← Январь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
15
|
16
|
||||
22
|
23
|
|||||
27
|
28
|
29
|
30
|
|||
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://allbooks.ucoz.com
Открыта:
28-03-2004
Статистика
0 за неделю
Читаем вместе Харуки Мураками. Слушай песню ветра. (3/3)
Информационный Канал Subscribe.Ru |
* Читаем вместе. *
______________________________
Здравствуйте, уважаемые подписчики! |
От подписчика Муссона пришло предложение по дальнейшему развитию рассылки, за что ему огромное спасибо. >>Найдите 4-5 человек (обявите в рассылке), которые будут искать отзывы. Обдумав предложения, я его изменил и предлагаю в таком виде: По окончании публикации произведения, в течении недели любой подписчик может прислать рецензию на прочитанное, что, думаю, добавит оживления рассылке. В будущем, рецензии будут размещаться на сайте рассылки, так что Вы можете себя почувствовать еще и публичным критиком :-) Можно начинать прямо с этого выпуска, жду отзывы.... |
Харуки Мураками. Слушай песню ветра (3/3) |
Целую неделю Крыса ходил, как в воду опущенный. То ли приближавшаяся осень была тому виной, то ли та самая девчонка... Ни слова он не говорил на эту тему. Когда Крыса подолгу не появлялся, я приставал к Джею: - Слушай, а что такое с Крысой стряслось, как ты думаешь? - Да я и сам толком не пойму... Может, просто лето кончается? С приближением осени Крыса всегда впадал в депрессию. Он сидел за стойкой, тупо уткнувшись в книгу, а когда я пытался с ним заговаривать, отвечал односложно и без настроения. Когда на сумеречной улице свежел ветер и еле заметно начинало пахнуть осенью, он ни с того ни с сего забывал о пиве, принимался хлестать виски со льдом, без конца кидал деньги в музыкальный автомат, терзал пинбол, покуда машина не отказывалась с ним играть - и всем этим заставлял Джея нервничать. - У него, наверное, такое чувство, будто его оставляют позади, - сказал Джей. - Я его понимаю. - Как это? - Ну, все разъезжаются - кто работать, кто обратно в университет... Ты ведь тоже? - Да, я тоже. - Ну вот, видишь... Я кивнул. - А девчонка эта? - Чуть времени пройдет, и забудется. Помяни мое слово. - Что же там у них такое произошло? - Кто ж их знает... Джей принялся за прерванную работу. Я больше ничего не спрашивал. Кинул мелочи в музыкальный автомат, выбрал несколько песен и вернулся за стойку, к своему пиву. Минут через десять передо мной опять появился Джей. - Слушай, а Крыса с тобой ни о чем не говорил? - Нет. - Странно. - Почему? Джей задумался, протирая стакан. - Ему обязательно надо с тобой посоветоваться. - Ну, так что же он? - Это непросто. Боится, что ты его на смех поднимешь. - Да не буду я его на смех поднимать! - Но выглядит это именно так. Причем уже давно. Ты хороший парень, но - как бы это сказать - некоторые вещи почему-то считаешь суетой, недостойной внимания. Хотя я не хочу сказать ничего плохого. - Это понятно. - Все-таки я на двадцать лет тебя старше, и много чего повидал за эти годы. Поэтому отношусь к вам, как... - Как бабушка? - Да. Я чуть не подавился пивом от смеха. - Ладно, попробую с ним сам поговорить. - Давай, это будет правильно. Джей потушил сигарету и вернулся к работе. Я решил вымыть руки. Из зеркала в умывалке на меня смотрело мое отражение. Вернувшись, я выпил еще одну бутылку, чтобы отделаться от неприятного ощущения. 30. Было время, когда все хотели выглядеть крутыми. Незадолго до окончания школы я решил вести себя так, чтобы наружу выходило не более половины моих сокровенных мыслей. Зачем я так решил, уже не помню - но выполнял это строго в течение нескольких лет. А потом вдруг обнаружил, что и вовсе разучился выражать словами более половины того, что думаю. Каким образом это связано с крутостью, мне не совсем понятно. По-английски это называется cool, "холодный" - в этом смысле меня можно сравнить со старым холодильником,
который не размораживали целый год. 31. На следующий день я договорился с Крысой встретиться в бассейне одного из отелей на окраине города. Лето шло к концу, к тому же добираться туда было неудобно - поэтому народу в бассейне собралось немного, человек десять. Половину их составляли американцы, остановившиеся в отеле - вместо того, чтобы плавать, они самозабвенно загорали. Отель был выстроен в стиле аристократического особняка. По его роскошному двору, сплошь покрытому лужайками, тянулись розовые кусты, отделявшие бассейн от основного здания.
Они взбегали на невысокий холм, с которого хорошо было видно море, а также бухта и город. Мы с Крысой несколько раз сплавали наперегонки в 25-метровом бассейне, потом уселись рядом в шезлонгах и открыли холодную колу. Отдышавшись, я затянулся сигаретой. Крыса тем временем умиротворенно глядел, как в бассейне плавает молодая американочка. По безоблачному небу пронеслись несколько реактивных самолетов, оставив за собой белые, будто замороженные следы. - Такое впечатление, - сказал Крыса, глядя вверх, - что, когда
мы были маленькие, самолетов летало больше. Причем, в основном летали американские - двухфюзеляжные, с пропеллерами. - P-38? - Нет, транспортные. Огромные, куда там P-38... Одно время летали очень низко, можно было всю военную маркировку разглядеть. Еще помню DC-6, DC-7, а один раз видел "Сэйбер"! - Ну, это давно... - Да, при Эйзенхауэре. Тогда еще к нам в гавань крейсер зашел. В городе ступить было негде, кругом моряки. И патрули. Ты видел патрули? - Ага. - Теперь все куда-то пропало... Хотя это я не к тому,
что мне военные нравятся. Я кивнул. - Но "Сэйбер" был классный самолет! Пока не начал напалм сбрасывать. Ты когда- нибудь видел, как сбрасывают напалм? - Видел, в фильмах про войну. - Люди, они чего только не напридумывают! Хотя это они выдумали здорово. Кто знает, может лет десять пройдет - и по напалму будет ностальгия. Я рассмеялся и достал вторую сигарету. - Любишь самолеты, да? - Когда-то хотел летчиком стать. Потом глаза испортил и раздумал. - Понятно... - Небо люблю. Сколько угодно могу на него смотреть
- не надоедает. А когда не хочу, то просто не смотрю. Крыса замолчал минут на пять, а потом вдруг заговорил: - Иногда становится невмоготу. Осознавать, что ты богатый, и все такое... Бывает, хочется убежать. Понимаешь? - Как это "убежать"? - удивился я. - Хотя... Если тебе и вправду так хочется, возьми да убеги. - Наверное, это было бы лучше всего. Уехать в какой-нибудь незнакомый город, начать все с нуля... Разве плохо? - Что, и университет бросишь? - Да я его уже бросил. Никакой нет охоты возвращаться. Глаза
Крысы, спрятанные за темными очками, продолжали следить за плывущей девушкой. - А почему бросил? - Ну... Надоело потому что. Хоть и старался сначала. Так сильно, что самому теперь не верится. До всех мне было дело - не меньше, чем до себя. Даже полицейские меня из-за этого били. Но приходит время, когда каждый возвращается на свое место. Только мне некуда вернуться. Знаешь, есть такая игра - все вокруг стульев бегают, потом садятся - а одному стула не хватает. - И что ты теперь собираешься делать? В раздумье
Крыса вытер полотенцем ноги. - Думаю повесть написать. Ты как на это смотришь? - Ну, возьми да напиши. Крыса кивнул. - А какую повесть? - Хорошую. По моим стандартам. Я ведь себя талантом не считаю... Но, по крайней мере, смысл писательства я вижу в том, чтобы самому чему-то научиться. Правильно? - Правильно. - Писать надо для себя... Или, скажем, для цикад. - Для цикад? - Ага. Крыса потеребил висевшую у него на голой груди полудолларовую монету с портретом президента Кеннеди. - Несколько лет назад я с одной
девчонкой ездил в Нару (*12). Был ужасно жаркий день, и мы с ней часа три шли между холмов. Если нам кто и попадался, то только птицы, взлетавшие с пронзительными криками, да певчие цикады, трещавшие под ногами, когда мы шли по меже. И больше никого. Просто было очень жарко. Мы устали и присели на пологом склоне, опушившемся мягкой травой. Понежились на ветерке и вытерли пот. Под склоном пролегал глубокий ров, а за ним - густо поросший лесом древний курган, будто выступающий из воды остров. Императорская могила.
Ты ее видел когда-нибудь? Я кивнул. - И тогда я подумал: для чего же сделана такая громадина? Конечно, в любой могиле есть смысл. Все когда-нибудь умрут - и это как напоминание. Но здесь было как-то чересчур. Огромные размеры иногда меняют суть вещей до неузнаваемости. Фактически, это было вообще непохоже на могилу. Это была гора. Во рву плавали лягушки и ряска, а ограда вокруг заросла паутиной. Я молча глядел на курган и вслушивался в ветер, идущий со стороны рва. И то, что я тогда почувствовал, не описать
никакими словами. Даже нет, я не почувствовал - меня как будто завернули во что-то. Целиком и полностью. Ощущение было такое, словно цикады, лягушки, пауки, ветер - буквально все - превратилось в единое целое и течет через Космос! Крыса допил свою колу, уже без газа. - И вот, когда я собираюсь что-то написать, я всегда вспоминаю этот летний день и этот поросший лесом курган. И думаю, как здорово было бы написать что-нибудь для цикад, пауков и лягушек, для зеленой травы и ветра... Крыса умолк, заложил руки за
голову и уставился в небо. - Ну... И ты пробовал уже что-нибудь написать? - Нет. Ни единой строчки. - Ни единой? - Вы - соль земли... - Что? - Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? (*13) Так Сказал Крыса. 32. Дерек Хартфильд - несмотря на огромное количество своих произведений - крайне редко говорил о жизни, мечте или любви прямым текстом. В своей полуавто- биографической, относительно серьезной книге "Полтора витка вокруг радуги" (1937) - серьезной в смысле отсутствия инопланетян или монстров - Хартфильд сбивает читателя с толку иронией и цинизмом, шуткой и парадоксом, чтобы потом в нескольких скупых словах выразить сокровенное. 33. Зазвонил телефон. - Я вернулась, - сказала она. - Давай встретимся. - Сегодня можешь? - Конечно. - В пять часов у входа в YWCA (*15). - Что ты там делаешь? - Беру уроки французского. - Уроки французского?! - Oui (*16). Положив трубку, я принял душ и выпил пива. Не успел допить, как водопадом обрушился проливной дождь. 34. Иногда случается, что я вру. Последний раз это было в прошлом году. Врать я очень не люблю. Ложь и молчание - два тяжких греха, которые особенно буйно разрослись в современном человеческом обществе. Мы действительно много лжем - или молчим. Но с другой стороны, если бы мы круглый год говорили - причем, только правду и ничего кроме правды - то как знать, может, правда и потеряла бы всю свою ценность... 35. Зайдя в маленький ресторан недалеко от порта и слегка перекусив, мы заказали "Блади Мери" и бурбон. - Хочешь узнать правду? - спросила она. - А вот в прошлом году я анатомировал корову, - сказал я. - И что? - Вскрыл ей живот. В желудке оказался ком травы. Я сложил эту траву в полиэтиле- новый пакет, принес домой и вывалил на стол. И потом, всякий раз, когда случалась неприятность, смотрел на этот травяной ком и думал: "И зачем это, интересно, корова снова и снова пережевывает вот эту жалкую, противную
массу?" Она усмехнулась, поджала губы и посмотрела на меня. - Поняла. Ничего не буду говорить. Я кивнул. - Только одну вещь хочу спросить. Можно? - Давай. - Почему люди умирают? - Потому что идет эволюция. У отдельных особей нет энергии, которая ей нужна, поэтому она осуществляется через смену поколений. Хотя это не более, чем одна из теорий. - Она что, и сейчас идет, эта эволюция? - Понемножку. - А почему она идет? - Тут тоже много разных мнений. С определенностью можно утверждать лишь одно: эволюционирует
сам Космос. Имеет ли здесь место какая-то направленность или стремление к чему-то - вопрос отдельный. Космос эволюционирует, а мы - не более, чем часть этого процесса. Я отставил виски, закурил и добавил: - А откуда для этого берется энергия, никто не знает. - Никто? - Никто. Она разглядывала белую скатерть, гоняя кончиком пальца лед в стакане. - А вот я умру, пройдет сто лет - и никто про меня не вспомнит. - Скорее всего, - сказал я. 36. Чтобы дойти до ее дома, нам потребовалось полчаса. Вечер стоял замечательный. Поплакав, она чудесным образом повеселела. По пути к ее дому мы заходили во все магазины подряд и покупали всякую дребедень. Мы купили земляничную зубную пасту, цветастое пляжное полотенце, несколько датских мозаичных панно, шестицветный набор шариковых ручек - и, таща все это в гору, иногда останавливались, чтобы оглянуться на порт. - А машину ты так и бросил? - Потом заберу. - А завтра утром не поздно? - Да без разницы!
Остаток пути мы проделали, не торопясь. - Не хочу сегодня оставаться одна, - сказала она, обращаясь к булыжникам мостовой. Я кивнул. - Только ты ведь тогда ботинки почистить не сможешь? - Ничего, пусть сам иногда чистит. - Интересно, почистит или нет? - А как же? Он у меня человек долга! 37. Привет, как дела? Говорит радио "Эн-И-Би", программа "Попс по заявкам". Снова пришел субботний вечер. Два часа - и уйма отличной музыки. Кстати, лето вот-вот кончится. Как оно вам? Хорошо вы его провели? Сегодня, перед тем, как поставить первую пластинку, я познакомлю вас с одним письмом, которое мы недавно получили. Зачитываю. 38. В день моего отъезда в Токио я зашел в "Джей'з бар" - прямо с чемоданом. Бар еще не работал, но Джей пустил меня внутрь и налил пива. - Сегодня уезжаю вечерним автобусом. Чистивший картошку Джей покивал головой. - Скучно будет без тебя. И обезьян разогнать придется, - сказал он, ткнув пальцем в гравюру над стойкой. - А Крыса точно будет скучать. - Ага. - В Токио, наверное, весело? - Да везде одинаково. - Пожалуй... Я из нашего города последний раз уезжал в год Токийской олимпиады. - Любишь свой город?
- Ты ж сам сказал: везде одинаково. - Точно. - Хотя подумываю через несколько лет в Китай съездить. А то ведь ни разу не был. Корабли в порту увижу - и сразу вот такие мысли в голове. - У меня дядя в Китае умер. - Да?.. Там много народу полегло. А все равно все братья. 39. На этом кончается моя история, но есть, конечно, и эпилог. 40. И последний раз о Дереке Хартфильде. Хартфильд родился в 1909 году в небольшом городке штата Огайо. Вырос там же. Отец его был неразговорчивый телеграфист, а мать- маленькая толстушка, мастерица печь пирожные и гадать по звездам. Хартфильд-младший рос угрюмым ребенком и друзей не имел, проводя свободное время за чтением комиксов и бульварных журналов, либо за поеданием маминых пирожных. По окончании школы он начал было работать на городской почте, но очень скоро стезя романиста стала представляться
ему единственно достойной. В 1930 году он продал за двадцать долларов рукопись своего пятого по счету рассказа "Странные сказки". В следующем году он писал по 70 тысяч слов в месяц, еще через год его производительность возросла до 100 тысяч, а накануне смерти составила 150 тысяч. Согласно легенде, каждые полгода он покупал новую пишущую машинку "Ремингтон". Произведения Хартфильда были по большей части приключенческого или фантастического характера. В этом плане очень показательны "Приключения Уорда" в сорока
двух частях - самое популярное из его творений. На страницах этой серии Уорд три раза погибает, убивает пять тысяч врагов и покоряет триста семьдесят пять женщин, включая марсианок. Кое-что из этой серии можно прочитать в переводе. Очень многое Хартфильд ненавидел. Он ненавидел почту, школу, издательства, морковь, женщин, собак - столько всего, что и не перечислить. А любил только три вещи: огнестрельное оружие, кошек и пирожные, которые пекла его мать. У него была, наверное, лучшая в Штатах коллекция огнестрельного
оружия - после киностудии Парамаунт и НИИ ФБР. В нее не входили разве только зенитные установки и противотанковые гранатометы. Зато входил предмет его гордости - револьвер 38-го калибра с инкрустированной жемчугом рукояткой и единственной пулей в барабане. "Когда-нибудь я всажу ее себе в лоб", - частенько говаривал Хартфильд. Но в 1938 году, после смерти матери, он выехал в Нью-Йорк, поднялся на Эмпайр Стэйт Билдинг, прыгнул с крыши и расплющился, как лягушка.
Май 1979 г. Харуки Мураками
|
*** Форум рассылки http://www.forum.mybankir.com Ссылки на архив и формы подписки http://www.romanov.mybankir.com P.S.: Очень хотелось бы получить от Вас обратную связь - что бы хотелось почитать, предложения. |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: rest.hobby.readtogether |
Отписаться |
В избранное | ||