Вопрос соотношения природы и культуры в человеке - продуктивно решается,
например, Этологией человека (Human Ethology) и Эволюционной психологией. Из
российских этологов человека могу рекомендовать проф. РГГУ Бутовскую Марину
Львовну.
У нее не так давно вышла хорошая популярная книга по этологии человека:
"Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции". Более ее специальная
книга: "Язык тела: природа и культура". Хороший, но малодоступный сборник
под ее общ. редакцией: "Этология человека на пороге 21 века", 1999 г.
По эволюционной психологии издана на русском хорошая книжа: "Эволюционная
психология" Джек Палмер, Линда Палмер.
Best regards, Григорий
http://gora-torin.livejournal.com/
Трансгуманистическая перспектива эволюции человека... Хотите узнать больше?
Заходите на сайт http://www.transhumanism-russia.ru
Original Message From: "Vladimir Shmachkov" <vladimir_de_bilb***@y*****.es>
To: "rest.interesting.bessmertie (8672649)" <grigori***@t*****.ru>
Sent: Thursday, June 15, 2006 10:16 PM
Subject: Re: nature/culture
> Добрый день всем!
> Благодарю Вас за ответ, Григорий.
>> То, о чем пишет Владимир - это только процесс той или иной социализации
>> (инкультурации), это очевидно. И придавать этому статус непреодолимых
>> ("врожденных" или приобретенных) различий между людьми - попросту
>> неадекватно. И такие мнения могут проистекать только от непонимания
>> природы
>> человека, ИМХО. Это, в свою очередь, тоже следствие определенного
>> характера
>> социализации индивида.
> Тема, для меня, осталась открытой. Мне кажется - для многих тоже. Был бы
> рад всем, кто поможет прояснить следующее.
> Поведение индивида в обществе демонстрирует нам Аномалии - стойкие на
> протяжении всей жизни особенности в поведении, не обусловленные прямо
> увечьем или генетическим наследием (не передаваемые по наследству).
> Примеров можно привести множество: от гомосексуальных наклонностей до
> гениальности. Я столкнулся с этим на примере отношения к личному
> бессмертию: индивиды, со стойким стремлением к нему, начинают
> демонстрировать это в детстве (6-10 лет) и проносят через всю жизнь (см.
> книгу Эттинрера, записки Пичугина, могу сослаться на личный опыт и на
> частным образом взятые интервью).
> Мне кажется, что было бы неверным ожидать генетически обусловленные и
> воспитываемые качества, разделенные пропастью. Естественно предполагать
> постепенный переход со скачком качества от А к Б (*) в зависимости от
> пропорции генетических предпосылок и особенностей воспитания.
> * где под А я понимаю возможность (под Б - невозможность) наличными
> техническими средствами при разумных затратах и в ограниченный срок
> (скажем за несколько лет) индуцировать (погасить) в нем Аномалию.
> Меня интересует не общие - "о природе человека", а частные ("удалось
> показать действием") решения: вопрос перед нами стоит именно
> практический - не мировоззренческий.
> Может ли кто-нибудь помочь ссылками на исследования/содержательными
> комментариями по этой теме?
> Заранее благодарен,
> Владимир.