что сумасшедшие те, которые не находят, что лучше всего на свете весна, сад, деревья, птицы, трава...
Да. Красота нужна человеку!..
И она особенно нужна сегодня, когда зрители музеев и выставок вот уже скоро столетие содрогаются от лицезрения уродства, когда в застекленных дворцах модерного искусства Запада, в роскошных залах пустынно, ибо люди устали от какофонии красок, от бесформенных опусов модернистов.
И тем более зримы огромные очереди у входов в музеи и галереи, экспонирующие классическое, реалистическое искусство...
Да, мир устал от кривляния, скандального эпатажа и фокусов. Об этом свидетельствуют многие явления в искусстве Европы и Америки.
Вот что писал президент Осеннего салона 1970 года в Париже Мак Авой, отмечая поворот в сторону реалистической живописи, заметный в залах "Гран-пале":
"Время скандалов прошло... Хотя искать скандала - дело нетрудное и достойное презрения".
Лучше не скажешь!
Николай Ге… Бесконечно далеки от наших дней сюжеты многих его картин, большинство зрителей, особенно молодых, мало знают легенды, послужившие художнику канвой для его глубоких, философских холстов. Но такова сила реалистического искусства, таково обаяние пластики портретов, пейзажей, картин живописца, что мы воспринимаем их, как читаем сегодня стихи Пушкина и Фета, прозу Толстого и Тургенева, музыку Глинки и Скрябина.
Русская классика...
Я глубоко верю, что настанет время, когда искусствоведение специально займется вопросом о роли русской живописи в становлении общего хода развития мирового искусства, о духовности, наполненности высокими идеями гуманизма творений Андрея Рублева, Александра Иванова, Василия Сурикова, Николая Ге и многих других замечательных художников нашей Родины.

Станковая картина подобна живому существу.
Она имеет свою судьбу.
Ее появление на свет обязательно связано с любовью к искусству, она рождается в муках, будучи вначале лишь чистым холстом, час за часом, день за днем, а иногда год за годом картина созревает в чреве творчества, и наконец наступает миг, когда, одетая в раму, появляется она перед людьми, юная, неповторимая, дышащая свежестью первооткрытия.
Потом у картины начинается биография: она поступает либо на выставки, либо в музей, может быть, попадает в руки коллекционера - собирателя живописи.
Словом, творение художника вступает в пору зрелости.
Иногда созревание продолжается веками, и вместе со временем холст переживает иногда годы славы, а порою его постигает забвение, и картина пылится во тьме непризнания.
Но приходит время, ее вновь открывают, она обретает как бы вторую юность...
Впрочем, полотно понемногу стареет, подобно человеку или любому другому живому существу.
Да, да, постепенно краски меркнут, лаки, масла темнеют, холст покрывается морщинами, трещинами - кракелюрами.
Если обладатель произведения искусства рачителен и заботлив, тогда искусные реставраторы омолаживают картину, иногда переносят целиком весь красочный слой на новый холст - дублируют…
И все же живопись со временем неумолимо дряхлеет.
Но ее старение лишь физическое, внешнее.
Ни трещины, ни пятна не могут погасить огонь вечной души искусства - того сердечного пламени, которое вложил в картину создатель-художник.
Еще одно, может быть, необычное сравнение.
Наукой доказано, что цветы, доныне считавшиеся неодушевленными и нечувствительными, реагируют не только на свет, влагу, тепло, но и на добро и зло, тянутся к тем, кто ухаживает за ними, чахнут и болеют, если их оставляют в небрежении.
Словом, им свойственны многие чудесные качества.
Все это подтверждено тончайшей современной аппаратурой.
Не менее сложна жизнь картины - этого цветка, созданного человеком. Картина отвечает нам добром на внимание, она как бы раскрывается навстречу нам, если мы внимательно изучаем ее.
Тогда она отвечает нам любовью на любовь, отдает нам часть огромного духовного заряда, который вложил в нее когда-то художник...
Эти слова, конечно, относятся лишь к полотнам, созданным большими живописцами, вложившими в свои создания огромный труд и глубокие чувства.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...




Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.chedevri
Отписаться

В избранное