Не могу не констатировать, что сегодня сотый выпуск рассылки. С чем я вас, уважаемые читатели, и себя поздравляю. Не надоело? Впереди еще много интересного. Еще не закончен первый том, а во втором - рассказы о выдающихся мастерах отечественного изобразительного искусства, начиная с Андрея Рублева и заканчивая самыми известными картинами и художниками, представленными в Третьяковской галерее. А в третьем томе - мастера советской школы - Грабарь, Кустодиев, Кончаловский... Оставайтесь с нами!
Одновременно с рассылкой рассказы выкладываются на сайте с фотографиями картин.
К
читателю
Однажды,
просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги
И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее
кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее
позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно
неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже
не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные
дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.
Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...
Рассказ
25. "Макс Швабинский" (продолжение).
Экспозицию первого зала открывает большое полотно.
«Бедный край»... Ветер... Холодный осенний ветер гнет к земле молодые березы. Гонит по огромному пустынному небу стаи облаков. Гуляет по склонам крутогорбых холмов. Шуршит по выжженной траве... Бугор. Синий вереск.
Молодая женщина. Такая же одинокая, как березка.
Стройная. Печальная. Одетая в скромное темное платье...
Она устала.
Ее босые ноги долго бродили по этой неласковой, скудной земле. Женщина выбилась из сил.
Жизнь ее тяжкая, непосильная. Беспросветная...
Широко раскрыты грустные глаза. Беспомощно разведены руки. Что делать? Как жить? Она силится что-то сказать нам... Что? О том, что ее молодость нелегка, что судьба уже измотала ее. Что она изнемогла. О том, что земля ее края сурова и трудно, очень трудно родит. Что много, очень много сил требует она от крестьянина... Труда и пота...
Ветер поет грустную и протяжную песню Верховины.
Известно, что позировала для этого холста художнику Эла, его будущая жена. Известно, как нелегко было служить моделью взыскательному живописцу, сколько сил потратил Швабинский, создавая свой шедевр...
Достаточно поглядеть на подготовительные этюды, написанные мастером в окрестностях Козлова, где он жил летом, чтобы понять, сколько труда, таланта вложено в это полотно, написанное в 1900 году...
Эла...
Она глядит на нас с десятков холстов Швабинского. Молодой художник не скрывает своих чувств. Он влюблен в свою юную супругу и от всего сердца радуется охватившему его ощущению полного счастья...
И этот простодушный восторг передается зрителю, и мы любуемся молодой женщиной, то задумчивой, то веселой и задорной...
С годами первый порыв охладел. Все чаще мастер пишет большие семейные группы, где появляются новые персонажи Словом, время накладывает свой неумолимый след на отношения супругов.
Швабинскому минуло сорок лет. Его талант достиг полного расцвета. Он работал как одержимый... Из-под его кисти, пера, резца выходили десятки новых творений...
Его слава росла.
Казалось, судьба мастера была безоблачна. Жизнь сложилась удачно, душа должна быть спокойна.
Однако все было не так... Мы не знаем, когда пролегла первая трещина в отношениях Элы и художника, но год от года холод и равнодушие овладевали бездетным домом Швабинских...
Вот полотно с простым названием «Ателье», или «Мастерская художника», которое отражает назревавшую драму в семье живописца...
«Мастерская художника». 1916 год. Название полотна ничего, кажется, не говорит. В центре композиции сам художник наносит на холст первые штрихи углем. Позирует модель в странном серо-голубом хитоне, в руках у женщины красные тюльпаны. На голове венок из желтых кувшинок... Желтый и красный - цвета-символы.
Нет ли и здесь скрытой символики?
Обратимся к остальным персонажам холста. В самой середине картины в нарядном белом кружевном платье томно расположилась в кресле супруга художника Эла.
Она с вымученной светской улыбкой-гримасой обращается к молодой женщине, стоящей к нам спиной.
Это Анна Верихова, супруга Рудольфа Вериха, который находится на картине рядом с мастером в черной строгой паре. Анна молчит. Она задумалась. Ее раздумье не напрасно...
Ведь Швабинский безумно влюблен в Анну. Эла не может не догадываться об охватившей мужа страсти. И, как всегда бывает в жизни, ничего пока не знает муж Анны - Рудольф.
Слышно, как шуршит уголь по шероховатому холсту, как шелестит тяжелое шелковое платье Анны и как беззаботно смеется ничего не подозревающая маленькая Сюзанна - дочь Анны...
Сюзанна тесно прижалась к тете Эле, схватила ее холодную руку и о чем-то спрашивает маму.
Прелестная Анна потупилась и молчит... Только нервные пальцы перебирают густые пряди тяжелой русой косы. Тишина царит в ателье... Но слышно биение сердец живых людей, любящих и страдающих...
Все в этом полотне насыщено предгрозовой атмосферой житейской драмы. И чем больше вглядываешься в холст, тем сильнее, глубже постигаешь остроту психологической завязки картины, мастерство реалистического письма...
Всего лишь «Мастерская». Всего лишь простая комната. Но это арена борьбы страстей людских... Как давно все это было! Наверно, давно уже нет в живых участников этой житейской драмы. А маленькая Сюзанна?
Может быть, она здравствует? Ведь на картине ей всего лет пять, не более.
Не буду описывать всех деталей поиска, но Сюзанна нашлась... в каталоге выставки в числе составителей, где она именовалась Сюзанна Швабинская.
Как мне рассказали, Макс Швабинский все же развелся с Эллой и и женился на Анне Вериховой, и впоследствии ее дочь Сюзанна стала Сюзанной Швабинской... И она жива!
...На другой день, узнав, что Сюзанна Швабинская в эти дни отдыхает в Козлове, где когда-то Швабинский приобрел маленький домик, мы решили посетить ее.
Чехословакия! Мерно дышит земля. Как пологие волны Влтавы, ритмичны линии холмов.
Через стекла окна видны репродукции с картин Швабинского. На полу две лейки.
Тихо.
Кричат петухи. Гудят пчелы. Далеко внизу, на косогоре, жгут солому, и ветерок доносит горький запах дыма.
За холмами вдали синеет бор. Дом пуст. Сюзанны нет. Голубые ставни домика растворены.
На подоконниках за стеклом красная герань.
Широкая, старая деревянная скамья.
Ветер шелестит в листьях бузины. Шевелит венчики табака и душистого горошка. Оранжевая бабочка села на коричневые от времени перила террасы...
«Здесь когда-то жил сам Швабинский», - подумал я.
Зеленый, тихий мир окружал нас.
Мы не дождались Сюзанны... Я сорвал на память бархатный фиолетовый цветок анютиных глазок. Вот и большая груша, которая теперь вечно цветет на этюдах Швабинского.
А вот и скамейка под яблоней, где так любил сидеть художник.
Маленький садик. Сливы. Яблони. Груши. Они остались навсегда в цветущих полотнах мастера...
Я легко себе представил в этой дремотной тишине белое платье Элы - первой любви, воспетой живописцем...
Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам.
Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем
быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время
пошло.
2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...