Однажды,
просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги
И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее
кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее
позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно
неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже
не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные
дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.
Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...
Рассказ
25. "Макс Швабинский" (продолжение).
Я подумал, что если бы Швабинский создал только свои замечательные офорты, он вошел бы в историю мирового искусства как великий мастер гравюры, но Швабинский был художником великолепного размаха и универсальности и создавал не только мозаики и витражи.
Мастер с великим тщанием исполнял миниатюрные почтовые марки, ибо считал, что почта несет культуру в самые широкие слои населения.
Мы снова листаем уникальную книгу.
Перед нами возникает сама жизнь. Картины природы, портреты близких, друзей, деятелей культуры и искусства.
Улыбается лукаво Алеш, замечательный художник и друг Швабинского, задумалась о чем-то тетя Марья.
Бродит по цветущему саду Эла, и снова Эла на лугу у маленького домика в Козлове, где я только недавно был ...
Книга закрыта...
Вмиг исчез целый мир образов, вызванный из небытия талантом художника.
Ведь именно в этом великая созидательная и познавательная сила реалистического искусства, воспроизводящего во всем богатстве нашу жизнь, время, современников. Я на миг себе представил наших далеких потомков, изучающих ребусы модернистского искусства XX века...
Что они почерпнут из этих сочетаний диких клякс, линий и геометрических фигур?..
Сюзанна подводит меня к картотеке, над которой она трудится уже много лет.
Это подвиг.
Подвиг натуры любящей и верной своему долгу.
- У меня есть взрослая дочь... Есть внуки. Я люблю их. Но главная моя забота, мой долг - довести до конца опись работ отца. В этом сейчас смысл всей моей жизни.
- Вот одна из последних фотографий Швабинского, - проговорила Сюзанна.
Скамейка в любимом сквере у дома художника.
Макс Швабинский в просторной куртке.
Добродушный. Большой.
На нем старая помятая шляпа. Он излучает редкую приветливость. Солнце заставляет его щуриться.
Улыбка прячется в седых усах.
Рядом с ним Сюзанна.
Похожая на озорного мальчишку.
Коротко стриженная, в веселом платье в крупный горошек. Непокорная челка.
Ямочки у уголков рта.
Раскосые милые глаза...
Слава фотографии, которая запечатлела эту прекрасную жанровую сцену, полную человеческого глубокого смысла -радости бытия!..
- Мне бы хотелось, - промолвила Сюзанна, - показать вам место, где работал Швабинский. Но это лучше было бы сделать завтра или послезавтра.
*****
...Академия изобразительных искусств...
Мы с Сюзанной поднимаемся по лестнице. Длинный коридор. Большие скульптуры. В конце прохода высокая дверь.
Огромное помещение. Верхний свет. Окно во всю стену. Студия художника.
- Вот там, - говорит Сюзанна, - отец писал. А напротив (Сюзанна показывает на противоположную стену, ныне пустую. - И. Д.) висели картоны к витражам собора святого Вита.
Собор святого Вита...
Острогрудый корабль... Порою кажется, что не облака плывут по осеннему лазоревому небу, а плывут башни храма, невесомые в своем порыве. Мы с Сюзанной подходим к дверям, ведущим в трефорий ...
Винтовая лестница. Гремят ключи...
Мы входим на хоры. Я глянул вниз. Люди. Крошечные люди бродили по мозаичному ковру мраморного пола.
Муравьи.
Но именно они, эти крошечные муравьи, создали это чудо. Этот громадный храм...
Мы еле протискиваемся по узкому проходу. Нас встречают изображения короля Карла IV и его многочисленных жен.
Мы знакомимся с образами строителей собора.
Перед нами во всем радужном блеске предстают витражи Швабинского...
Это труд, гигантский труд художника. Ведь надо было вписать в заданную архитектурную форму оконной рамы композицию, не диссонирующую с ансамблем. Это мог сделать только мастер высшего класса.
- Никогда не забуду, - прервала молчание Сюзанна, - какую бездну времени, труда затратил Швабинский, отбирая колеры стекол для витражей.
Каждый сантиметр, каждое стеклышко для этих многометровых громадин он обсуждал с мастерами.
От самого начала до конца он руководил монтажом.
Художник не позволял себе, как некоторые маэстро, сделав эскиз и картон, сбросить заказ с плеч.
Нет.
Как бы ни велика была мозаика или витраж и как ни был сжат срок, отец всегда трудился вместе с мастерами до полного завершения работ.
Это был поистине великий труженик.
В последние годы у Швабинского стали отказывать руки. Они болели и сильно дрожали. Но что поразительно, правая рука тряслась у него до тех пор, пока карандаш или перо не касались бумаги. Тогда вмиг происходило чудо. Рука становилась твердой, и он наносил тот единственный штрих, который был ему нужен.
...За огромным, во всю стену окном студии - золотая метель. Листопад. Ветер кружит в воздухе листья каштана.
- Отец любил писать пейзажи. Он боготворил родную природу и никогда не уставал удивляться лазурному небу с сиреневыми облаками, синим лесам, изумрудным лугам Чехословакии. Стены этой студии были всегда увешаны новыми этюдами, набросками, эскизами. Это была творческая лаборатория мастера.
Он работал здесь с 1925 года, буквально до последних дней своей долгой, долгой жизни. Хотя естественно, что в начале шестидесятых годов он стал бывать в студии реже. - Сюзанна вздохнула. - Потом он умер...
Сюзанна подошла к высокому окну. Маленькая, тонкая... За окном ветер все кружил и кружил карусель багряных, желтых, алых листьев...
- Вы знаете, - заговорила Сюзанна, - в жизни людей бывают эпизоды, на первый взгляд малозначащие, а потом с годами обретающие другой, более значительный смысл ... Помню, как однажды к Швабинскому в мастерскую пришел молодой художник, принес показать свою работу.
Я рассказывала вам, как трудно сходился отец с людьми, насколько он был поглощен искусством.
Но он любил молодежь и всегда охотно смотрел их произведения. Старый мастер поглядел на юношу, на медаль с рельефом, которую он принес с собой, и вдруг... стал показывать ему свою большую коллекцию бабочек.
Молодой скульптор оказался на редкость знающим любителем природы: он начал без запинки называть бабочек, не только по-чешски, но и по-латыни, чем настолько поразил и очаровал отца, что он даже согласился ему позировать для портрета.
Это было поистине удивительно, ибо до сих пор никому, кроме Яна Штурсы, это не удавалось.
Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам.
Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем
быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время
пошло.
2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...